Точка непадательности Часть 3

Яков
...продолжение...

Прошло  около  двух недель прежде чем  молодой монах снова приехал к старцу на  беседу.  Войдя через  калитку во  двор, молодой монах  не  обнаружил  старца  ни в  доме,  ни на  огороде и  только открытая  дверь  сарая  подсказала, что старец  может  быть там.

Войдя  в сарай,  молодой  монах  застал  старца за перебиранием лекарственных растений.  Старец аккуратно сортировал  растения  для  сушки, удаляя  сорную  траву, примеси,  пожелтевшие и повреждённые  листья.

– О, кого я  вижу,  – с  улыбкой произнёс старец. –  Только о тебе недавно и  подумал.

– Здравствуйте, отче,  –  приветливо  ответил молодой монах, –  травки  на  сушку  готовите ?

– Да, вот решил  подсушить  немного  мяты,  шалфея  и тимьяна.  Сейчас самое  время  первого сбора,  травка в  самом соку  и  ещё  не  ушла в  цвет.  Ты  оставь в  доме  вещи и приходи, будешь мне помогать, мы с  тобой быстро управимся, а  заодно и поговорим.

Молодой монах оставил дома сумку  и пришёл в сарай помогать  старцу  перебирать  лекарственные  травы, которых, как  оказалось,  было  не  так  уж и  мало, а  два больших  картонных короба.  Старец объяснил монаху принципы  сортировки и удаления ненужных  частей и  они  принялись за работу.

– Ну,  рассказывай, с  чем приехал?  – первым  задал  вопрос  старец.

– Я даже  не знаю с  чего начать, – ответил  молодой монах. –  Меня глубоко потряс наш последний  разговор и особенно  то, что христианство и православие  мало чем  отличается от  других религий.

Нам в  семинарии на курсе  апологетики говорили в  точности противоположное, что христианство и православие – это единственно истинная религия  и  вероучение, данное людям самим Богом,  а  всё  остальное – это ереси и искажения  и  нет  иной  истинной  религии.

То  же самое  все  говорили и в монастыре,  поэтому твоё  откровение, отче, сильно  пошатнуло мои представления о  христианстве  и православии как  истинной  религии  и я даже  в  некоторой растерянности  после  нашего последнего  разговора, – не совсем решительно ответил молодой  монах.

Старец  на мгновение прервал работу  и посмотрев  внимательно на молодого монаха  ответил:

– Я  тебя прекрасно понимаю, поскольку сам  прошёл  через  всё  это.  Дело в  том, что апологетика – это необходимая  защита  своей  веры  и  религии  от ереси и акривии. Любая религия  и вера нуждается в  защите, а  не  только христианство и православие, поэтому своя апологетика есть в  каждой религии.

Если  бы  ты был приверженцем иудаизма  или ислама,  ты  бы  точно  также  верил  в  истинность  только  своей  религии  и  защищал  бы её  как  и  христианство  с  православием.  Поэтому религиозная  апологетика  – это  совершенно  нормальное явление в  каждой  религии, а  не  только в  христианстве и православии.

Вопрос  тут скорее  в  другом –  кому  из  верующих  той   или иной  религии  нужнее  апологетика, а кому  она  не  нужна  совсем. Вот  это более  серьёзный вопрос  и как  бы  ты  на  него  ответил ?

Молодой монах несколько опешил от неожиданного вопроса старца, но собравшись с  мыслями,  ответил:

– Я  думаю что  апологетика нужна  тем, кто  только  обращается  и  ещё не  крепок в  вере, чтобы  не  разочароваться в своей  религии, а  не  нужна она  тем,  кто уже достиг  совершенства  в  своей  вере и  уже  в  ней  не  разочаруется.

– С  большего верно,  – отреагировал  старец  и  задал  следующий  вопрос:

– А кто по-твоему  крепок в вере ?

– Наверно  тот,  кто  достиг  точки непадательности ? – неожиданно для самого себя  ответил  молодой монах  и сам  удивился своему  ответу.

