Паразиты и странники

Сергей Шевалдин
Нынешние граждане державы очень любят различного свойства реформы и души не чают в реформаторах. Пенсионная реформа, мусорный оброк, гонения на ценителей табака - сплошной праздник тотального преуспевания и упругого благоденствия. По крайне мере, именно так рапортует статистика. Доверять статистике, конечно, не стоит, но некоторые люди доверяют даже ТВ. Как говорится, чем черт не шутит пока шайтан спит.

Зато в прежние и глубоко империалистические времена народ реформы не любил. Особенно на Урале. Вот, к примеру, знаменитая крестьянская реформа 1861 года. Казалось бы - вот оно, освобождение, все довольны, все свободны, гуляй где хочешь, но гуляй на свои, на кровные. Но именно освободительная крестьянская реформа очень подгадила как раз по кровным уральским интересам.

Уральцы, конечно, исконные каторжане, разного свойства ссыльные, отпетые сорвиголовы и полные отморозки. Потому как пассионарии - а иные здесь и не приживались. Это за бугром, в нынешних Америках понятие "фронтир" благородно, синематографично, стильно и пафосно, но на Урале такое бы не прокатило. На Урал люди двигались жить ради своих коренных интересов. Изрядная часть - согласно своим вероисповеданиям. Потому как раскольники, причем самого разного толка раскольники. От беспоповцев до голбечников. Вероятно, были и хлысты, но хлысты - слишком гламурно, это для жителей столиц забава.

Жили не без проблем, но уральские заводы развивались, земля обрабатывалась и сытно кормила. Потому что люди работали, умели и хотели трудиться. Причем - честно. Так было принято в те давние времена. И вот сейчас расскажу о некоторых старых уральских вольностях, которые идут глубоко вразрез с большевистской якобы фолк-мифологией дедушки Бажова.

Так вот, до реформы 1861 года уральские заводчане были освобождены от рекрутской повинности, пользовались бесплатно заводской землей и лесом, сенокосами, получали безвозмездно завозное продовольствие и лошадей. Кроме того, после десяти лет работы на заводе мастеровой получал в собственность усадьбу и небольшой земельный участок, а еще через пять лет ему предоставлялось право на пенсию. Подати за работников платил хозяин завода. Конечно, заводы были и частные, и казенные, условия варьировались, но обстановка в общем и целом была именно такой. Благодарность за освоение территорий. Такая вот общинность, господа... Анархия, если по-научному.

И вот в такой ситуации как на грех случилась крестьянская реформа, начальники разрешили быть свободными. А для этого нужно всего-то лишь подписать уставные грамоты, по которым горнозаводские крестьяне имели счастье выкупать свои усадьбы, пахотные леса, а за пользование сенокосными угодьями выполнять всяческие повинности. Если труженик не мог выплатить положенного выкупа, то он отрабатывал «свою недоимку» на заводе.

Обрадованные столь замечательной реформой уральцы (не все, конечно, но некоторые, даже многие) отказались подписывать уставные грамоты, отказались от своих наделов, бросили работу на заводах, да и вообще перестали платить подати. Слегка взбунтовались. За это их прозвали «неплательщиками». Особенно ретивых отправляли в Сибирь. Осваивать новые территории.

И вот тут появились "странники" - обстановка располагала. "Странники" никуда не исчезали, были они со времен никонианской реформы и служили ядром раскола. Бродили по селениям, рассказывали о пришествии антихриста и его связях с разнообразными властями. О том, что антихрист действует именно через власти, в том числе и через официальную церковь. "Странников" радушно встречали, внимательно слушали, старательно оберегали от властей. "Неплательщики" объединились со "странниками" и тихий бунт, замешанный на реформенном недовольстве, начал принимать жесткий религиозный характер.

Почему именно религиозный? А потому что "странники" утверждали, что Бог создал землю, леса и покосы, а также всю окружающую среду не для того, чтобы власти на этом паразитировали. Аргументы "странников" были понятны, слова доходчивы: "правда исчезла из мира, пришли последние времена, так как антихрист овладел миром, воплотившись в духовных и гражданских властях до царя включительно». Платить подати грех, так как они поддерживают «антихриста», то есть власть. Повиноваться ей нельзя, «ибо они установлены не от Бога, а от царя – антихриста». Под царем – «антихристом» они подразумевали императора Александра II, так как он «нарушил вечный закон, данный самим Богом и состоящий в том, чтобы все люди пользовались землями, лесами, покосами, полями и всеми угодьями – без всяких пошлин, без всяких налогов».

По сути, "странники" с "неплательщиками" создали религиозно-анархическую доктрину. При этот "странники» получили в среде «неплательщиков» в некотором роде ореол святости. «Странники на сей земле Господней, - говорили они, - кто с нами один совет имеет – того так называем». Протест выражался в форме пассивного сопротивления: при появлении сборщиков податей, «неплательщики» бросали дома и уходили в леса, отказывались являться на пункты выемки жребия для отбывания воинской повинности, убегали с принудительных работ, из мест ссылки.

Неизвестно, чем бы завершилось и во что бы разрослось это движение, но к протестующим уральцам решила присоединиться столичная образованщина и разночинщина. В частности, "Земля и воля", базирующаяся в Питере. В те времена среди образованщины стало модным "хождение в народ", естественно ради пропаганды и агитации. Есть сведения, что руководство "Земли и воли" предлагало ходокам в народ имитировать "странников", пытаться под них мимикрировать.

Затея, сразу понятно, крайне неудачная, поскольку напоминает опупелый гламур нынешних "поющих кокошников" да и прочих трепачей-"глубинщиков", размахивающих свежевыстиранными онучами. Короче, чуть ли свалка ряженых, считающих, что народ ждет с нетерпением очередной порции блудословия. В народ унесли брошюрки, а что народ сделал с этими брошюрками - неведомо. Искурил, вероятно.

Потом в каком-нибудь очередном Цюрихе прозвучал доклад о создании на Урале могучей подпольной организации, требующей немедленного финансирования. Революционеры, в особенности большевики, обожают финансирования и доклады. Провокация удалась, так как часть "неплательщиков" со "странниками" отправили в острог - уличили в незаконной агитации. До появления "народовольцев" с ними обычно вполне мирно беседовали и отпускали восвояси, ссылаясь на "непонимание реформы". Царский режим гуманизмом не страдал, но особенности уральской жизни принимал и понимал.

В любом случае "странники" с неплательщиками" создали вполне интересную теорию на основе Священного Писания: «Один лишь святой завет, – утверждали они, - обязателен сейчас для всех людей, для «сынов истинного Бога», - это бескорыстная любовь друг к другу и щедрая помощь меньшей, нищей братии, всем, кто в нужде и горе». «Надо жить, - говорили «неплательщики», - так, как жил Христос, который, когда ходил по земле, то никогда не гнушался, со всеми ел и пил».

Отвергали «неплательщики» и принцип частной собственности на природные ресурсы: «Бог сотворил и всякому человеку дал землю и лес… Бог дал землю всем без пошлин и без налогов». «Нас леса-то одолели, вишь со всех сторон обступили…Ведь Господь Бог небесный сотворил его…И всякий плод земной Господь сотворил и человека он же сотворил и сказал ему: пользуйся землей, водой, лесом и земными плодами…».

Движение "странников" и "неплательщиков" было сметено большевистской революцией. Большевикам теории уральских старообрядцев не были нужны. Им были нужны ресурсы державы. Да, кстати, единственный ученый, который озадачился выяснить и обобщить факты движения уральских "неплательщиков", был убит в большевистской тюрьме в Красноярском крае. Вероятно, большевикам он пришелся не ко двору.