В метро часть 1 глава 1

Сергей Стрункин
Глава 1
Москва. Наше время. Еще один мартовский вечер после очередного рабочего дня. На улице еще не успел растаять снег, но уже не холодно. Все в этом мире ждет наступления теплой погоды, когда можно сбросить с себя комбинезоны-доспехи и отложить в дальний угол мечи и щиты, при помощи которых приходилось бороться с метелями и вьюгами долгих три месяца, а то и дольше…
Машин на дорогах столицы с каждым годом все больше и это явление равно победе технологического прогресса над «отстающими динозаврами», которых он не затронул за живое. Эти «динозавры» все равно проиграют и вымрут, а прогресс как раз и требует жертв. Либо ты с нами, либо против нас! Автомобили в основном японские и немецкие, первые отличаются внедрением новых, передовых технологий – в них можно жить, там есть и холодильник, и телевизор, и даже встроенный туалет, в котором отходы жизнедеятельности расщепляются под воздействием химии; вторые, то есть немецкие надежны и отлажены настолько, что никогда не ломаются (или почти никогда) – эти машины никогда не подведут.
Март. Метро. Двое мужчин спускаются в подземелье на станции «Комсомольская». Надо сказать, что московский метрополитен – это произведение искусства и каждая станция представляет собой отдельный шедевр, а вместе они являют собой памятник культуры, по которому можно изучать историю России. Первый был худой и невысокий, зеленые глаза его прикрывали очки с круглой оправой, на голове был творческий беспорядок, что выдавало в нем человека увлекающегося и не особо следящего за своей внешностью. Одет мужчина был в красную футболку с надписью «Kiss me» и потрепанную ветровку, джинсы были довольно свободными и складывалось впечатление, что он их за кем-то донашивает, на ногах были тяжелые ботинки со шнуровкой и это придавало долю комичного сопротивления при каждом шаге мужчины, он как будто преодолевал препятствия во время движения. Второй был одет в костюм цвета хаки, застегнутый на все пуговицы, на голове была бейсболка с названием команды «New York Rangers» - это никак не говорит о симпатиях персонажа к этой команде, эта бейсболка досталась ему в подарок двадцать лет назад от его знакомого, и с тех пор мужчина носит головной убор не снимая, не слишком любя перемены. Сам он атлетического телосложения, что выдает в нем человека активного, а некие признаки появления брюшка – говорит о надвигающемся старении и пристрастии к пиву по вечерам. Его карие глаза блестели и выдавали в нем человека уверенного и знающего себе цену. Усов не было, но была довольно густая борода – какая бывает у опытных прожженных жизнью капитанов пиратских кораблей. Мужчины спускались в метро и охотно общались друг с другом:
- Игорь, а что ты хотел? – спросил первый, - мир так устроен – это законы мироздания.
- Ты, Вань, перестань так говорить. Я человек простой. Знаком только с военной терминологией. Мне плевать на законы мироздания. Я говорю: хороший и заслуженный человек не должен умирать в нищете…
- Что ты понимаешь под нищетой?
- Он великий футболист, а умер в полном одиночестве. Его обнаружили только на третьи сутки. Представляешь он гнил трое суток в своей однокомнатной квартире. Его совсем могли бы не найти. Хорошо телефонный счет пришел, и почтальон поинтересовался у соседей – где хозяин?
- Так может быть с каждым. И с тобой, и со мной. И не важно великий ты или нет. Я думаю, что у человека, который снискал славу, всегда будет час расплаты. Ничего не дается просто так, понимаешь? Баланс в природе очень важен. Где-то повезло, а где-то нет…
Игорь недовольно покачал головой. Иван продолжал:
- Вот, например, мы с тобой: встретились только сегодня, хотя общаемся довольно давно…
- Ну да! Интернет. Технологии. Будь они не ладны…
- Но, Игорь, если бы я пропал из социальной сети, что бы ты сделал? Нет меня. День не на связи, второй, неделю…
- Позвонил бы.
- На телефон не отвечаю. Говорят, что «абонент недоступен» …
- В полицию бы позвонил.
Иван хитро прищурился и сказал:
- Правда, что хватился бы меня? Стал бы искать? Что-то мне не верится.
- Не хочешь - не верь. У нас военных принято друг за друга горой.
