Он постоянно рвался в бой

Нина Пигарева
(Фотоколлаж автора)

Очерк
-------

Не знаю кому как, а мне общение с пожилыми людьми всегда доставляет особую радость. Наверное, потому, что исходит от них живительная сила, дающая добрый заряд положительной энергии на долгое время. Почти каждого из ветеранов коснулась своим чёрным крылом война, имя которой — Великая Отечественная, — оставившая неизгладимый след в их судьбах. Однако не ожесточились, не очерствели их души.
Что же касается участников войны, то здесь особый разговор. Об одном из таких людей и будет мой рассказ.

...Родительское гнездо Миша покинул рано. На начало войны восемнадцатилетний паренёк с двухгодичным стажем работы на авиационном заводе Воронежа уже зарекомендовал себя специалистом высокого класса и потому сразу же на него распространилась бронь. Но крепкий, выносливый сельский парень не смог с этим согласиться. Вместо Куйбышева, куда он должен был следовать вместе с эвакуированным заводом, Миша явился в военкомат с одной просьбой — отправить его добровольцем на фронт. И добился своего. Для первоначальной подготовки парня направили в Гороховецкие лагеря, а позже в Саранске он прошёл курсы младшего командного состава. И наконец-то рвущийся в бой сержант Михаил Маслов в декабре сорок первого получает первое боевое крещение под Тулой.

— Не умели мы тогда ещё воевать, — считает Михаил Фомич, — с криками "Ура! За Родину! За Сталина!" шли в лобовые атаки на врага. В первую же неделю наши пехотные части поредели на несколько тысяч бойцов.

Недолго пробыл в строю и Михаил. Через месяц с осколочным ранением кисти правой руки он попадает на два месяца в госпиталь. Продолжил он свой боевой путь стрелком-бронебойщиком. Теперь его задачей было уничтожение самоходной тяжёлой техники и поражение огневых точек врага. С апреля по август сорок второго исправно выполнял своё воинское дело Михаил, пока вновь не получил ранение. На этот раз с раздробленным плечом уже на более длительный период он оказался на госпитальной койке.

При выписке спросил его полковник: "Как, Миша, у тебя с голосом?". Не понял вначале Михаил, к чему этот вопрос, но ответил: "Вроде бы нормально".

— А со слухом как обстоят дела? — продолжил беседу командир полка.

— Да тоже вроде бы ничего,— застенчиво ответил боец.

Короче говоря, после этого разговора откомандировали Михаила на курсы радистов, а по окончании — направили на Третий Белорусский фронт начальником радиостанции.

В сорок четвёртом Михаил перенёс очередное ранение. "Подлатали" в полевом медсанбате. А вот последнее, при взятии Кенигсберга, вновь надолго выбило его из строя.

Ждал его теперь учебно-танковый полк в Рязани. Когда закончились курсы механиков-водителей, вместо передовой его решили оставить здесь для дальнейшего обучения курсантов. Но Михаил воспротивился...

Комполка взглянул на Мишу,
По-отцовски пробасил:
"На тебя глядеть мне, слышишь,
Не хватает больше сил.
Оглянись, живого места
Нет на теле у тебя.
Поди, дома ждет невеста,
Мать и прочая родня.
Что ж ты рвешься то и дело
Постоянно в смертный бой,
Что играешь ты так смело
С чародейкою-судьбой?
Второй жизни не бывает,
Ты ж не жил совсем, сынок,
А война не разбирает,
Все равны пред ней, браток...".

Уже чувствовалось приближение Победы, и Михаил согласился на уговоры полковника остаться в училище для подготовки будущих танкистов...

В июле сорок шестого Михаила демобилизовали и он вернулся в родное село Каширское. На радостях достал отец из-за божницы несколько бутылок русской водки. Родственники, приглашенные друзья, соседи с гордостью чествовали кавалера двух орденов и одиннадцати медалей Михаила Фомича Маслова. А стоявшая рядом на столе доверху налитая стопка напоминала, что его младший брат сложил голову ради всех живущих на земле. И утирала мать весь вечер катившиеся по щекам слезы радости и горя. Не менее трепетно встретила Мишу и его девушка Валя, которая верно ждала бойца все эти долгие, тревожные дни и ночи, посылая на фронт тёплые, задушевные письма.
Вскоре она стала ему преданной женой, нежной подругой, любящей, заботливой матерью для троих родившихся дочерей.

Во время войны Михаил Фомич пополнил ряды КПСС. По сей день считает он, что коммунисты в большинстве своём были порядочными людьми. Никогда об этом не забывал и Михаил Фомич, занимая руководящие посты, работая в райкоме партии. Одно время возглавлял эксплуатационный отдел автохозяйства. Вёл секретарские дела парторганизации колхоза "Победа".
На заслуженный отдых уходил с должности агронома откормбазы, где также отвечал за партийную работу.

...Девять лет назад ушла из жизни его любимая жена. С трудом переносил он эту тяжкую утрату, свыкаясь с невеселой долей вдовца. И когда женился его внук Алексей, Михаил Фомич от чистого сердца предложил молодожёнам свою крышу над головой, и они согласились.

— Дедушка, — говорит Оля, супруга Алексея,— мне стал как родной, такой внимательный, добрый, обходительный, во всем помогает, а самое главное — никогда не вмешивается в наши житейские проблемы.
А их маленький сынок Данечка вообще души не чает в прадедушке, который отвечает ему взаимностью. Небогат пока что словарный запас у правнука, но понимают они друг друга с одного взгляда, легкого подмигивания, с ласковой улыбки...

2000 год, с. Каширское, Воронежская область.