Глава 21. Училась всему

Лидия Шевелева
       - Надежда, ты где пропадаешь? Я уже три ночи без тебя скучаю. - Написал Николай. -Иду оперировать. Позвоню попозже.  Я сегодня ночую у себя дома.Твой Ник. - Надежа улыбнулась. И она очень скучает по Нику! Любит его. Ревнует каждый раз, как он ночует у себя дома. Но проверять, там ли он или с кем, ниразу не решилась. - Нельзя так низко падать - ее девиз!

       Дома Надежда расслабилась и решила отоспаться, а потом думать, что делать с ключем от квартиры  Александра Сопильника. - Полежу, посплю, отдохну, а потом поеду к нему на квартиру.
Возьму его бумаги и у себя дома почитаю. Интересно узнать тему романа и его главных героев.
Засыпая Надежда стала считать сколько же тетрадей маминого дневника она уже прочитала. Шесть, семь? Интересно, а что в следующей тетради? Неужели мамины страдания ещё не кончились. Надежда пыталась уснуть, но любопытство оказалось сильнее ее отдыха. Полежав, полежав она взялась за седьмую тетрадь.

       - "Я хотела быть стойкой! Я хотела быть сильной, - писала мама. - Но хотеть - ещё не быть! Жизнь научит всему. И меня она учила...Жёстко, на отмашь била! Ни раз и ни два, а много-много раз! Видно такую жизнь мне уготовила судьба." - Надежде от этих слов захотелось плакать. - Бедная моя мамочка! Какую же боль ты носила в своей душе и ни разу мне не пожаловалась, не поделилась. Я бы тебя выслушала и пожалела. Но ты молчала.
       -" Я с облегчением рассталась с интернатом. Забрала документы об окончании средней школы и с Золотой медалью двинулась в путь. На ж/д вокзале посмотрела на расписание поездов. Ткнула пальцем на ближайший поезд дальнего следования и купила билет. Целую ночь я была в пути. Мне казалось, что проехала уже полмира, а оказалось, всего до конечной станции одного из областных центров. Ранним утром прошагала пол-города, пока добралась до педагогического института. Прием документов ещё не начинался. Надо было ждать целую неделю. Остановиться мне было негде. Я набралась смелости и отправилась сразу в деканат. Объяснила им свое положение, что я сирота, воспитанница интерната и что кончила школу с Золотой медалью. Мне нужно место в общежитии, а мне в ответ, - Какое место, в каком общежитии? Мы не видели ещё ваших документов. А если и примем ваши документы, это не значит, что для вас найдется место в общежитии института. А почему вы уехали из города, где учились? Ведь там тоже есть педагогический институт? Почему вас потянула именно в наш город? Вы что там, что-то успели натворить и сбежали оттуда? Знаем мы таких! Не вы первая, - от этих слов мне показалось, что все уже знают, почему я оттуда уехала. От обиды я  чуть не расплакалась. Уже в коридоре дала волю своим слезам. -Девонька, подними ноги, я полы помою. Ты чего плачешь? Аль кто обидел? Да плюнь ты на них. Они видно горя  ещё не знали. Не плач. Пойдем со мной в кладовку, я напою тебя чаем и ты мне все расскажешь.- Так я познакомилась с бабулей Машей, которая помогла мне найти временную работу уборщицы в том общежитии, где меня потом поселили. Документы мои приняли. Койку в общежитии мне дали. Временную работу уборщицы общежития я имела. Зарплата копейки, но и они для меня были дороги. Я сама их заработала! Это мои деньги," - с гордостью писала мама.

        - "Но сколько слез я пролила в то время., - продолжала мама. " -Я ничего не умела делать. Ведь в детском дом на Сахалине и в интернате на Украине мы-дети жили на всем готовом. Повара нам готовили кушать. Прачки стирали наше белье. Швея ремонтировала наши платья. Нас не учили даже иголки руках держать. Единственное за что мы отвечали, так это за порядок в своих спальнях. Свое постельное белье мы меняли сами. Оно уже было постирано и поглажено. Полы в спальнях мы мыли только когда уборщица была в отпуске или болела. А когда она возвращалась ей приходилось перемывать полы после нас. Одежду нам подбирали воспитатели. Мы не имели права отказаться от того, что они нам предлагали. Права выбора мы почти не имели. Все дети ходили в формах. Только в интернате, в старших классах девочкам давали послабление. Спонсоры привозили нам подарки, одежду  и из этих подарков мы могли что-то выбрать для себя. Но нередко из-за одного и того же платья проходили баталии, драки до крови. Платье рвалось в клочья и никому не доставалось. Мы росли дикими, неуправляемыми. И чем старше мы становились, тем худшие качества характера проявлялись все чаще и чаще.

       Деньги, подъемные, что мне выдали в интернате, я быстро потратила. Я не умела ими распорядится. Я не знала, что такое отложить на "черный день". Мне очень хотелось конфет, я пошла и купила себе целых пол-килограмма. Наелась до отвала. Потом меня тошнило, рвало и если бы не бабуля Маша, которая меня лечила и подкармливала, я бы умерла с голоду. Всю первую стипендию я отдала бабуле Маше и она мне выдавала частями так, чтобы мне хватило до следующей . Бабуля меня научила многому. Она дала мне иголку в руки и заставила зашивать дырки на моем нижнем белье. Так постепенно я научилась всему." - Надежда засыпая все повторяла, - "постепенно научилась всему". Через минуту она уже крепко спала.


                    29 апреля 2022 г