- Я думаю, что ты подумал бы обо мне пару часов и переключился на что-то более важное. Человек так устроен. А я может быть гнию там у себя в квартире и мне телефонный счет никто не принесет – у меня его нет…
- Думай как хочешь!
- Это объективная реальность. Где никто друг другу не нужен, а уж особенно в мегаполисе. А ты говоришь футболист! Когда он играл то?
- В 70-х…
- Ух! Кто его помнит? Молодежь движет миром, а те, кто под эту категорию не подходит – естественно забываются.
- А как же: «Ничто не забыто. Никто не забыт.»
- Фикция. Красивый лозунг. Сильные слова. Мне как писателю виднее…
- Ты считаешь, что люди не помнят своих героев?
- Я считаю, что один день в году о них вспоминают – это уже хорошо. Могли бы совсем забыть…
- Ты жестокий.
- Я объективный. Стараюсь им быть…
Игорь легко толкнул друга, и они пошли дальше молча. Иван купил билет в метрополитен, у Игоря был проездной. Они прошли через турникет и спустились в подземку.
Пока они ждали поезд, Иван периодически поглядывал на бывшего военного, когда тот поймал его взгляд, он крикнул:
- Заигрываешь со мной? Ты осторожней будь – я хоть и не молод, но всыпать могу!
- Не стоит, - пытался докричаться Иван, - каждый останется при своем мнении – это тоже закон…
- Для меня есть один закон – воинский устав.
- Ясно.
- Что тебе ясно?
Иван понимающе кивнул.
- Ничего тебе не ясно. Для военного устав – это как кодекс для самурая. Ослушался или нарушил – сразу смерть.
Иван улыбался. Было непонятно – слышит он что-нибудь или нет? Поэтому Игорь тоже решил замолчать – тем более что приближался их поезд.
Они зашли в салон и не сговариваясь сели на свободные места в центре вагона. Объявили:
«Станция «Комсомольская.» Следующая станция «Красные ворота.» Осторожно. Двери закрываются.»
Игорь спросил:
- А чем занимаешься в последнее время? Опять пишешь свои детективы?
Ваня улыбнулся и сказал:
- Это тяжелый интеллектуальный труд. Ты зря обесцениваешь этот вид деятельности. Сейчас занимаюсь разработкой сюжета, где герои оказываются на необитаемом острове без связи с внешним миром…
- Ха-ха! Сюжет не нов!
- Подожди судить. После люди один за другим исчезают. У них растет паника. Ты представляешь: мало того, что они в безвыходной ситуации, так еще и ряды людей редеют…
- Похоже на «Десять негритят.»
- Ты читал? Я удивлен. Ты же говорил, что книги не читаешь.
- Я и не читал. Я смотрел фильм когда-то давно.
- Ясно. Ну, так вот. В конце выясняется, что это племя туземцев-каннибалов охотится на людей, похищает их и съедает…
- У-у-у.
- Не нравится? Сюжет еще не доработан. Понимаю, что пока сыровата идея, но сама завязка мне показалась интересной.
- Не обижайся, брат. Но я бы не стал читать такой детектив.
- Почему? Что не так?
- Где сама детективная история? Где сыщик? Где подозреваемые? Где расследование?
- Люди будут подозревать друг друга – в этом то вся фишка. Никто не будет спокоен среди своих собратьев по несчастью…
- А как они вообще попали на этот остров?
- Потерпели корабельное крушение…
- Ха! Все, ладно. Хватит.
Иван немного насупился, но успокоил себя тем фактом, что его друг ничего не смыслит в написании книг. Он сменил тему:
- А ты сейчас чем занимаешься?
- С тех пор как ушел в запас мои дни очень…как это сказать?
- Безликие.
- Точно. Один похож на другой. Утром гуляю. Днем работаю на даче. Вечером иногда хожу на охоту или рыбалку. А ночью плачу…и пью.
- Что так?
- Да так. Я же тебе говорил: при каких обстоятельствах я был уволен в запас. Для меня нет ничего кроме службы, и не было никогда. Мне плохо без дела, которому я отдал свою жизнь, большую ее часть…
Иван понимающе кивнул. Друг продолжал:
- Я был славным парнем. Читал Симонова и Германа Матвеева. Мечтал защищать Родину, а на деле все оказалось не так, как я себе представлял. В сущности, военная среда ничем не лучше любой другой. Та же несправедливость, то же предательство, те же лживые люди, готовые тебя подставить в любой момент. Да что я тебе говорю?