– Ну, конечно. Ты сам и ответил на свой  же  вопрос.  Апологетика – это  костыли и  ходули для  того, кто  слаб и  только двигается  к точке непадательности,  а  тому, кто  этой  точки достигает и  видит  единство  Логоса, апологетика  и защита  только своей   религии  уже  не  нужна,  поскольку он просто  видит единство всего  сущего перед Богом  и  то как  разными  путями все  двигаются к  одной  цели.

Не  об  этом  ли Христос  сказал  своим  ученикам – «И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием».  Это в  точности иллюстрирует схема  аввы Дорофея о колесе  истины в  виде  сходящихся в  центре  радиусов.  Если центр  колеса  условно  принять за  точку непадательности из  которой открывается  единство всех радиусов, то какой радиус ни  возьми, он всё  равно ведёт к  центру и  равен  другому  радиусу.

Так же и с  мировыми  религиями, которые  подобны  отдельным радиусам и христианство – это  лишь  один путь  из многих  в  большом  колесе  Истины. Да,  пока  ум  человека двигается  от края колеса  к  центру, ему  нужна  защита веры, но  как  только он  достигает  центра,  он  видит единство всех остальных перед Богом  и защита  ему  больше  не нужна.

– Значит, апологетика – это удел только новоначальных и воцерковляющихся, которые ещё  не достигли  точки  непадательности ? – с  удивлением  переспросил  молодой монах.

– Разумеется, – спокойно ответил  старец, – апологетика – это  удел   новообращённых, воцерковляющихся  и  священства,  а  инокам,  схимникам и  исихастам  никакая  апологетика уже  не  нужна, как  непосредственно  предстоящим  Духу,  знающим   Логос, а  потому  не  сомневающимся  в  единстве Бога  ни  на  йоту.   

Именно поэтому истинной религией можно считать  любую религию, которая непосредственно приводит  ум  к Логосу  и Духу  через точку непадательности, как  точку  повышенного осознания.  Насколько я  знаю, эту  задачу  решают многие религии  и  духовные  учения, а  не  только одно  христианство с  православием.

Отличие христианства от  других религий имело  место в прошлом и состояло в  том, что сам Мессия и посланник Отца –  Иисус Христос  дал своим  ученикам прямое знание  и откровение об Отце, Логосе  и новом  человеке,  но  как  ты  знаешь,  люди не приняли Христа  и  Его  учения, а  распяли, как еретика.

–  Но ведь христиане приняли  Христа  и Его учение ? –  возразил  молодой монах.

– Да,  приняли,  это факт, но  что  это им  дало,  если после принятия  всё  учение  Христа  об Отце, Логосе  и спасении в  новом  человеке  было  подвергнуто  жестокой цензуре, схоластике  и профанации в  угоду массовой религии и кесаревой  церкви?

Каковы  плоды  принятия  христианами  учения  Христа,  если за  последние полторы  тысячи  лет  оказалась безвозвратно  утраченной  основная его часть, касающаяся самого глубинного духовного знания об Отце,  о Логосе, о  душе,  о новом  человеке, а сохранена только самая поверхностная моральная  и  обрядовая часть, которая  не приносит  никаких  плодов, кроме  социальных ?

У молодого монаха  не  было аргументов  против этого филигранно  точного  и неопровержимого  довода старца, который  безжалостно и  трезво  обнажал самую  больную  сторону современного христианства и православия – его схоластическую, моральную и обрядовую поверхностность за  которой  уже  не  стояло глубинного святоотеческого знания о  Логосе  и  о  душе.

Видя  это несколько  подавленное состояние  молодого монаха, разочарованного откровением,  старец решил  его поддержать и  приободрить:

– Но ты  не  должен,  брат, из-за  этого  так  сильно  расстраиваться. Правда лишь  такая, какая  она  есть. Я  лишь  сообщил  тебе  горькую  правду  о состоянии современного христианства и православия, которое не  устояло  под натиском  мира и  кесаря  и  из  учения Христа  и  знания  отцов  о духовном совершенстве  превратилось в  идеологию морализма и  философию  мирского благочестия.

