Две иконы кисти А. Г. Варнека

Владимир Варнек
1.  Святая Мария Магдалина. Икона. Холст, масло. 171х86. 1811. Государственный музей истории религии.
2.  Святой Александр Невский. Икона. Жесть, масло. 36х25. 1830-е. Государственный Русский музей.

В Списке произведений художника Александра Григорьевича Варнека (1782 – 1843), приведенном в монографии В.С. Турчина [1], содержится 304 его работы, основную часть которых  представляют живописные и графические поясные и погрудные портреты. Но имеются в этом списке и произведения религиозной живописи – иконы и образа. С целью более полного ознакомления читателей прозы.ру с творчеством художника расскажу вкратце о двух названных выше иконах, находящихся  в собственности двух петербургских музеев,  которые были выполнены художником с интервалом в 20 лет. Впервые информация о них появилась в Списке произведений художника в монографии В.С Турчина, опубликованной в 1985 году [1].

Незадолго до написания первой из названных выше икон, Александр Варнек вернулся 5 октября 1809 года в Санкт-Петербург из своей пенсионерской пятилетней поездки в Рим и намереваясь в дальнейшем связать свою жизнь с Академией художеств, приступил к активной деятельности в качестве художника-портретиста и педагога, работая в классах Академии до 1815 года на бесплатной основе и находя заработки «на стороне».   

В сентябре 1810 г. за большой парадный портрет известного путешественника и ученого-географа, графа И.О. Потоцкого он по предложению президента Академии графа А.С. Строганова был баллотирован в академики. Следом за этим Александр принял участие в создании образов для иконостаса Казанского собора, возведение которого и внутренняя его отделка завершались к этому времени. Нужно заметить, что в этой работе по художественному оформлению Казанского собора  принимали участие девять самых опытных скульпторов и 18 художников, работавших в те годы в Императорской академии художеств [2]. 

Александр Варнек написал  при этом для иконостаса придела Рождество Богородицы две иконы больших размеров с изображениями «Иоанна Евангелиста» и Св. Марии Магдалины. Заказ на эти иконы Варнеку был дан при поддержке президента ИАХ графа А.С. Строганова, покровительствующего ему после возвращения из Италии. Художнику за эту работу было объявлено «высочайшее благоволение» и  выплачено 500 рублей (примерно половина годового заработка педагога ИАХ). 

В последующие годы икона, изображающая «Иоанна Евангелиста», исчезла неведомо куда, и ее местонахождение считается неизвестным [1]. Но икона «Св. Мария Магдалина» избежала катаклизмов и по-прежнему находится на своем месте.  Хочу заметить, что   сделать фото с изображением данной иконы я попросил еще в начале 2010-х пра-пра-правнучку  А.Г. Варнека, доктора педагогических наук  М.Д. Матюшкину, проживающую в СПб, благодаря чему у меня и имеется возможность показать икону читателям прозы.ру. Она, кстати, была воспроизведена в красочно-оформленном Каталоге выставки, посвященной 200-летию Казанского собора [2].

Замечу, что своеобразие творчества А.Г. Варнека состояло в том, что он во главу всего в своей работе художника ставил натуру, которую стремился передавать на своих полотнах максимально точно [1]. Думаю, что следуя этому своему главному принципу, он выполнял и свои иконы, срисовывая их с найденных для этого натурщиков и натурщиц. Очевидно, что с молодой, высокой и статной белокурой женщины с длинными волнистыми волосами, проживавшей  в те годы в Петербурге или в одном из близ-лежащих селений, он и написал свою Святую Марию Магдалину.

Образ ее ассоциируется у меня почему-то со стихотворением знаменитого русского поэта Н.А. Некрасова:

«Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц,-<…>

Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка,-<…>.

Решив при написании миниатюры посмотреть в интернете, а как же изображали профессионалы-иконописцы Святую Марию Магдалину, увидел великое множество самых разных икон, главной особенностью которых является статичность лиц, что является характерным признаком иконописи. А.Г. Варнек такому стилю явно не последовал, создав не столько икону, сколько историческую картину с живыми чертами запечатленной на ней молодой женщины.  Трудно вообразить, сколько же посетителей Казанского собора увидели эту Икону-картину за двухсотлетнюю историю существования собора.

Обратимся теперь ко второй иконе Святого Александра Невского кисти А.Г. Варнека, приложенной к миниатюре, которая имеет то сходство с иконой Святой Марии Магдалины, что князь также запечатлен на ней в полный рост.  Размеры же этой иконы существенно меньше.

