Сальвадорская литература 20-21 век

Валерий Орлов-Корф
Сальвадорская литература (20-21 век) – Латинская Америка.

До испанского завоевания (1524) на территории Кускатлана (сегодняшний Сальвадор) жили племена майя-киче. От их богатой культуры почти ничего не осталось. Историки указывают на древние монументы с нерасшифрованными надписями, которые может и откроют прежнюю историю древних племен. До 1821 года историки утверждают, что местные авторы, в своем большинстве, сочиняли религиозные произведения.
Развитие сальвадорской литературы начинается с 1841 года (образование самостоятельной республики): М. Альварес Кастро, его поэзия связана с романтизмом; Э. Ойос, поэт-романтик, сборник «Апострофы»; Х. Х. Каньяс (1826-1918), автор патриотических стихов.
В конце 19 века в литературе Сальвадора происходила жаркая борьба писателей-романтиков (журнал «Сальвадорский репертуар») с молодыми писателями, которые пытались сбросить «ярмо одряхлевшего романтизма» (журнал «Юность»).  В журнале «Юность» печатался известные поэты – Ф. Гавидиа (1863-1955), который сумел соединить в испано-американском модернизме национальную проблематику с новаторской техникой стиха («Сочинения» 1913); Х.Э. Авила (1892-) – поэт-модернист, который придерживался стороны развития новой формы стихосложения.
В  начале 20 века в сальвадорской литературе получает развитие проза, в который моменты реалистических исканий тесно переплетались с костумбристскими веяниями (тщательное описание жизни и быта людей): А. Амброджи (1875-1936) «Книга о тропике»1916;  Э. Альварадо (1845-1929); Ф. Эрреры Веладо, сборники «Ложь и истина», «Кокосовое молоко» (1929); А. Масферер (1868-1932), книги «Семь струн лиры», «Гелиос» (1928); Х. М. Перальта Лагос (1873-1944), сатирико-реалистические произведения «Язвительно насмехаясь», «Мазки» (1925); С.Саласар Арруэ (1899-), сборник «Рассказы» (1968).
В 1930-40-ые годы в писательской среде Сальвадора большим успехом пользовались декадентские и формалистические течения. Писатели-авангардисты: Х. Вальдес (1893-1934), сборник стихов «Чистая поэзия»; В. Росалес-и- Росалес (1894-) – пытались с в мировой декадентской литературе найти свои литературные корни. В последующие десятилетия литературная жизнь мало изменилась, если не считать появление экзистенциалистской направленности: У. Бенеке, пьесы « Рай для неблагоразумных» (1956), «Панихида» (1959); У.Линдо (1917-), сборник стихов «Тринадцать мгновений» (1959). Некоторые писатели рассматривают в своих произведениях и социальные темы: М. А. Эспино (1902-), роман «Люди и смерть»; Р. Веласкес (1913-), роман в Неоновой сельве» (1956); К. А. Кастро (1926-), роман «Настоящие мужчины» (1959); О. Эскобар Веладо (1919-1961), сборник стихов «Дерево борьбы и надежды» (1951).
Ф. Эррера Веладо «Кокосовое молоко» сборник рассказов 1962 года.
Отчего в Сонсонате так много кокосовых пальм
«…Жил в Мексиканском квартале известный виноторговец — сеньор Теодоро, по прозвищу Добряк. Все соседи любили его за благочестие и услужливость. Добрый человек! Его кувшины с гуаро всегда были в распоряжении несчастных, которые мучились с похмелья.
И вот по предложению ньо Добряка, доведенные до отчаяния грозящим наводнением, сонсонатцы обратились за помощью к святому.
— Пойдемте крестным ходом со святым Иосифом, — взывал Теодоро.
Так и сделали.
Из церкви под проливным дождем вынесли статую святого и с молитвами, с причитаниями понесли ее на носилках вдоль берега, вверх по течению реки. Святого, как плащом, прикрыли по местному обычаю суйякалем.
Вскоре все увидели чудо. Хотя дождь и не прекратился, воды реки неслись уже с меньшей яростью. Нечего и говорить, что мы все — по выражению кумушек из Мексиканского квартала — «чуть глаза не сломали». Но что действительно было потрясающим — здесь-то несомненно и началось чудо — это религиозный пыл, с которым ньо Добряк молился над разъярившейся Хулупе, взывая к святому Иосифу…»
Клаудиа Ларс (1899-) – поэт-лирик, стихи которой отличаются особой музыкальностью. Ее известные сборники: «Куда приводят шаги» (1953), «Звезды в колодце» и др.
Отрывок из стихотворения «Песнь об индейском ребенке»:
« Смуглый малыш уснул…
Вот отыскать бы на свете
Того, кто влил ему в жилы
кровьОрехового цвета.
Может быть, ком земли
В этом замешен действе;
Может, сова-науаль,
Проданная индейцу?
Ох, и глядела я –
Всю обошла землю! –
На маис и магей,
На вулканы и сельву…
Тише: проснется малыш…»
Роке Дальтон Гарсиа – его считают одним из ярких писателей 60-ых годов в Сальвадоре. Известность ему принесли книги: «Окно в лице» (1961), «Свидетельства» (1964) и др. Отрывок из стихотворения «Иду к твоим богам»:
«Отчизна,
Крестьянка-мать,
Я умолкаю, голос твой заслышав,
И чувствую, как сердце наполняет
Любовь к тебе!
Когда я думаю об улицах угрюмых
И о горах, стремительно взмывающих
В заоблачную высь…
О времени, летящим над тобою,
И о глазах, в которых смерть застыла…
Я в битвы за тобой иду, отчизна!
Ты словно роза в сердце распустилась!»
Орасио  Кастельянос Мойя (1957-) – сальвадорский писатель, который в своих произведениях большое внимание уделяет борьбе за свободу своего народа: романы – «Бессмысленность», «Дьяволица в зеркале». «Отвращение: Томас Бернхард в Сан-Сальвадоре», «Больше никогда!» (2002). Награжден многими литературными премиями. Хасинта Эскудос – писательница родиласась в Сан-Сальвадоре; повествовательность ее произведений взаимодействует с экспериментальными формами и техниками. Читателям известны более двадцати ее произведений. Награждена многими литературными премиями.
Хьюго Линдо (1917-1985) – сальвадорский писатель, дипломат, преподаватель. Первая его литературная работа была напечатана в 1943 году – «Евхаристическая поэма и другие». Позже он написал интересные поэтические произведения: «Книга часов» (1948), «Симфония предела» (1953), «Тринадцать экземпляров» (1959), «Разнообразная поэзия» (1961), и др. Три тома его полного собрания стихов были опубликованы под названием «Завтра будет в изумлении» (2006-2010). Критики отмечают его произведения: «Божий крюк» 1956, «Справедливость, господин губернатор!» (1960), «Каждый день прилагает свои усилия» (1965), «Я – память» (1983). О его литературных симпатиях трудно писать – большое разнообразие: от нежной лирики до грубого реализма политической борьбы.
Марио Бенкастро (1949-) – современный сальвадорский писатель, произведения которого раскрывают внутреннюю жизнь сегодняшней страны. Читателям известны три его романа и драма «Перекресток» (1988). Критики особо отмечают произведения о Гражданской войне в Сальвадоре и ее последствия.
Литература:
1. Латинская Америка. Литературный альманах. М. 1988 г.
2. Краткая литературная энциклопедия. М. 1966г.
3. Поэзия Латинской Америки. М. 1975г.
4. Журнал. «Иностранная литература». М. 1985 г.