Спектакль по мотивам Р. Тома. 22. 04. 2022

Ольга Немежикова
ОСОБЕННО ЯРКИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ

Дипломный спектакль студентов СГИИ 4 курса «НЕДОРАЗУМЕНИЕ» (22.04.2022) по пьесам Р. Тома «Ловушка», «Попугаиха и цыпленок».
Режиссер-педагог – худ. руководитель курса, заслуженный работник культуры РФ, профессор Е. В. Бубнова.

Комедия! Комедия! Причудливые персонажи, беспечные служащие. Но… почему беспечные? Просто они умеют оставлять неразрешимые проблемы за дверями конторы, а проблемы конторы и, тем более, мэтра (ненавистного!) — пропускать через смех, чтобы не плакать. Ведь им всем так хочется жить! И любить! Невзирая на череду трупов. И за это «так хочется жить!» комедия во все времена вне конкуренции для многих и многих зрителей.
«Убийство-то хоть стоящее?» — устало, но деловито гнусавит Рели Гранден (Андрей Андреев). «Подыхающего» комиссара полиции выдернули из постельного режима, чтобы он между делом «стал человеком» при хорошей женщине — Алисе Постик.
«Ну я же го-во-ри-ла!..» — ликует Алиса (Юлия Шкирятова), стоя на коврике на четвереньках, с довольной миной оборачиваясь к дорогому Релишеку. Наконец-то восстановлено её доброе имя — так досадно было чувствовать себя одураченной. Отныне показания и предположения Алисы — не пустой звук, а указующий перст! Ну, почти указующий!
«Жертва!» — возглашает молодой полицейский (Илья Коробейников), как по команде «Кругом!» разворачивая сюжет.
«Клара, почему тебя не было в опере?» — искренне удивлён мэтр Роше (Александр Спирин). Господи, думаем мы, с того света вернулся — какая опера?! О, этот нотариус не прост и не слаб, он крепко держит в руках контору, жену и обстоятельства.
«Мы давно не интересуемся личной жизнью друг друга», — не особо о том жалея, сообщает Клара Роше (Яна Игнатенко). Благодаря неожиданному воплощению образа в спектакле от 19.02.2022 Клара представляется самой загадочной героиней, не зря именно вокруг супруги мэтра возникает интрига «Недоразумения». В двух спектаклях (19 февраля и 22 апреля) Яна Игнатенко показала две разных трактовки характера своей героини. В последней Клара — нервная, изнеженная дама с серебристым голосом, ожидаемо реагирующая на всякий раздражитель.
Более интересной и оригинальной представляется первая трактовка, с Кларой Роше, потрясающе отрешённой от событий. Такую реакцию дамы хочется разгадать! Как бы колышется завеса, вызывая домысливание. Тайна образа держит внимание и после спектакля, хотя обычно комедийные истории вместе с персонажами не особенно долго гостят в памяти: как говорится, с глаз долой, и сердце вон. Но ситуацию Клары Роше так и хочется представить «до» и «после», особенно в контексте довольно странных отношений супругов.
Приходит, например, мысль о мезальянсе, объясняющая сцену внимания и вручения дорогого подарка на заключительном рождественском банкете: никому мэтр Роше не уступит богатую жену, которая рано или поздно угробит себя зависимостью от призрачного чувства блаженства. Ему всего-то остаётся быть с нею галантным. И цыпочек на его век хватит с избытком.
«Он был такой, такой… Он всегда дарил мне конфеты!» — бьётся о стену Сюзанна Брессар (Дарья Колтович) — отличный сотрудник, личный секретарь мэтра Роше и жертва платонической любви с пафосом страданий напоказ, которые мэтр Роше великодушно принимает. Графически строгая Сюзанна, чеканя шаг, острыми каблуками вбивает свою страсть в окружающую действительность, и в этом особый нерв.
«Я был бы счастлив, я её люблю», — с уверенной улыбкой парирует Робер де Шеранс (Виктор Петраковский) выпад Сюзанны, которая упрекает его в амурной связи с мадам Роше. Робер только что прирезал любовника мадам, но это нисколько не мешает ему держаться подчёркнуто галантно и естественно — всё идёт по плану!
«Я — умная!!!» Кто бы сомневался в Вирджинии, в счастливые мгновения до наивности довольной собой! Открытый вопрос: что подразумевать под умом? Надо обладать неистовой женственностью, чтобы, не растекаясь по древу, не заморачиваясь предательскими сомнениями, оттачивать богоданный талант кокетства — истинное достоинство девушки среди мужчин, восхищённых этим достоинством. Картинка на память: надрывается телефон, но Вирджиния первым делом тонкими пальчиками привычно присобирает сгибы рукавчиков — один, другой (чтобы согнутые ручки смотрелись премило), поправляет кончики бантика на груди и только тогда берёт трубку. Вирджиния всегда во всеоружии перед встречей, которая может оказаться волшебной!
«Я играла и прогорела», — привычно констатирует очередной проигрыш медсестра Берто (Валерия Деряженцева). Она понимает, что азарт сильнее её воли, придётся кормить это чудовище. Чем закончится пир, лучше не думать. Впрочем, быстрый исход всегда отыщется в чемоданчике, а пока — дамы и господа, делайте ваши ставки!
«Мой ангел...» — настаивает Флоранс (Мария Бабина), заставляя Даниэля (Вадим Кудрявцев) признать в ней законную супругу. Все средства хороши, и на его месте любой бы свихнулся. Только не Даниэль:  «Этим меня не проймёшь». «Этим»: пеньюаром, чулочками, вниманием, красивым блюдом с едой… Не нужна ему прелестная козочка, верните носатую верзилу Элизабет — наследницу дядюшки-миллиардера! Даниэлю и так плохо, а тут ещё этот, в сутане…
«Я  не привык, чтобы так обращались с женщинами!» — мсье кюре (Алексей Ефимов) картинно вскинул десницу, привычно приняв исполненную достоинства позу. В ней он неотразим, и ему о том прекрасно известно.
Стильный бродяга Мерлуш (Антон Уилер), в меру расслабленный, в меру держащий нос по ветру, искренне рад прекрасной осенней погоде, великолепным пейзажам и обнаруженной в уютном горном домике бутылочке. Видимо, когда-то Мерлуш знал лучшие времена — ему не чужда культура потребления вин, и вообще культура. Мерлуш настолько обаятелен, что успевает вызвать искреннее сочувствие преждевременной смертью, которая, к счастью, оказалась мнимой.
Коварные замыслы разоблачены, любовь победила, ёлка и Рождество, все радуются жизни! Комедия! Комедия!