Но  истина состоит совсем  в  другом. Несмотря на  все  искажения, подмены  и наслоения  корни и истоки  христианства  и восточного  православия  по-прежнему  остаются  неизменными и  являются олицетворением самой Истины и подлинного учения Христа.  Другой  вопрос в  том, что добраться до этих  корней  становится сегодня уже крайне  тяжело, поскольку  много чего утрачено, а  многое  искажено.

В восстановлении  учения Христа  могло  бы  помочь  учение  отцов  о  душе,  но и оно сегодня  в  церкви  профанировано, рассеяно по  тысячам  творений  и не  сведено в  единую систему  святоотеческого  духовного знания.  Но один верный  путь к  нему всё  же  остаётся,  –  с  хитроватой  улыбкой заметил старец. – Может  ты  знаешь  этот  путь?

– Откуда,  отче ?

– Вот  те  на. Мы с  тобой об  этом всё  последнее время только и  говорим, а ты  мне  сейчас отвечаешь – откуда.  А  молитва Иисусова,  умное  делание, исихия  и точка  повышенного осознания  для  чего  по-твоему  существуют?

– Отче,  ты  хочешь  сказать, что оригинальное учение Иисуса Христа можно восстановить благодаря Иисусовой  молитве  и исихии  если достичь  точки  повышенного осознания ?

– Совсем  не  это я хочу  сказать, а  то, что любой, кто достигает через умную  молитву точки повышенного осознания,  лично прикасается к  самому Логосу и оригинальному учению Христа, которое  как  бы  само раскрывается в  душе и из тайного знания становится явным. Это отцы  и называют откровением Духа.

Я тебе   уже  говорил, что  в  духовном  сердце  ничто не пропадает,  а  хранится  вечно в  неизменности.  Такова особенность  духовного сердца  и  точки повышенного осознания, которая соединяет в  себе два  мира и  два  знания одновременно –  мирское  и  духовное.

Вот  почему любой, кто достигает точки  повышенного осознания и  духовного сердца, автоматически  прикасается к  тому  знанию, которое было  утрачено много веков назад. Я с  тобой  так  уверенно  говорю  сейчас  об  этом только потому, что прикасаюсь  сейчас  именно  к  этому  знанию именно  из  этой  точки. Так  понятно?

– Понятно, а как  же  остальные  верующие и сама  церковь?  Разве  для них не  нужно восстанавливать оригинального учения Христа  и  святых  отцов ?

Старец как-то очень  проникновенно и сочувственно посмотрел на молодого монаха и  ответил:

– Я знаю, что мой  ответ опять  огорчит тебя,  но я  вынужден сказать  тебе  правду,  мой  друг, поскольку из  духовного сердца  и  Логоса  нельзя  лгать, а  я  говорю  тебе  сейчас  из  сердца.   В  этот  момент  глаза  старца  сверкнули  уже  знакомым  монаху  завораживающим  внутренним  светом,  особенно  левый  глаз.

– Оригинальное учение Иисуса Христа об Отце  и Логосе уже  не  нужно восстанавливать. Точнее в  среде  верующих  и в  самой  церкви  уже  нет тех,  кто бы  смог   его принять  во всей  полноте  и  последовать этому  учению.  Это грустный  факт,  но для  этого есть не  только  духовные, а  вполне земные причины.

– И в  чём  же они заключаются ? – переспросил  молодой  монах.

– Во-первых, оригинальное учение Христа  глубоко  иррационально по  своей  сути  и весьма  специфично, поэтому  рациональный  ум  современного человека  его попросту  не примет без отторжения  или саморазрушения.

