1942. Мама. Сталинград

Любаша Жукова
(Отрывок из автобиографической
 поэмы "О времени и о себе")

И снова снятся мне родные берега…
Какой из всех? Мне помнятся c любовью
Тбилиси, Вена, Украина, Наманган,
Туркмения, Москва и Подмосковье.

Ещё Урал: Челябинск, Соль-Илецк;
Литовский Вильнюс, Ленинград и Рига—
где только ни служил мой офицер отец!
Чтоб рассказать, нужна была бы книга.

И с ним по гарнизонам ездила семья...
Война семью застала в Вазиани.
Отец ушёл на фронт, а мама, брат и я
Скитались по России, как цыгане.

Хлебнула горюшка молоденькая мать,
С двумя детьми, корытом и узлами
Эвакуацию пришлось ей испытать,
Спасаясь от фашистов-басурманов.

И папа, и она сиротами росли,
И некуда прибиться было маме.
Немногие, как мама, выстоять смогли,
Лишь те, кто был воспитан детдомами.

Я помню Сталинград. Разбомбленный вокзал,
Поток бегущих ног, и я, малышка,
Стою на рельсах, маму жду, испуг в глазах…
Она в вагон вернулась за братишкой… 

Повсюду бушевал огонь, чадил перрон,
Визжали бомбы, скрежетали крыши,
Стоял невыразимый гул. Надрывный стон
Взывал о помощи к тем, кто услышит.               

Две женщины, схватив узлы и чемодан,      
Сказали мне, что маме помогают.
Легко трёхлетней крохе навязать обман:
Детишки про воров ещё не знают.
 
Вернувшись, мама ахнула: А вещи где?
Скатились слёзы, нервы на пределе.
— Их тёти унесли… и скрылись в темноте, —
Как совесть у людишек оскудела?!

Но наши люди были и с другой душой,
Отзывчивой, готовой на участье,
Они нам помогали, брали на постой,   
Родными становились в одночасье.

Война закончилась. Вернулся к нам отец,       
Грудь в орденах, медалях за отвагу,
за взятие Берлина, (где войне конец), 
За бой, когда освобождали Прагу.

С тех пор мы жили в разных уголках страны,
По месту службы папы - офицера,
Наверно, эти годы были мне даны,
Чтоб знать, как важен людям мир и вера.

Всё смог преодолеть сплотившийся народ,
Разруху, голод, нищету, болезни.   
Мы, дети той войны, подняли до высот
Престиж  Отчизны,
                были ей полезны! 
***