Купец

Анна Григорьева 3
   У отца было три сына…
   Были у него и две дочери. Но, как вы, наверное, знаете, в те времена рождение девочки не очень приветствовалось. Дочь – это обуза для семьи. Ее, когда она войдет в возраст, необходимо было выдать замуж. В день свадьбы она уходила в семью мужа и отрывалась от своих родных навсегда, и уже не могла ничего путного сделать для них. Да к тому же, необходимо было накопить приданное себе же на свадьбу. Как же без него? Нельзя без него обойтись. Приданное она должна приготовить себе своими же руками. Помощь сестры не представлялось по той простой причине, что и сестра должна была делать приданное себе.  Оставалась только помощь матери. Только мать разве в состоянии помочь сразу всем дочерям? Так, что рождение девочки считалось в семье обузой. Ее старались поскорей выдать замуж. Пусть мужчина о ней теперь заботится. Одним словом, девочка в семье – оторванный ломоть. И только.
   Так вот, было у отца три сына. Когда его жизнь подошла к завершению, он отдал все, что нажил за многие годы, старшему сыну. Тогда это было принято, отдавать все своему старшему ребенку мужского пола. Вместе с хозяйством он должен опекать и всячески заботится о своей старой матери. Скажу сразу, что он был нерадивым хозяином,  быстро разорился, и опекать мать пришлось старшей дочери. В этом ей помогала ее сестра. С этой задачей они справлялись хорошо.
   Что же касается второго сына, то он пошел на военную службу. Это у него здорово получалось, и в короткое время смог быстро продвинутся. Став генералом, он женился, заимел детей и широко зажил своим домом. Помогал своим сестрам и старшему брату, когда это было необходимо. Словом, безбедно жил в свое удовольствие.
   Младший сын идти по духовной части, как из покон веков принято было на Руси, не хотел. К этому необходим особый склад ума и большое смирение, которых у него в душе не нашлось. И он решил сделаться купцом. Он стал первоклассным торговым человеком. Привозил из каждого своего странствования такие товары, которых ни у одного продавца не находилось. Его безделушки, украшения, ткани, разлетались в считанные часы. Он умел угодить буквально каждому человеку, и привозил, даже самому привередливому заказчику именно то, что тот требовал. И не мудрено, что за очень короткий срок, младшей сын нажил себе и состояние и почет.
   Ходил купец в свои странствования большей частью с караваном торговых людей. Это и безопасно и веселей. За разговорами долгая дорога всегда, кажется короче. Но не всегда так выходило. Случалось купцу уходить в дальней путь и в одиночестве.
   Так было и на этот раз. Он быстро дошел до места, распродал все то, что нужно было распродать, закупил нужный ему товар и двинулся в обратный дорогу. Дойдя до середины пути, почувствовал он утомление. Оно было так велико, что купца клонило в сон. Решил купец чуть-чуть передохнуть от долгой дороги. Расположился прямо в степи, и лег. Только голова очутилась на прохладной подушке, как путника сморил сон.
   И сниться торговому человеку. Будто бы на том самом месте, где он сейчас лежит, зарыт сундук. А в сундуке этом находится… Нет там не золота-серебра, не драгоценных камней, не ювелирных украшений. Нет там даже дорогих сердцу каждого купца товаров, - тканей, скатертей, ковров – которые можно продать по выгодной цене… Сундук полон был… Только купец  хочет заглянуть в него, чтобы посмотреть, что же лежит там, как сундук со скрипом закрывается и громоподобный голос, от которого замирает все вокруг, произносит:
   - Ты узнаешь, что находится в этом сундуке только тогда, когда выроешь его из земли. Тебе, так уж и быть, подскажу: закопан этот клад не далеко от того места, где находишься сейчас ты. То место укажет тебе былинка, необычная – она не растет в этих местах. Найди ее, и найдешь сокровище. Только не все так просто. Условие есть у меня. Когда отроишь клад, не смотри в сундук. И еще, поскорей возвращайся, откуда пришел, не оглядываясь, не оглядываясь, не оглядываясь. А иначе…
   Здесь чары сна пропали. Вскочил купец с земли, на которой спал, от столь необычного ведения и причудливого, оглушительного голоса.
   - Приснится же такое!... А что, если и в самом деле, неподалеку клад спрятан? Нужно попытаться найти ту былинку-тростинку необычную.
   Ползал-ползал торговый человек по земле, ища приметный знак. Наконец, попалась она ему на глаза.
   - Она, - прошептал он, и начал рыть лопатой (взял ее, как будто чувствовал, что пригодится в пути) землю. Скоро и сундук показался. Вытащил его, уже было хотел открыть, чтобы хотя бы одним глазком убедится, что сундук клад содержит. Да вовремя вспомнил предостерегающие слова о том, что запрещено ему смотреть, что находится в сундуке, пока не вернется к себе домой. Еще встревожило торговца, что сундук, когда он вынимал его из земли, показался, на удивления, легким.
   - А если в сундуке нет ничего? – промелькнула такая мысль у купца. – Довезу до дома, а там посмотрим.
   Тут же вспомнилось и второе предостережение – не оглядываться, пока не доедешь до места.
   - Ну, это легко сделать, - сказал купец, кладя сундук на повозку.
      Но не так-то легко было не обернутся, да и посмотреть, что же там происходит, сзади. Но купец, хоть и с некоторым трудом, исполнил и это условие сделки, и благополучно вернулся домой. А дома от клада, на какое-то время, его оторвали дела по торговле. Необходимо было распродать весь товар, приобретенный в поездке.
   Только спустя неделю, смог купец подойти к сундуку. Когда же он открыл сундук, тот оказался пустым. Ничего в нем не было. Вот почему сундук показался легким, когда человек клал его на повозку. Купец нашел место в своем доме и поставил его там. И забыл про него. Только, про прошествии времени, стал замечать купец, что его жизнь, и жизнь его родных, изменилась. Нет, никто не разбогател, внешне в их жизни ничего, как будто бы,  не изменилось. Все шло своим чередом. Все было по-прежнему. Только поменялось само отношение к жизни. Сундук-то этот волшебным был, и давал возможность его владельцу взглянуть на все происходящие в жизни по другому. Не зря же говорят: если не можешь поменять что-то в жизни, поменяй отношение к этому.
01.05.2022