Во-вторых, учение  Христа,  при  всей  кажущейся  его  простоте,  невообразимо ёмко  и глубоко, а  потому  требует  десятилетий для исповедания,  понимания  и  усвоения   через соответствующие  оглашения, включающие  подробную информацию о  прохождении всех четырёх ступеней  посвящения – Человек, Вол, Лев и Орёл. 

В-третьих,  учение Христа  предполагает невообразимый по  сложности  личный подвиг и  аскетический  труд   над  собой и своим  умом, чувством, волей,  а  потому  идёт  вопреки всей рациональной  природе современного человека  и его представлениям о  комфортной  религиозности  и мирском  благочестии.

В-четвёртых, в самой  церкви уже  нет подвизающихся  и истинных  монахов,  не  поражённых  схоластическим  богословием  и  чудоверием, кто  бы  мог  сам достичь точки непадательности  и из неё изложить и восстановить учение Христа  или  хотя  бы  святых  отцов.

В-пятых,  даже  если оригинальное учение Иисуса Христа  и  будет  кем-то восстановлено,  оно неминуемо  пойдёт  вразрез существующему  обрядоверию, синодальному  богословию  и  православной апологетике, а  потому попросту будет признано ересью и отторгнуто, как  и 2000 лет  тому  назад.

Есть и шестая  причина –  сугубо  духовная. На стадии  окончания  мира  в преддверии апокалипсиса, который и открывает война на  Украине,  любое  миссионерство становится уже  не  нужным, поскольку Церковь Христова  в  это время  уходит из  гибнущего  мира во  внутреннюю пустыню  духа,  духовного сердца  и Логоса,  из  которой  она и  вышла в мир.

Проще  говоря,  на  одре  уже  никто ничему  не  учится, а  лишь кается в содеянном  и прожитом. Время  для  учёбы  уже прошло, учиться  и стремиться к истинному  знанию  и учению  отцов нужно было раньше.

– Значит,  у православия  и  христианства  уже  нет шанса на  восстановление… – с  грустью заметил  молодой  монах.

– В мире, ставшем  пародией  и прелюдией  ада,  уже  нет, а  в  душе  и  в  духовном  сердце  иноков  ещё  есть,  – ответил  старец. –  Именно этим, к слову  мы сейчас с  тобой и  занимаемся.  И ещё  раз  прошу  тебя, оставь эти  мысли о всеобщем  спасении. Это вредная иллюзия, которой как  огня сторонились  отцы.

Я тебе  уже  говорил, что  безстрастным  инокам, схимникам  и исихастам, как  и всем  отречённым  от мира,  нет никакого  дела  до  любых  религиозных  толп, которые сами  выбрали  свой путь, свою церковь  и своих пастырей, приведших  их в  итоге  в  советский ГУЛАГ, а  не ко  Христу   и  не  к  Отцу.

Меня  в  данный момент интересуешь  только ты  один и  именно  тебе я  даю  знание и  откровение  о тесном пути  и  точке  непадательности, достигая  которой,  любой  инок оказывается на  самом безопасном островке своей  души в  мире  хаоса  и  безумия, поскольку из  этой  точки до  Логоса и Царства Божьего всего  один  шаг и  расстояние  вытянутой руки.

Старец  вытянул левую руку в  сторону, точно демонстрируя  достижение чего-то.

– Царство  Божье  и Горний Иерусалим,  о котором грезят все  верующие, от нас на  расстоянии вытянутой  руки, поверишь ? – с  улыбкой переспросил старец.

– Поверю, – ответил молодой монах,  – но я  не могу себе  этого представить.

– Одно движение духа,  один  шаг  и  ты  уже  там,  если  достиг  точки  непадательности.  Вот  для  чего  предпринимаются  все  усилия в  исихазме.   Ты  этого ещё  не  знаешь, но  Лествица  духовная, кроме  всего  прочего,  предполагает  последовательное  прохождение  целого ряда  особых  точек или  вех  по всей  линии  духовного  сердца.

