Тело-хранитель Гл. 2

Валерий Ростин
                Доктор Бахтин 
         … Рука, протянутая в трудную минуту,
        запомнится на всю жизнь…

    Первое, с чего начал разговор седовласый, одного роста с ним профессор Бахтин, это был вопрос:
- Как Ваше настроение сегодня?
- Честно говоря, не очень, Виктор Сергеевич! Здравствуйте! – быстро ответил Антон, внимательно разглядывая сидевшего перед ним мужчину в белом халате, мало похожего не то, что на врача, а уж тем более, на доктора медицинских наук, а скорее всего на спортсмена-тяжелоатлета, именно это можно была сказать, глядя на мощную фигуру хозяина кабинета.
 - Здравствуйте Антон Владимирович, присаживайтесь на стул, и рассказывайте всё по порядку о своей болезни, ну а потом уже я внимательно изучу все Ваши материалы обследований, снимки, рекомендации. Прошу, - и он, сев за свой стол, приготовился слушать. И Антон, начал рассказывать…
  После его подробного рассказа, и мытарствах по клиникам Германии, Лондона и Израиля, Виктор Сергеевич, ещё час, угостив гостя чаем с печеньем, которые по его просьбе занесла миловидная женщина средних лет в розовом халате и кокетливо сидевшей на ней шапочке такого же цвета, он ещё полчаса изучал медицинские ма-териалы Антона, а потом, улыбнувшись, сказал:
- Да, в Вашем случае при этой опухоли мозга хирургическое вмешательство остается основным методом лечения.
 Как я понял на химиотерапию данное новообразование у Вас прореагировало слабо. К тому же, многие препараты не проникают через гематоэнцефалический барьер. И раз, лучевая терапия не обеспечивает радикального лечения, то без удаления опухоли рецидив заболевания, это лишь вопрос времени.
 Я назову Вам несколько абсолютных показаний к проведению экстренных операций:
Первое, это нарастающий синдром внутричерепной гипертензии, что чревато дислокацией мозга, вклинением и смертью от остановки дыхания или кровообращения.
Второе, застой на глазном дне и прогрессирующая атрофия зрительного нерва, когда опухоль головного мозга грозит потерей зрения.
И третье, высокая вероятность нарушения других важных функций мозга в ближайшее время.
Остальным пациентам, как правило, хирургические вмешательства проводятся в плановом порядке.
 И если первое показание судя по материалам обследования и Вашему состоянию, не является поводом для срочной операции, то второе и третье показание, как раз говорит о том, что Вам нужна немедленная операция, последующее лечение и реабилитация…
 - И как долго живут люди, которым успешно сделали такую операцию? – неожиданно прервал доктора Антон.
-  Я Вам всё расскажу. Во многих случаях такое лечение позволяет предотвратить тяжёлые последствия опухоли мозга. Вы человек грамотный, и в медицинских терминах подкованный, поэтому я Вам подробно расскажу про операции.
  Все операции делятся на радикальные и паллиативные. Радикальные ставят своей целью излечение больного или достижение как можно более долгой ремиссии. Паллиативные же проводятся с целью устранения некоторых синдромов, спровоцированных онкологическим образованием.
  При этом они не влияют на продолжительность жизни и не ставят своей целью излечение пациента.
  Примером таких операций могут служить: Ликворошунтирующие операции для устранения повышенного внутричерепного давления. Внедрение устройств для периодического откачивания содержимого кист. Декомпрессивная трепанация черепа. Чтобы провести радикальную операцию, хирург должен иметь достаточный обзор, и новообразование не должно располагаться слишком глубоко. Иначе к нему нельзя будет добраться щадящим доступом.
  Радикальная операция по удалению опухоли головного мозга может быть: Тотальной. Субтотальной и частичной. Тотальные и субтотальные операции возможны при расположении новообразования вне мозга.Как у Вас. Это невриномы, менингиомы, аденомы гипофиза, некоторые глиомы. 
  В Вашем случае хирургическая операция не требуют проведения разрезов в области волосистой части головы. При новообразованиях гипофиза, обычно это аденомы, вмешательство часто осуществляется с доступом через нос.
   Такой доступ называется трансназосфеноидальным. Это эндоскопическая операция. И почему её отказались делать мои коллеги из Лондонской клиники, я не понимаю. Эта операция возможна при локализации онкологического образования в зоне турецкого седла, это часть клиновидной кости.
 Проходит операция по удалению опухоли мозга трансназосфеноидальным доступом следующим образом: через нос вводятся инструменты и осуществляется трепанация вначале нижней, а затем верхней стенки основной пазухи. Верхняя стенка как раз и образует турецкое седло. Поэтому нейрохирург сразу же получает доступ к гипофизу и имеет возможность провести удаление опухоли мозга.
  Иногда, правда используется доступ через ротоглотку. Он называется транскливальным. Таким способом удаляют менингиомы и хордомы. Но это не Ваш случай.
Реабилитация после удаления опухоли головного мозга трансназосфеноидальным доступом обычно короткая. Пациента даже не переводят в палату интенсивной терапии.
  После пробуждения от наркоза он находится в общей палате. На следующий день больной может ходить, а через неделю его выписывают из стационара в центр реабилитации.
 Удаление опухоли головного мозга и последствия могут иметь достаточно тяжелые. Особенно если объём удалённого новообразования был большим и если проводились разрезы мозговой ткани в зонах функциональной активности.
  Поэтому, чтобы устранить последствия удаления опухоли головного мозга, требуется дальнейшее послеоперационное восстановление после выписки из стационара. Чем раньше оно начато, тем лучше будут результаты.
  Основные цели реабилитации после операции по удалению опухоли головного мозга: Восстановление утраченных функций центральной нервной системы, Адаптация к жизни с ограниченными возможностями путем приобретения новых навыков и изменения жизненного пространства. 
 Честно скажу, что последствия после удаления опухоли головного мозга могут быть самыми разными.
  Это нарушение подвижности человека, изменение его психологического профиля, ухудшение функции органов чувств: слух, зрение.
 Иногда после лечения человек не может читать, разговаривать или осуществлять точные движения пальцами.
   Всё зависит от того, где располагалась опухоль, и какие участки мозга подвергались воздействию.
 Из моего личного опыта могу сказать, что и у нас, и в Германии, где уже давно проводят такие операции, достигаются неплохие результаты реабилитации после нейрохирургического вмешательства.
 Они позволяют устранить или уменьшить большинство негативных последствий операций по удалению опухоли головного мозга.
  У нас, как и в других странах, в реабилитационном процессе принимают участие сразу несколько специалистов, в числе которых: реабилитолог, физиотерапевт, логопед и специалист по лечебной физкультуре.
 Психотерапевт, реабилитолог работают не только с пациентом, но и с членами его семьи.
  В течение нескольких месяцев обычно происходит адаптация к новым условиям жизни, а утраченные функции мозга восстанавливаются либо полностью, либо частично.
 Сколько живут после операции при опухоли головного мозга, зависит от её гистологического типа, а также от того, полностью ли она была удалена.
   При наиболее злокачественных новообразований продолжительность жизни может составлять лишь 1-2 года.
  При доброкачественных онкологических образованиях возможно полное излечение без каких-либо последствий и без снижения продолжительности жизни…
 Я ответил на Ваш вопрос Антон Владимирович?