- Все правильно. Я тебя отлично понимаю. Мне пришлось стать писателем и быть одиноким именно потому что я не смог мириться с этим устройством социума, мне было противно…приходится быть одному и воевать…
- С кем?
- С демонами.
- Ты, Вань, лучше бы с реальными врагами боролся, а эти твои демоны…они лишь твои, понимаешь?
Иван кивнул. По громкой связи объявили:
«Станция «Красные ворота.» Следующая станция «Чистые пруды.» Осторожно. Двери закрываются.»
Несколько человек зашло в вагон и несколько вышло. Внимание привлек один человек, который очень громко говорил по телефону, пытаясь достучаться до своего собеседника на том конце мобильной связи через шум метро.
Человек был плотного телосложения и высокого роста. Его характеризовали медлительные и плавные движения. Очки на носу сверкали, отражая огни туннеля метро. Одет он был в серый костюм, белую выглаженную рубашку и синий галстук. Ботинки его были вычищены до блеска. Он явно куда-то собирался – просто так люди не одеваются столь торжественно…
- Да, да, еду уже! – кричал он, - я ради науки готов отдать все! Сейчас на «Чистых прудах», через пятнадцать минут буду.
После небольшой паузы он продолжил:
- Знаю я где находится Кремлевский Дворец! Награждение начнется через час, естественно я успею, не переживай! Представляешь наконец-то я буду вознагражден за свои труды, а то я уже думал, что все мои работы останутся незамеченными. У меня множество научных статей, но лишь одна из них принесет мне «Президентскую премию» …
Людям стали надоедать эти бесконечные громкие возгласы. Они недовольно оглядывались.
- Я знал, что буду замечен. Я отдал науке всю свою жизнь, а ведь я уже немолод, мне пятьдесят два. Десять лет работал в Литве, на Родине, а после еще двадцать лет труда в Московском биологическом центре…не шутки…
После паузы.
- Нет Бог здесь ни при чем. Я в него не верю. Плох тот ученый, который верит не в опытное познание, а в Бога. Да, да, атеист я!
В это время люди в вагоне вели себя по-разному: кто-то читал книгу на своем планшете, кто-то читал книгу на чужом планшете, глядя через плечо соседу, кто-то слушал музыку в наушниках, некоторые люди разглядывали пассажиров, другие просто молча уткнулись в окно вагона и не хотели иметь ничего общего с другими пассажирами.
Отношение к поездкам в метро у людей диаметрально противоположное. Одни считают этот вид транспорта самым удобным и быстрым, и регулярно им пользуются, другие же не могут терпеть запах и многолюдность метро и стараются как можно реже спускаться в подземку. Но есть одна истина с которой не спорят ни первые, ни вторые: метро – самый надежный вид транспорта! Риск аварии столь низок, что люди заходя в вагон даже об этом не думают, их не посещают страшные мысли о столкновении поездов в метро; теракты, как кажется, давно в прошлом, эскалаторы регулярно проверяют и чинят – риск минимален…
В это время Иван и Игорь обсуждали громко говорящего биолога.
- Мне он уже надоел, - сказал бывший военный, - он не у себя дома, зачем так орать?
- Человек горд собой, его заслуги признали. Не кипятись. У него может впервые такой праздник. Ты посмотри, как он одет. Как на парад приготовился.
- Нет, эти ученый, сидящие в своих лабораториях, мне никогда не нравились. Они не нюхали настоящего пороха, но при этом строят из себя всезнаек. Были бы они на бранном поле – я бы на них посмотрел.
- А, кстати, Президентская премия дается и за заслуги в литературе…
- Даже не рассчитывай. Я читал твой последний детектив…как он там называется?
- Ты его прочитал?! Серьезно?
- Да. Было нечего делать. И я скажу, что он…
- Это последний…значит «Дело сыщика Ляпушкина в Белоозерске». Я польщен.
- Не обольщайся. Мне он не понравился. Какой-то он странный этот Ляпушкин…
- Это новый тип сыщика. Я его образ разрабатывал около полугода. Совсем не понравился?
- Не то чтобы совсем. Там есть удачные места…но премию тебе не дадут.
Иван засмеялся.