Одной из  точек  является  точка  рационального эго ума  и мышления, затем  следует первое  крещение и  достижение точки нравственно-религиозного  разума, потом следует второе крещение и  достижение точки  безстрастия  и  духовного ума,  затем  следует  точка непадательности, а  из неё открывается  прямой  вход в  духовное сердце.

Из  духовного сердца  открывается точка  бдения и  духовного видения, а из  точки видения  энергии  духа  открывается  вход  в Логос - это и есть  достижение Царства Божьего и  это  краткое  изложение 30 ступеней Лествицы  духовной  преподобного Иоанна  только через призму  исихазма  и учения отцов  о душе.

Фактически  задача  любого  инока – это  обучение  перемещению  фокуса сознания  и восприятия  по  всей  линии сердца от одной стороны  светящегося яйца до  другой. Это и есть познание всего пространства  души  и  это предмет  не  религии, а  святоотеческой православной  психологии.

– Отче, ты  же  сейчас  фактически  описал мне всю  структуру  сознания  человека  по  учению  отцов ? –  удивлённо произнёс  молодой  монах.

– Так  оно  и есть,  только  это  очень  сжатое описание  особых  ключевых точек, которые проходит  ум  в  своём  расширении. Если  это описание соотнести  с  той пирамидой  из  17  цветных  колец,  о которой  мы с  тобой  уже  говорили,  то  каждая  из  точек – это веха, свидетельствующая об  успешном прохождении того или иного уровня.

Так  точка  основания  пирамиды –  это  веха  развития  рационального ума  и рассудка, который имеет  не  менее  пяти  колец  или  уровней.  Точка  крещения – это веха  обращения  и  расширения  рационального ума  к духовному  сердцу.   Далее идут не  менее  пяти колец  обращённого нравственно-религиозного разума. Большинство  верующих далее не продвигается.

Для  совершенно  верующих  далее  идёт  точка  второго крещения  и  второго  оглашения с  которой  начинается развитие непосредственно духовного ума.  Этим  мы с  тобой  сейчас и занимаемся и  именно в  этом  месте  находится сейчас фокус  твоего сознания. Так  говорит  моё  видение,  а  оно не  врёт.

– Отче, я  просто  потрясён основательностью этого  знания о котором никто не  знает,  а  видение духовное  имеет   отдельную  точку  фокуса сознания ?

– Имеет, как  ни странно,  – ответил  старец.  –  Видение – это  точка,   которая  расположена  сразу  за  точкой  ночного бдения  или сновидения. Обе  эти точки  расположены  сразу  за духовным  сердцем перед  входом в Логос. О  них ученикам  говорят  в самом  конце   второго  оглашения, чтобы не  обуславливать  их  ум  этим  специфическим  знанием.

Духовное видение  энергии  души и  Логоса  в  виде  светящихся  нитей  – это удел самых совершенных иноков  о Христе, которые  достигли чистоты Логоса и прошли  умом  весь путь  от  точки  рационального ума  и мышления  до духовного сердца и Логоса,  успешно  пройдя  все  17  уровней и слоёв  расширения осознания.

– Отче, а  на  что  похожа  вся  эта  структура,  её  можно  как-то  визуализировать  для  лучшего  понимания ? – переспросил  молодой   монах.

– Можно. Есть  разные  метафоры,  описывающие  структуру  сознания. Это известное тебе библейское древо, форма  пламени  свечи,  форма  купола  церкви, форма шлема  русского  рыцаря, форма  конуса, пирамиды и т.д.

Лучше  всего эту структуру  можно представить в  виде  двух пересекающихся  пирамид, как  бы  входящих  вершинами  одна  в  другую.  Одна  пирамида меньшего размера,  сужающаяся  к  вершине, – это пирамида ума  человеческого, а  другая большая пирамида, как  бы  выходящая  и расширяющаяся из  духовного сердца во вне – это пирамида Логоса  и  Божественного сознания.

