Война и арифметика

Владимир Дунин
В далеком 1961-м я провёл лето в г.Термез, на самом юге Узбекской ССР. Его базар был завален всевозможными фруктами: местными и из Афганистана. Роскошный виноград продавался по 3 копейки за килограмм, арбузы по копейке, персики по две.

Но дело осложнялось только что произошедшей денежной реформой 1:10. Никто из торговцев не был способен сосчитать стоимость покупки в копейках вместо привычных рублей.  Поэтому любой продавец оставлял тебя-покупателя один на один со всем его товаром и всеми вырученными на тот момент деньгами в открытой стеклянной банке, а сам мчался с зажатыми в кулаке копейками, что ты ему дал, к какому-то этого базара авторитету за подтверждением, что ты рассчитался с ним по-честному, не обсчитал.

Правда, здесь было исключение - новенький металлический рубль. За него можно было набрать два ведра любых фруктов на усмотрение покупателя. А в желанном рубле тотчас где-то сверлили дырку и вешали на шею.

Я давно не был в Москве, но судя по очевидным ошибкам в арифметике такие же ребята из бывшей УзССР теперь не только метут улицы Москвы, но и принимают ключевые решения в самых высоких кабинетах, от которых зависит не то что судьба, а просто существование нашей страны. Чтобы не попасть под статью о разжигании розни или ещё там какую-нибудь, я буду рассказывать исключительно о МОИХ собственных ошибках, которые я мог бы совершить, если бы меня назначили самым главным начальником.

Мне бы, конечно, нужно было в этом случае как можно скорее отблагодарить хозяев страны за мое назначение. Своих миллиардов я ещё не успел наворовать, значит, нужно их у кого-то срочно отнять. Ну и тут первый кандидат на общипывание, конечно же, это бесполезное сборище дармоедов в военной форме вместо компактной (читай: маленькой и дешевой) современной армии. Ну и поскольку ни один военный урезать во всем армию с нужным для этого дела энтузиазмом не станет, то министром обороны я для «оптимизации вооруженных сил страны» назначу не имеющего никакого отношения к армии специалиста по торговле мебелью. И в результате его реформ у меня сразу есть возможность рассчитаться с теми, кто меня назначил, да и себя при этом не забыть.

И вот тут-то у меня мой крупный просчёт в арифметике. Ведь компактная армия хороша для компактной же страны, а для стран с большой территорией она так же не годится, как носовой платок вместо простыни. Маленькая армия просто не сможет обеспечить даже охрану своих же собственных путей подвоза боеприпасов и продовольствия. Все достанется противнику, нападающему на колонны без должного сопровождения.

Представим себе затем в качестве модели простой случай: вы решили воевать с соседом. И у него вся его армия (охрана) состоит лишь из одного человека, а вот у вас охранников трое. В этой ситуации вы можете быть уверены, что они и с самим соседом, и с его охранником разберутся без проблем и к вашему полному удовольствию. А вот если вы вздумали проводить вашу спецоперацию, имея соотношение ваших войск к численности армии противника один к трём (или 100 000 ваших солдат против его 300 000 - это то же самое), то вы посылаете их на бесполезную гибель, которая и вас самого вскоре ожидает.

Мне часто приходилось бывать на военных кораблях. И почти каждый раз я слышал от командиров о невероятно высокой цене содержания флота. Вроде бы флот стоит дороже, чем расходы на все остальные рода войск вместе взятые.  Поэтому моим следующим шагом была продажа на металлолом пяти из шести имевшихся на Чёрном море крейсеров. А единственный оставшийся на плаву я модернизировал с умеренными затратами. Ну,  там, не самую последнюю систему ПВО установил,  а немного уже устаревшую. А на кораблях сопровождения этого крейсера я вообще ПВО ставить не стал. Пусть сам крейсер их и защищает от ракет и авиации противника. Сколько же денег на этом удалось сберечь и нужным людям раздать!

Но и здесь меня моя арифметика подвела. Мой крейсер утопили незамеченной его системой ПВО ракетой, а корабли сопровождения теперь стали беспризорными сиротами, совершенно беззащитными против авиации и ракет врага.

Для того, чтобы снаряды артиллерии попадали в цель, а не в пахоту или жилые дома, нужны беспилотники или корректировщики огня, они же необходимы для корректировки бомбовых и ракетных ударов авиации. А я и на них сумел сэкономить, как и на современных средствах противобатарейной стрельбы.  То есть, теперь артиллерист противника знает точные координаты моих пушек, когда выпущенный из них снаряд еще летит в воздухе. Соответственно, он немедленно по моим пушкам в ответ и бьет. А вот моим артиллеристам из-за моей экономии нужно для ответной стрельбы около пятнадцати минут с соответствующими результатами: противник уже уехал, сменил позицию. Выходит, и тут я просчитался.

Говорят также, что я будто бы зря сэкономил ещё и на современных автоматах с инфракрасным прицелом-тепловизором для стрельбы ночью. Якобы они для современного боя намного лучше трёхлинеек образца 1891-го года, которыми я на днях вооружил новобранцев ДНР за неимением ничего лучшего.


Без связи нет армии, причём сегодня связь должна быть особой - засекреченной. Если противник может слышать переговоры твоих командиров и подразделений - война проиграна. Выходит, что мне не следовало переводить армию на дешевые мобильники, которыми сегодня у меня пользуются не только солдаты и офицеры, но и генералы. Многих из них уже убили именно потому, что для лучшей слышимости им пришлось выйти из укрытия.

На войне, как и в космосе - мелочей нет. За все платится человеческими жизнями и разгромом вместо победы.

Не гожусь я в начальники. Рад, что никто меня на такой важный для страны пост никогда не назначал.

Правда, на самом-то деле у меня по арифметике пятерка. И я даже знаю, что такое война со слов Наполеона. А он сказал, что «война - это деньги, деньги и деньги». Из этого следует, что если деньги разворованы - война проиграна.

А другой великий француз на эту же тему написал оперу «Фауст» со знаменитыми словами: «Люди гибнут за металл!». 

Если народ не хочет кормить и обеспечивать всем необходимым свою армию, то вскоре он начинает кормить чужую. Об этом должны помнить и народы, и их начальники.