- Я и не рассчитывал. По крайней мере в этом году. А дальше все возможно.
По громкой связи объявили:
«Станция «Чистые пруды.» Следующая станция «Лубянка.» Осторожно. Двери закрываются.»
- У меня успешная научная карьера, - не унимался биолог, - меня даже по телевизору показывали после публикации в журнале «Наука и жизнь» …какая тема? По-моему, «Деление многоклеточных организмов под воздействием УФ-излучения.»
- Я его сейчас пристукну, - сказал бывший военный, - он меня достал.
- Ты впервые в метро что ли? Давно бы уже привык. Кого здесь только не встретишь. Хорошо хоть бомжей нет, а то помимо возгласов ученого, еще бы воняло…
- Знаешь, я разное видел. На войне был. Но такого свинства, которое себе позволяют люди в мирное время, не позволяют себе даже самые мерзкие вражеские офицеры.
- Я удивлен как ты со своим неуживчивым характером смог служить и выполнять приказы. Наверное, тебе нелегко это далось?
- Да, было непросто. А где легко сейчас? Не раз меня наказывали, когда был молодым, а дальше понял, как можно себя вести с вояками, а как нет.
- Устав? – засмеялся Ваня.
- Именно. И зря ты ржешь!
В это время в вагон вошла группа корейских туристов. Уровень шума моментально повысился. Их было всего пять человек, но казалось, что минимум половина населения Южной Кореи приехало в Москву в качестве туристов. Из местных жителей никто давно не удивляется тому, что в столице можно встретить кого угодно: и беременную негритянку, и шамана на инвалидной коляске, и последователей Будды в деловых костюмах, и акробатов на ходулях и просто клоунов…но иногда коренные жители возмущаются: «Москва слишком гостеприимна! Едут сюда все, кому не лень, а она открыта для них, еще и бизнес в столице скоро будет сплошь от иностранных вливаний средств, конечно крупный только, а мелким пусть русские занимаются. Несправедливо!»
«Станция «Лубянка.» Следующая станция «Охотный ряд.» Осторожно. Двери закрываются.»
- Что с того, что я латыш. Я прекрасно знаю русский язык – лучше, чем многие местные. – не унимался биолог, - я учился здесь: в Московской государственной академии имени Скрябина. Закончил с отличием. Да-да, красный диплом! А дальше работал и работал. Ты ведь знаешь, что мне удалось сделать открытие…именно, об этом писали все научные издания десять лет назад. Я служу науке…
«Станция «Охотный ряд.» Следующая станция «Библиотека имени Ленина.» Осторожно. Двери закрываются.»
- Слушай, мне больше некогда говорить. Следующая остановка моя. Да, после награждения перезвоню. Расскажу, как президенту руку жал. Ха-ха! Честь для него…ха-ха. Скажу: «Служу науке!» Давай, до скорого. Хотя подожди…у тебя сегодня никого? ...ага, тогда заеду после – отпразднуем…хорошо.
Иван с Игорем переглянулись. Писатель заметил, что даже выдержка военного ему уже не помогает держать себя в руках. В это время какой-то сумасшедший зашедший на предыдущей станции начал петь песню:
«Когда-а мы бы-ыли молоды-ые и чушь прекра-асную несли-и…»
А после добавлял: «Опаньки!»
Потом опять запевал: «Фонта-аны би-или го-олубые-е и ро-озы красные-е росли-и…опаньки!»
Уровень всеобщего безумия рос в вагоне ежеминутно. Казалось, что если сейчас поезд остановится, то случится что-то непоправимое…и он остановился…
На полпути от станции «Охотный ряд» до станции «Библиотека имени Ленина» поезд встал. Сначала свет стал мигать, а потом погас совсем. Люди оказались в густой темноте. Все затихло лишь на минуту, а потом всеобщая паника заполнила вагон поезда метро…
- Опаньки! – раздался крик безумца.
- Заткнись! – крикнул ему кто-то, - а то сейчас ударю.
- Не поймаешь меня. Темень-то какая! Опаньки!
- Я посвечу фонарем. У меня в телефоне есть.
- Опаньки!
Один человек зажег дисплей телефона и этом примеру последовали большинство, находящихся в вагоне людей. Не сказать, что было светло, но все же не кромешная тьма.
- Что случилось-то? – раздался взволнованный женский голос, - почему мы остановились?