Место  пересечения  этих  двух  величественных  пирамид – духовное  сердце  и  точка  повышенного осознания.  Шестиконечная  звезда Давида, символизирующая собой кристалл божественного  сознания Меркабу – это и есть символ полноты слияния  двух пирамид ума  человеческого и  ума  Божественного в  совершенное сознание.

Это к  слову ещё  одна  подсказка  тебе  о  том, что христианство  и православие не  создавали  ничего  нового, а  базируются на  очень  древнем  духовном  знании, которое существовало ещё до Христа в  древнем  Египте, Иудее, Персии и  других регионах.

В христианстве об этом не принято  говорить, но я  тебе скажу - христианство - это упрощённая форма иудаизма, созданная для  распространения иудаизма по всему  миру через принципы морали и нравственности,  из  которой намеренно убрано всё скаральное знание об Отце  и Логосе.

- Но это  же какая-то  духовная  диверсия, я  не  могу в  это поверить - взволнованно отреагировал молодой монах.

- А тебе в  это и  не  нужно верить, а  нужно просто знать, что  любое  сакральное знание в  мире людей неизбежно профанируется,  как  намеренно,  так и  ненамеренно, поэтому то, что было сакральным  и  самым  первым 2000 лет назад, сегодня стало  профанным и самым последним.

Для тебя самое важное сейчас - это не думать о мировом  христианстве  и православии,  о которых  и  без  тебя есть  кому  позаботиться, а  лично прикоснуться к сакральному  знанию о структуре сознания.

– А что из  данной структуры  для  меня в  настоящее  время  самое  важное ?

– Самое  важное для тебя – это понимание самого принципа пересечения или  соединения  двух пирамид  сознания –  человеческого и  божественного,  поскольку  это и есть основа  для развития духовного ума.

Церковь называет духовным  умом тот ум, который начинается за  точкой крещения, а  это кольца на  пирамиде  в  самом  центре  души,  соответствующие   нравственно-религиозному  разуму  и следующие  сразу  после  пятого  слоя.  Но  это  вовсе  не  духовный  ум, а  только душевный.

Даже  те  пять  колец,  которые  подходят к самой  вершине  пирамиды  перед  точкой  повышенного осознания тоже не  являются духовным  умом, а  являются уровнями ума  душевно-духовного.

– Так  где  же  начинается  духовный  ум ? – с  удивлением  переспросил  молодой  монах.

– В  этом  и состоит  весь  секрет  духовного знания.  Подлинно  духовный  ум  – это  те  кольца, которые начинают нанизываться  на стержень  уже  за вершиной  пирамиды  и за  точкой   повышенного осознания  и  духовного сердца.  Духовный   ум – это расширение  ума уже в  сторону Логоса и прямого Богопознания.

Таким  образом,  эта  двух-пирамидная  структура  и есть способ соединения  двух  миров,  двух умов  и двух типов  мышления – мирского и  духовного.  Точка  повышенного осознания и  точка духовного сердца – это и есть место пересечения  или  сочленения  этих  двух реальностей. Вот  почему  эта  точка  называется у  отцов  точкой непадательности.

– А две  пирамиды  сознания  соединяются только вершинами одного 17-го слоя  осознания? – переспросил  молодой  монах.

– Нет, для  видящего соединение двух вершин пирамид начинается  чуть  раньше  уже с  14-го уровня.  Иными  словами, пирамиды пересекаются как  бы  не в  одной  точке 17-го уровня, а  на  отрезке стержня уже с  14-го уровня  в  виде некого  общего  отрезка  размером в  4  общих  слоя.

Эти 4  слоя  пересекающегося  общего пространства  двух пирамид и есть  то, что  у  отцов  именуется  духовным  сердцем,  точкой  непадательности или  точкой  повышенного осознания.  Ниже 14-го слоя  эта  точка  переходит в душевно-духовный  разум, а  выше 17-го слоя  она  переходит в Логос или сугубо  духовный  ум,  зрящий  Бога.

