30 миллиардов в год тебе, Родина!

Русс Рахметов
Начальнику управления городской мобильности гор. Алматы
Мурзаханову Г.А.
От Руслана Хатиповича Саринова,
проживающего г. Алматы, ул. Шашкина, д. 23, к. 86,
тел. 260-92-72, моб. +7(701) 450-00-86.

Уважаемый Гани Ауезханович!
Представляю Вашему вниманию пакет рекомендаций по оптимизации транспортного потока и  ликвидации заторов на участке «пр. Аль-Фараби: ул. Луганского -:- пр. Гагарина. Западное направление».
В рекомендации описываются:
• причины возникновения заторов с указанием проблемных мест и причин возникновения;
• меры по ликвидации заторов;
• примерный расчёт ущерба 50 млрд тенге, причиняемого транспортным затором и
• экономический эффект 30 млрд тенге от реализации предлагаемых мер.
Причины
Проблема транспортного затора высокой интенсивности, регулярного возникающего на участке «пр. Аль-Фараби: ул. Луганского -:- пр. Гагарина» в основе своей имеет триггеры снижения скорости транспортных средств и, как следствие, всего потока.
К этим триггерам в первую очередь относится сужение проезжей части за счёт участка выделенной полосы для ОТ и островка безопасности в р-не ул. Ходжанова. На этом участке, кроме того, что дорога совершает зигзагообразный поворот в объезд базы Гор.Водоканала, вынуждающий транспортные средства снижать скорость, были внесены дополнительные усложнения в разметку дор. полотна, негативно сказывающиеся на скорости тр.потока. При проектировании данного участка, в прошлом веке, были заложены меры, предотвращающие падение скоростей. Такие как достаточная для скоростного манёвра ширина дор. полотна и плавность углов поворотов. Но данные меры были саботированы нанесением разметки, препятствующей совершению манёвра. Значительное, превышающее необходимое и ограниченное 60 км.ч., снижение скорости потока на данном участке вызывает эффект «стоячей волны» - скопление и невозможность скоростного движения в данном направлении, распространяющейся против направления движения до ул. Луганского в часы наибольшей интенсивности.
Меры
Минимально необходимые меры, позволящие повысить производительность данного участка – максимально упростить разметку, расширив полосы движения и ликвидировав островки безопасности и участок, выделенный для движения ОТ, до ширины, обеспечивающей свободное, безопасное совершение манёвра прохождения зигзагообразного участка.
В качестве дополнительных мер на данном участке можно предпринять перенос остановки ОТ на менее сложный участок; перепроектировать и перестроить левый поворот на участке, уменьшить угол поворота (спрямить), сделать его более плавным, менее резким.
Следующими по своей отрицательной значимости триггерами возникновения трансп. пробок на исследуемом участке, являются чрезмерное количество примыканий второстепенных дорог к широкополосной, высокоскоростной трассе и, опять же, разметка, съедающая значительную пространственную и производительную долю проезжей части основной главной дороги.
Упрощение разметки, ликвидация, запрещающих движения по ним, «треугольников» разметки на данных участках, в пользу главной дороги, гарантированно позитивно повлияет на производительность.
Дополнительной мерой стабилизации потока будет ликвидация возмущений, вносимых примыканиями потоков с второстепенных улиц: Ходжанова, Шашкина, Маркова, Желтоксан. Перевод части из них (Ходжанова, Шашкина) в режим одностороннего движения (ответвления) трансп. потока, несомненно даст положительный результат в виде сохранения высокой скорости потока основной трассы и повышения производительности транспортной системы участка. Примыкающие участки, с повышением нагрузки вследствие изменения режима, несомненно справятся. Увеличившаяся скорость потока и, как следствие, снижение его плотности, позволят повысить скорость и производительность на примыкающих участков.
Расчёты
В настоящее время производительность участка «пр. Аль-Фараби: ул. Луганского -:- пр. Гагарина», рассчитанного на пропуск 5-6 тыс. автомобилей в час, в периоды наибольшей нагрузки с 13-00 -:- 14-00 часов до 19-30 -:- 20-00, едва справляется с 2-2,5 тыс автомобилей в час. Или, беря промежуток времени ежесуточного затора 6 часов, вместо того, чтобы пропустить 30-36 тыс. автомобилей, участок успевает пропустить не более 12-15 тысяч. Т.е. 30% от потенциальной пропускной способности. Учитывая, что участок, протяжённостью около 7 км, преодоление которого возможно за 5-6 минут, в настоящее время проходится тр.ср-вом за 20-25 минут. Суммируя, можно констатировать, что участок недопропускает около 20 тыс. автомобилей, непродуктивно потребляет в среднем 33 000 авто. * 2 чел. * 20 мин. / 60= 1 320 000 мин. / 60 = 22 000 человеко-часов ежедневно. Принимая, что с налогами, накладными расходами, затратами на обустройство рабочих мест и обеспечения деятельности, стоимость 1 рабочего человеко-часа в г. Алматы стоит около 3000 тенге, ущерб от транспортного затора на участке составляет (3000 тенге * 22 000 часов*365 дней в году =) 24 000 000 000 (двадцать четыре миллиарда) тенге. Экстраполируя с исследованиями проведёнными ЕБР, эквивалентный ущерб наносится экологии и здоровью жителей. Суммируя, приходим к выводу, что общий ущерб, причиняемый городу системным затором на исследуемом участке можно оценивать в 50 млрд. тенге в год.
Предполагая, что успешность предлагаемых мер составит 60-70% от идеальной ситуации, предотвращенный ущерб от ликвидации транспортной пробки на данном участке составит не менее 30 млрд. тенге в год.

г. Алматы, 01.05.22 г.
С уважением,


Инженер Р.Х. Саринов.