1 первая конная

Иван Болдырев
ГОРОДСКИХ ПАМЯТНИКОВ БУДЕТ БОЛЬШЕ
Похоже, историческая справедливость
 торжествует: в Воронеже появится
памятник основателю города,
воеводе Сабурову

Известный на всю Россию скульптор Александр Козинин (член международной федерации художников ЮНЕСКО, заслуженный художник РФ) разработал макет памятника, который заинтересовал руководителей города и области. Вопрос об установке монумента уже рассмотрен на заседании комиссии по культурному наследию и художественном совете при главе Воронежа. В ближайшее время проект будет выставлен для обсуждения горожанами, после чего, Бог даст, приступят к его реализации.
На месте деревянной крепости
В 2010 году исполнилось 425 лет с того момента, как «по государеву цареву и великого князя Федора Ивановича и по приговору бояр князя Федора Ивановича Мстиславского с товарищи, на Сосне, не доезжая Оскола два днища, поставить город Ливны, а на Дону, на Воронеже, не доезжая до Богатого затону два днища, велено поставить город Воронеж…» Старинная летопись старательно вопроиззводит череду событий давно минувших дней и прямо указывает, что руководил строительноством воронежской крепости,сооруженной в 1585 году, именно Семен Федорович Сабуров. Выходец из знатного боярского рода, он и был назначен первым воронежским воеводой.

Предполагаемое место установления памятника – Университетская площадь, входящая в историческую часть Воронежа. Такой выбор не случаен: именно в этой «точке» в шестнадцатом веке была сооружена мощная деревянная кремость.
Родом из античности
Внешний вид памятника передает силу духа тех наших предков, которые, собственно, и «обустроили» Россию. Изваяние воеводы на коне – традиционная, родная российскому глазу «картинка», отражающая динамику, экспрессию и драматургию жизни мужчины-воина, мужчины-созидателя.

Воевода Александра Козинина облачен в военные доспехи соответствующей эпохи: он – а зерцале, приволоке и ерихонке. Прозорливый взгляд устремлен вперед, в будущее. Левой рукой герой усмиряет коня. Правой указывает на место строительства города.

Традиция создавать конную статую (в Воронеже таковая будет первой) в целях увековечивания памяти великого лидера берет начало в античности. С тех пор повелось, что конь – символ силы, быстроты и бесстрашия всадника, непременный атрибут (если можно так сказать о существе одушевленном) воинской славы. Такие «почести» животному объясняются огромным военным и транспортным значением: вплоть до середины девятнадцатого века конь был основной рабочей и боевой единицей.

Отметим стилистический подход к созданию памятника. Пластика фигур человека и коня, композиция, детали костюма времен создания Воронежа выполнены в классической реалистической манере, отличающейся простотой и ненадуманностью.

Выполнена композиция из двух материалов – бронзы и гранита. Постамент, подчиненный общей тональности монумента, украшен четырьмя фигурами львов. Тут тоже дань общепринятой трактовке символа: лев олицетворяет бдительность, стойкость, твердость, благоразумие, красоту и совершенство. А еще его присутствие обозначает борьбу со злом. Не случайно царь зверей идеальный страж на дверях храмов, монументах, мостах. Фронтальная плоскость постамента показывает герб времени царствования Федора Ивановича.

Общая высота памятника –  десять метров. Их вполне достаточно для обозначения величия скульптуры, способной раскрасить архитектурную среду города новыми красками. И обогатить новой духовной ипостасью.

                Анна ЖИДКИХ



Скульптор Александр Козинин работал над проектором памятника первому воеводе Воронежа Сабурову в 2009 году. В это же время о нем написала статью Анна Жидких. Потом с установкой памятника в нашем областном центре началась   какая-то ерунда. Бесполезные дискуссии об установке памятника в Воронеже продолжаются и по сей день.