Умирание  человека в  полном  смысле  слова – это и есть прохождение 17-го  слоя и  полное  разлучение с  миром материи, вещества  и рационального  рассудка. Как  ты  понимаешь, все схимники и исихасты осознанно упражняются в  достижении  точки  непадательности и  этого 17-го слоя  ещё при   жизни, поскольку  для  них  это  генеральная  репетиция смерти тела для освобождения духа.

– Отче,  а  возможно достижение этого  17-го слоя без прохождения всех предыдущих?

– В исключительных  случаях возможно. Это редкие  случаи случайного перескакивания фокуса  сознания  прямо  в  Логос  в  результате чрезвычайных обстоятельств, но это  ничего особенного, кроме  экзальтации, светопредставления  или  прелестной  блажи не  даёт человеку.

Во-первых, у   человека  нет  ясного понимания того, что с  ним  произошло, поскольку  отсутствуют соответствующие  уровни осознания, призванные облегчить понимание  и  осознание случившегося.

Во-вторых, человек  совершенно не  ориентируется в  той  новой  для него  духовной  среде, в  которой  он  оказался, поскольку  его никто  заранее  об  этом не  предупреждал и  не  оглашал.

В третьих,  он  может застрять там  умом  навсегда  и  это  будет не  лучшая форма схождения с  ума, поскольку  войдя  в Логос, человек не сможет этого понять сам  и не сможет  объяснить другим, а  будет выглядеть блаженным, помешанным  или юродивым не от мира  сего.

К слову,  очень многие православные  блаженные и  юродивые,  не  зная обо всей  последовательности  прохождения умом разных  точек, силой  молитвы  или жизненных потрясений оказывались  на  высоких  слоях  и  орбитах  осознания 17-го уровня и в  итоге  именовались священнобезумными и причислялись  к  святым.

– По-твоему  это неполноценная святость ?

– Ну, как  тебе  сказать, это скорее  святость  душевная,  которая связана  больше  с  подвигом совлечения ветхого человека,  но не связанная с  раскрытием возможностей  нового  духовного  человека.

Умерщвление  ветхой  плоти и  схождение с  рационального  эго  ума – это, несомненно,  подвиг, вызывающий восхищение, но  раскрытие  возможностей нового  духовного человека  при  жизни и становление Христом  и Логосом  при жизни – это  ещё  больший  подвиг.

Так  вот  отцы первых веков  планку ставили очень  высоко  и стремились не просто к схождению с  ума или победе  над  плотью, но стремились овладеть всей полнотой нового человека во Христе и прежде  всего умом  духовным, а  это гораздо  выше безумного блаженства  и юродивости.

Позднее, когда знание  о духовном  совершенстве в  церкви уже  было утрачено, достижение блаженства  и  юродства  стали считать  подлинной  святостью, за  неимением более  высоких образцов,  но  это  скорее  разновидность  детской  или наивной святости,   которая безумна  больше не  духовно, а  душевно или  даже клинически.

– Но почему ты  так в  этом  уверен,  отче?

– Да  потому, что  вхождение в Логос требует совершенного ума и высшей  трезвости и  осознанности. Никакой  иной  тип  ума  не способен  выдержать нагрузки и давления энергии Логоса, только самый  совершенный духовный   ум, а  это  плод  многих  лет  умного  делания  и исихии.

Я тебе  уже  говорил, что та слащавая любовь  и приторная любвеобильность, на  которой помешано всё  христианство и православие, является на самом  деле  ложью  от начала до конца,  поскольку это  игра в любовь человеческих страстей, которые искусно прикидываются добродетелями.

Ты  этого  просто  не  знаешь, как  ещё  не  обладающий духовным  зрением, но  все  видящие знают, что  подлинная  безусловная  любовь  присуща только  Богу  и  тем  единицам  безстрастных  иноков, кто  совлёк  ветхого человека и  достиг четырёх  высших божественных  добродетелей.  То, что обычные  люди называют  любовью к  ближнему, есть лишь глубокое понимание другого человека и принятие,  но  это не  безусловная любовь. 