Сведения об этой иконе имеются лишь в Списке работ художника, находящемся в монографии В.С. Турчина [1] и в Каталоге Государственного Русского музея [3], в собрании которого данная икона находится. В указанном списке икона эта находится в группе образов из Царских врат иконостаса церкви святой Екатерины при Императорской академии художеств (ИАХ),  датированных 1830 – 1835 годами. При этом весьма любопытно то, что указанные образа были включены в известный список произведений А.Г. Варнека, надиктованный художественному критику Каменскому самим художником [4], а икону Св. Александра Невского он ему по какой-то причине не назвал. 

В Каталоге ГРМ об обсуждаемой иконе  сообщается то, что она датируется 1830-ми годами на основании ее стилистических особенностей и отмечается ее близость к образам для церкви ИАХ. В весьма любопытной дописке сообщается при этом, что предназначение иконы неизвестно (к этому мы еще вернемся, т.к. свою версию такого предназначения хотел бы предложить ниже).

Помимо обычных каталожных сведений об иконе, в [3] дается информационная справка об Александре Невском, которую счел целесообразным воспроизвести здесь: «Александр Ярославович Невский (1220 – 1263) – русский государственный деятель, полководец, князь новгородский и великий князь владимирский.  В 1380 г. канонизирован русской православной церковью. В конце XIII в. было составлено «Житие Александра Невского».  По приказу Петра I и постановлению Святейшего Синода, мощи Александра Невского в 1724 году были перенесены из Владимира в Александро-Невскую лавру в Петербурге. В 1725 году был учрежден орден Св. Александра Невского, в 1942 году – советский орден Александра Невского».   
Приложив к миниатюре икону работы А.Г. Варнека с изображением Александра Невского, а, точнее, неизвестного нам натурщика, хотел бы сказать несколько слов об иконе, натурщике и предназначении иконы, которое  ныне является неизвестным [3].

Но вначале хотел бы заметить, что на обсуждаемой иконе  изображен сравнительно молодой еще человек в латах с флагом  в руке, всматривающийся вдаль, причем изображение лица у него не является иконописным статичным, а больше напоминает лицо воина на исторической живописной картине. Связано это, очевидно, с тем, что художник Александр Варнек  был, все-таки, не иконописцем, а портретистом, произведения которого отличались высоким сходством лиц на портретах с лицами запечатленных им конкретных людей.  При этом «жизнь в лицах» была одной из главных черт его произведений [1]. Присутствует она, как видно,  и на обсуждаемой иконе.

Замечу, что иконография князя Александра Невского обширна, и ознакомление с его иконами в интернете позволило увидеть, что иконописцы, словно договорившись, изображают его в большинстве случаев высоким, стройным и худощавым красавцем с небольшой бородкой и усами. Именно таким и изобразил его на своей иконе художник Александр Варнек.

С кого же художник списал Александра Невского?   Предполагаю, что со своего дальнего родственника, прусского подданного  Карла Эдуарда Варника (1803 – 1889), прибывшего в Россию в 1818 году для обучения здесь портретной живописи в ИАХ [1].  Предполагаю также, что заказчиков у данной небольшой иконы не было, а написал ее Александр Варнек для себя на память о родственнике, усмотрев в его лице черты лица, увиденные им на иконах Св. Александра Невского того времени.

Основанием для такой версии явилась Объяснительная записка А.Г. Варнека руководству Академии художеств от 18 февраля 1835 г., в которой он в числе выполненных им работ назвал два портрета своих родственников (без указания имен). На одном из них художник, согласно моей версии изобразил свою сестру Софью, портрет которой был приложен к миниатюре [5]. На другом своем портрете он мог вполне запечатлеть своего  двоюродного брата, но узрев в нем подходящую натуру для иконы Св. Александра Невского, выполнил ее просто для себя, на память о родственнике. 

В пользу такой версии свидетельствует то, что данная икона после смерти художника в 1843 году не покинула стен Академии до 1932 года, после чего была передана в Русский музей вместе с шестью иконами из Царских врат иконостаса церкви Св. Екатерины при Академии художеств, выполненных А.Г. Варнеком в 1835 году [3,5].

ПРИМЕЧАНИЯ
1. Турчин В.С. Александр Григорьевич Варнек,1782–1843. М.: Искусство, 1985.– 168 с.
2. Тебе в дар богатство любви к Отечеству.  Каталог выставки. - СПб.: Арт Деко, 2011. -184 с.
3. Государственный Русский музей представляет: Живопись первой половины XIX века (А-И). Альманах. Вып. XIX. СПб: Palace Editions, 2002, С. 116.
4.  Каменский П.П. Мастерские русских художников. Отечественные записки. 1839. С.12–19. См. статью также в книге П.П. Каменского Труды по истории изобразительного искусства. Художественная критика / сост., авт. предисл. И примеч. Н.С. Беляев; СПб.: БАН, 2017. – 217 с.
5. Владимир Варнек. Портрет сестры художника А.Г. Варнека. Проза.ру. 2022. 13.04.2020.

01.05.2022.