Блок. Ушла. Но гиацинты ждали... Прочтение

Виталий Литвин
Ушла. Но гиацинты ждали…







   * * *   

                Ушла. Но гиацинты ждали,
                И день не разбудил окна,
                И в легких складках женской шали
                Цвела ночная тишина.

                В косых лучах вечерней пыли,
                Я знаю, ты придешь опять
                Благоуханьем нильских лилий
                Меня пленять и опьянять.

                Мне слабость этих рук знакома,
                И эта шепчущая речь,
                И стройной талии истома,
                И матовость покатых плеч.

                Но в имени твоем – безмерность,
                И рыжий сумрак глаз твоих
                Таит змеиную неверность
                И ночь преданий грозовых.

                И, миру дольнему подвластна,
                Меж всех – не знаешь ты одна,
                Каким раденьям ты причастна,
                Какою верой крещена.

                Войди, своей не зная воли,
                И, добрая, в глаза взгляни,
                И темным взором острой боли
                Живое сердце полосни.

                Вползи ко мне змеей ползучей,
                В глухую полночь оглуши,
                Устами томными замучай,
                Косою черной задуши.
                31 марта 1907


 



     «Гиацинт – многолетнее травянистое луковичное растение, цветущее красивыми цветками с приятным, но резким ароматом…
     …Назван по имени персонажа древнегреческих мифов. Гиацинт — юноша необычайной красоты, был возлюбленным Аполлона. Когда Аполлон обучал его метанию диска, также влюблённый в него бог ветра (в разных версиях мифа Зефир или Борей) из ревности направил брошенный Аполлоном диск в голову Гиацинта. Юноша умер, и тогда Аполлон из его крови и тела сотворил цветок необычайной красоты.»
                Википедия.

     « – И день не разбудил окна, // И в легких складках женской шали // Цвела ночная тишина. – она ушла, а герой в прострации, все не могучи придти в себя, смотрит в окно, закрытое на ночь легкими, похожими на женские шали занавесками. И очень пахнет оставленными ею гиацинтами.
     ( Блоку не привыкать к цветам от женщин:

                «…Посыльный конверт подавал,
                Надушённый чужими духами.
                Розы поставьте на стол —
                Написано было в записке
                И приходилось их ставить на стол…»

     Да и вот воспоминания той, которая присылала розы:
     «…я купила алых цикламенов. Наняла лихача. Вторично стояла я у тех же дверей. Позвонила. Открыла все та же горничная. Ничего не сказав, помогла снять ботики, скинуть шубу, провела в кабинет.
     Высокая, просторная, теплая комната, полумрак, на письменном столе горит лампа, ваза, в ней благоухают цветы…» Нолле-Коган Н. А. Из воспоминаний)

     « – В косых лучах вечерней пыли, // Я знаю, ты придешь опять – вечером он ждёт её опять.
     « – Благоуханьем нильских лилий… – ну, настоящая Клеопатра!
     « – Мне слабость этих рук знакома, // И эта шепчущая речь… – не она первая. «Всё     это было, было, было…»
     « – …рыжий сумрак глаз твоих // Таит змеиную неверность – У Волоховой глаза обычно были почти черными (Бекетова М.А.: «…и глаза, именно "крылатые", черные, широко открытые "маки злых очей"») и увидеть, как они меняют цвет на светло-карий – должно было ошеломлять. По крайней мере меня, когда светло-карие глаза становились болотно-зелеными – ошеломляло.
 
Из Примечаний к данному стихотворению в  «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах»  А.А. Блока:
«
     « – Меж всех – не знаешь ты одна, // Каким раденьям ты причастна ... – Ср. запись Блока о Волоховой (20 апреля 1907 г.): "Одна Наталья Николаевна (... ) не знающая, откуда она, гордая, красивая и свободная" (ЗК. С. 94).
     « – Вползи ко мне змеей ползучей // …Устами томными замучай... – В народной магии образ змеи связан с чувственной страстью; распространены представления об особой эротической силе змеи. См.: Потебня А.А. О некоторых символах в славянской народной поэзии. 2-е изд. Харьков, 1914. С. 26. О "змеиности" героини см. также коммент. к стих. "Снежное вино"
»

     Женская «змеиность» появляется и раньше – и в первом стихотворении цикла, упомянутом в Примечаниях, посвящённого Волоховой:

                «И вновь, сверкнув из чаши винной,
                Ты поселила в сердце страх
                Своей улыбкою невинной
                В тяжелозмейных волосах…
                29 декабря 1906 »

     И ещё раньше. «Разные стихотворения»:

                «В серебре росы трава.
                Холодна ты, не жива.
                Слышишь нежные слова?

                Я склонился. Улыбнись.
                Я прошу тебя: очнись.
                Месяц залил светом высь.

                Вдалеке поют ручьи.
                Руки белые твои –
                Две холодные змеи.

                Шевельни смолистый злак.
                Ты открой твой мертвый зрак.
                Ты подай мне тихий знак.
                Декабрь 1906»
«Город»:

                «…И – внезапно – тенью гадательной –
                Вольная дева в огненном плаще!..

                В огненном! Выйди за поворот:
                На глазах твоих повязка лежит еще...
                И она тебя кольцом неразлучным сожмет
                В змеином ло'говище.
                9 марта 1905»   

     Впрочем, в   книге «Город» один из владетелей всего города, то есть всего того мира – тоже змей, ср. описание монумента тамошнего Петра:

                «…И предок царственно-чугунный
                Всё так же бредит на змее,

                …И если лик свободы явлен,
                То прежде явлен лик змеи,
                И ни один сустав не сдавлен
                Сверкнувших колец чешуи.
                18 октября 1905»   

     Змеиность – естественная альтернатива чистоте, простоте, свету:

«Стихи о прекрасной даме»:

                «Там, в полусумраке собора,
                В лампадном свете образа.
                Там, в полусумраке собора,
                В лампадном свете образа.

                …Глубокий жар случайной встречи
                Дохнул с церковной высоты

                …И смутно чуется познанье
                И дрожь голубки и змеи
                14 января 1902»

«Распутья»:

                «День был нежно-серый, серый, как тоска.
                Вечер стал матовый, как женская рука.

                В комнатах вечерних прятали сердца,
                Усталые от нежной тоски без конца.

                Пожимали руки, избегали встреч,
                Укрывали смехи белизною плеч.

                Длинный вырез платья, платье, как змея,
                В сумерках белее платья чешуя…
                Июнь 1903. Bad Nauheim»

    В исходном стихотворении он со змееподобной встретился опять:

                Мне слабость этих рук знакома,
                И эта шепчущая речь,
                И стройной талии истома,
                И матовость покатых плеч.

     А различные книги: «Стихи о прекрасной даме», «Распутья», «Разные стихотворения», «Город», «Снежная маска» у Блока – это метки различных миров. Но всюду – от мистического всемирного Города до мещанского вещественного мира «Разных стихотворений» – змеи преследуют его. И суть Фаины, этой певицы Судьбы, та же – змея она подколодная.