У обычных  людей  нет  безусловной любви и  быть  не может, а  есть лишь  игра в  любовь человеческих  страстей  и  добродетелей, которые  любят условно и  попеременно  и  лишь  до тех пор,  пока  не  затрагиваются устои человеческого  эго. Но  стоит  задеть  эти устои и  христианская любовь в  один  миг превращается в  злобу, ревность  и праведную  ненависть. Вот  почему от любви  до ненависти в  мире  людей всегда  один  шаг.

– А у  безстрастных это  не  так ? – поинтересовался молодой монах.

– У  безстрастных это не  так. Безстрастные  уже  не принадлежат  форме ветхого  эго человека, поэтому  у  них уже  нет  того дуализма сознания, который есть у  обычного человека, страстей  гордости и  тщеславия  и той  энергии раздражения  и ревности, которая порождает злобу  и ненависть.

Безстрастные уже  вне  ума, чувства  и воли  обычной человечности,   поэтому мнение обычных страстных людей для  них уже  ничего не  значит  всерьёз  или не  больше чем мнение  душевно  больных  пациентов  одной большой  психиатрической  лечебницы  под названием падшее человечество.

Я  не  говорил  тебе этого ранее,  поскольку  ты  был очень набожным и  одержимым  христианской  любовью,  но  для иноков, схимников и исихастов мир  людей подобен воплощённому  аду и  сущему  безумию, которое  мало  чем отличается от  реального  ада.

Именно  поэтому они любой  ценой стараются как  можно  меньше соприкасаться с  этим  безумным  адом,  не  говоря  о том, чтобы  пытаться превратить его в рай, что невозможно  ни при  каких  условиях.

– Отче,  так  было  всегда или  это стало так  только в последние  годы?

– Так  было  всегда и  отцы  никогда не скрывали  того, что мир людей –  это  великий  льстец,  лжец  и  обманщик, который приманивает  к себя  доверчивые  души, а  потом  высасывает  из них всю  энергию  жизни, превращая в призраков  и полубесов.

Вот что  об  этом писал преподобный Исаак Сирин – «Мир есть блудница, которая взирающих на нее с вожделением красоты ее привлекает в любовь к себе. И кем, хотя отчасти, возобладала любовь к миру, кто опутан им, тот не может выйти из рук его, пока мир не лишит его жизни. И когда мир совлечет с человека все, и в день смерти вынесет его из дому его, тогда узнает человек, что мир подлинно льстец и обманщик».

Выход из мира  только  один – отречение и становление на  путь Христа,  исихии, умной молитвы  и  умного  делания,  но этот  путь  охраняет  кесарь и  его  церковь, маскирующаяся  под  церковь  Христову,   поэтому как  бы  ты  ни  хотел избежать  сетей мира, ты  их не  избежишь и  тебя уловят в  них  или снизу  или  сверху.

– Значит, получается что  выхода  из  мира  лжи  уже практически  нет ? – переспросил  молодой  монах.

– В мире  людей  уже  нет, поскольку  это уже  совершенно  бесчеловечный  и  безумный  мир и  его  безумие будет  день ото  дня  только нарастать. То  же самое и с  казённой  церковью, которая также  обезумела  и к  тому  же стала  инструментом  кесаря, а станет и инструментом  антихриста.

Опять мы  пришли с  тобой  к той  самой  точке,  от которой начинали  отсчёт – ко  второму  оглашению  и  тайному рукоположению в  схиму  в миру, как  единственному  пути, ведущему  к Логосу.

– А наш  разговор – это всё  ещё  второе  оглашение? – поинтересовался  молодой  монах.

– Оно самое, а  что же  ещё,  – с  улыбкой ответил  старец. – Ну  вот  за  разговором  мы с  тобой и  перебрали мои лекарственные  травки, а  я  бы  один  до самого вечера  с  ними  возился.  Бери  короб, пойдём в  дом,  самое  время  испить  моего  чая.

…продолжение следует…