Пираты карибского моря. Фильмы

Ирина Франц
Есть фильмы из категории «вечных» - в них влюбляешься и можешь смотреть их бесчисленное количество раз. Они никогда не наскучат. Ты можешь возвращаться к ним снова и снова, и они никогда не будут раздражать тебя. Ни музыка, ни диалоги. Ничто не будет мешать тебе, наоборот, ты будешь с удовольствуем окунаться в мир фильма. И все персонажи будут для тебя родными. Эти фильмы созданы для души, людьми, которые вложили в свои проекты всех себя, свои души. Возможно, это пафосно звучит. Вложить душу. Но именно это и отличает всё живое от неживого.


Помните Пиратов Карибского моря? Первые три фильма из пяти «Проклятие Чёрной жемчужины (2003), "Сундук мертвеца" (2006), "На краю света" (2007) на мой взгляд, наиболее гармоничные и удивительные по сюжету и игре, чем последующие «На странных берегах» (2011) и  «Мертвецы не рассказывают сказки» (2017).
В этих фильмах совпало всё: сценарий, актёры, замечательная музыка, завораживающие морские кулисы, впечатляющие маски, костюмы, кадры… Всё это сложилось в живую, увлекательную сказку для детей и взрослых, которую можно смотреть всей семьёй.


Это сказка, в которой крошечный галеон хранится в бутылке и превращается в скрипучий мачтами пиратский корабль, как только он оказывается в море. Он переворачивается вверх дном и погружается на дно моря, всплывает снова на божий свет, противится шторму и шквалу дождя в ночной ураган. В крепких руках штурвал корабля.  «Черная жемчужина» - так зовут этот парусник, к которому трепетно относились все пираты. Это-их сокровище, несущее их по водным просторам, заменяющее им дом, единственное, за что они могут здесь удержаться.


Наиболее запомнившиеся кадры? Вот один из «На краю света»: финал, идёт обстрел кораблей. Пожар. Флот разрушен. На этом фоне передним крупным планом лицо лорда Катлера Беккета (Тома Холландер). Он не говорит ни слова, но зрителю всё становится понятным без слов. Для меня это воистину чудо- выражать одним лишь взглядом, всем собой – внутренние переживания. Эта сцена действительно гениальная. Какая богатая палитра чувств – изумление, смятение, постижение происшедшего, признание поражения. Не выразить всего словами. Будто вся жизнь прошла перед его мысленным взором...


Вот пытаюсь сейчас сформулировать то самое уникальное, что удерживает зрителя на экране. Чем он притягивает?  Притягивают динамичные диалоги. Переброс фразами. Смена кадров. С предметов на людей и назад. Камера как будто подкрадывается через все преграждения к крупному плану лиц героев.


В диалогах обнажается сущность людей. Ты видишь их единство. Мне видится притягательность фильма в отношениях героев друг с другом. Гиббс и вся команда преданы своему капитану Джеку Воробью. Семья изгоев, потерянных для мира. У них нет ничего, кроме корабля и моря.

Это отсутствие серьёзности, задорность, граничащая с трагичностью, юмор вперемешку с драмой. Комичность. Трагичность. Неуловимость. Как будто все пытаются что-то догнать. Гонки, когда не надо уже ни за чем гнаться. Сражения, которые уже давно все проиграли. Сны, которые все уже посмотрели.
Поиск сокровищ – извечный инстинкт. Поиск счастья, которое уже давно нашли.  Где компас волшебный – куда он тебя приведёт? Куда показывает стрелка? Куда стремится сердце твоё? Ты хочешь компас обмануть? Ты знаешь, чего ты хочешь больше всего?.. 


Это игры взрослых в догонялки. Погоня за кладом. Погоня за счастьем. Извечная тема. И всё же, не могу сказать с уверенностью, что поняла этот фильм до конца. В нём все смешано, и всё, как будто одно и тоже. Нет врагов. Все едины. Даже Катлера Беккета становится в конце фильма жаль. А страшные на вид, с гнилыми зубами пираты вызывают по ходу всего фильма только искреннюю симпатию. Пираты-зомби приковывают к себе взгляд, они – пленники проклятия, ты желаешь им освобождения. Пламенный взгляд Уилла Тёрнера и очаровательная грация Элизабет Суонн - о, какая дивная пара! А твёрдый нрав лукавого капитана Гектора Барбоссы, смышлёная обезьянки Джека
 
Чудо этого фильма в том, что он не вызывает антипатию ни к одному из персонажей. Можно вжиться в каждого из них и проникнуться пониманием его судьбы. Даже коварного злодея с головой осьминога Дейви Джонса можно понять, узнав его историю любви.


О, эти страдающие люди! Они превращаются в монстров, теряя веру в любовь. Вырывают сердца из своей груди, пряча их в сундуки. "Где ваше сердце, там и сокровище ваше". А если сокровище – и есть чьё-то любящее сердце?


Всё перевёрнуто в этом мире. Корабль падает на дно и всплывает вновь. Богиня моря взмывает вихрем в небо. Здесь не торгуют жизнью. Уже назначена цена. Одна душа – за душу корабля. Твоя любовь – цена бессмертия. Жизнь – бесценное сокровище. Душа не будет пусть залогом бессердечных.

Не пытайся понять смысл этого фильма – просто смотри его, получая наслаждение от каждого кадра, от каждого слова, от каждой улыбки усталых актёров. Плыви на волнах музыки за кадрами и крепко держись на ногах, когда захочет тебя смыть солёная, холодная волна.


p.s. В ходе наведения справок по фильму нашла в инете замечательную энциклопедию о Пиратах Карибского моря.

https://pirates.fandom.com/ru/wiki/