Воспоминания

Уральская Марина Александровна
Дедушка ушёл из жизни давно. Так давно – что с трудом вспоминается его лицо. Помнятся только глаза – невероятно синие, красивые, иногда строгие, а иногда весёлые, с шутливостью небольшой.
Дедушка был скромен в еде, остроумен, любил шашки, домино.
Помню, как дразнил меня маленькую песенкой «Калинка – Малинка». Как говорил всегда: «Маринка – хорошая девчонка».
Помню, как с гордостью часто на всякую чушь отвечал: «Я – русский офицер, я три войны провоевал».
…Война Великая Отечественная. Как разрушительно сильно она ударила по всем семьям бывшего СССР. Отголоски той войны прокатились жутким эхом по всем.
Помню дедушку подружки с девятого этажа без ноги. Помню соседа из четвёртого подъезда с обожжёнными руками и, кажется, изуродованным, обожженным лицом – маленькая любопытствовала у мамы: «Что с дядей?» «Он служил танкистом», - отвечала мама…
Дедушка мой был тоже ранен. Хотели ему ампутировать ногу – да он не согласился, подписку давал. Пятку только ампутировали, бабуля до конца дедовых дней обрабатывала раны дедушки, выбирала оставшиеся осколки.
Во дворе мужики любили деда. Он замечательно пел. Я глупенькая была в подростковом возрасте. Не понимала. Не знала. Всё-таки детству спасибо. За мирное небо, за учителей, за школу, за надежду.
Дедушка к концу дней своих ослеп. У него много было ранений. В госпитале на Кавказе, мама рассказывает, деда выхаживали. Бойцов встречали там, как родных по рассказам деда.
Дедушки не стало в 2001 (или 2000 – плохая память у меня). В конце девяностых он еле ходил по квартире, почти на ощупь. Бабушка каждый день рассказывала деду новости, он не верил, что нет больше СССР, что все рассорились. «Врёте вы всё, девки, не может быть, что все теперь отдельны – за что я воевал?»
Одна маленькая деталь – дедушка спал при свете настольный лампы. Так, наверное, многие спят – кто пережил войну.
Вечная память защитникам нашей необъятной Родины.
                05 мая 2022 года.