Как законно копировать известные картины

Ольга Лужбина
Можно ли создать копию известной картины? Да, можно. Но есть ряд моментов, о которых надо знать.

Картины Рубенса, Рембрандта, Айвазовского и других известных художников всегда завораживали зрителей своим мастерством. И конечно, многие хотели любоваться их произведениями в своем доме.

Многие художники писали авторские копии со своих работ, полностью копируя свое произведение либо добавляя некоторые детали. Посмотрите, сколько есть "Лунных ночей на Днепре" Архипа Куинджи, задумка одна, но каждое из полотен вышло по-своему оригинально и удивительно.

Некоторые думают, что от количества повторов ценность картины снижается, но вовсе нет, такие произведения написаны рукой одного мастера. Ежели покупателю все же хочется иметь картину в своей частной коллекции в единственном экземпляре, то заключается договор с художником, отчуждающим исключительное право на произведение. Картина в таком случае будет стоить в разы дороже.

Теперь обратимся к случаям, когда современный художник пишет копию известной картины художника. Вполне себе законно будет взять произведения, которые находятся в общественном достоянии.

По общему правилу в России, если прошло 70 лет со дня смерти художника, то имущественные права на его картины уже не охраняются (есть некоторые исключения из этого правила, поэтому кому особенно интересны нюансы, обратитесь к этой теме в статье "Что такое общественное достояние" в моем сборнике "Авторские права" ).

Что касается неимущественных прав автора, то они бессрочны. Написав копию шедевра, нельзя подписать картину своим именем, иначе это плагиат, а он наказывается по уголовному закону. Если же умышленно состарить полотно и выдать за подлинник, указав имя Рембрандта, то это уже мошенничество и наказывается более серьезно - на несколько лет можно попасть за решетку. Поэтому художник-копиист обычно пишет на обороте: копию картины Рембрандта создал художник Иванов в 2022 году.

Если картина принадлежит музею, то копировать ее в стенах музея можно лишь с разрешения дирекции. При этом художники намеренно изменяют размер картины, дабы предотвратить дальнейшие злоупотребления.

Копировать шедевр с фотографий можно, если картина указана в каталоге музея, потому что право первой публикации экспоната принадлежит музею. То есть, если вы нашли на официальном сайте музея картину и хотите ее скопировать по фото, то пожалуйста. Вы даже можете сами сходить в музей, взять разрешение на фотосъемку и сфотографировать ее, а в дальнейшем и написать копию. Но если картина, которую вы увидели в музее, не опубликована ни на их сайте, ни в каталогах, то копировать ее  нельзя.

Еще один важный  момент, связанный с картинами, перешедшими в общественное достояние, но находящихся во владении музея или частного лица. Продать или использовать в коммерческих целях копию такой картины можно лишь с их согласия. Так, Эрмитаж выиграл суд с предпринимательницей, которая для украшения своего офиса и сайта использовала переработанную копию картины Гейнсборо "Дама в голубом" со своим лицом без разрешения музея.
 
Создать абсолютную копию картины нашего современника, которая еще не перешла в общественное достояние, в целях ее последующей продажи или дарения, без согласия автора нельзя! А что можно? Можно написать аналогичную картину для своего дома, или скопировать, если вы только учитесь рисовать. Или написать картину по мотивам произведения - то есть, взять за основу идею и нарисовать собственную картину. Например, вам понравился натюрморт с сиренью. Вы ставите свой букет и пишете свою картину с натуры.

Рисуйте, творите, соблюдайте правила, и проблем у вас никогда не будет.