Увидеть - это уже подарок -2

Анна Боднарук
     Как-то быстро, не согласуясь со временем - стемнело. Небо затянула грозовая туча. Единственное наше спасение – это спрятаться в салонах машин. В машине, где я сидела, сидели ещё два подростка с повизгивающими от страха собачками на коленях. Рядом с водителем сидела его жена, ревнивая, придирчивая… с двойным подбородком. Видимо я в расчёт не шла, так как держалась в этой шумной компании особнячком. К тому же я впоследствии сдружилась с детьми и мы, с пирожками в руках, шли открывать тайны природы.
     Дождь начался неожиданно. Машины выехали на возвышенность, на посыпанную гравием дорогу, пустынную и вроде как ненужную в этом диком месте. В салоне звучала музыка, но когда громы стали перекатывать свои камни гнева прямо у нас над головами, водитель выключил музыку и заглушил мотор. Даже ворчание жены прекратилось. Её грузное тело вжалось в сидение и нам, при вспышке молний был виден только её рыжий хохолок. Дети 12-14 лет, сидели спокойно, смотрели в окна как на монитор телевизора. Иногда восторженно вскрикивали, когда молния врезалась в землю где-то совсем близко. Дети и есть дети. Они ещё не осознают того реального, что происходит за окнами. Смерть не обязательно с косой, она может быть и в виде молнии…
     То, что на обочине дороги, где остановилась наша машина, растут кусты калины, я разглядела, когда молния вырисовалась как раз в промежутке между кустов. Да так ярко и неожиданно, что я не успела прикрыть рукой глаза. На какое-то время мы просто ослепли. Жалостно заплакали собачки, дети уткнулись лицами друг другу в плечо. В голове не было никаких мыслей, я только беззвучно повторяла: «Господи, спаси!..»
     - Вы, как там?! – повернувшись, спросил водитель.
     - Всё ладно! – ответила я, а дети только закивали головами.
     Мы сидели с опущенными головами и больше не смотрели на удаляющийся фейерверк ярких всполохов. Даже вздрагивать перестали от раскатов грома. Через какое-то время дети обратились к водителю: «Папа, нам холодно…» Машина ожила не сразу, мы немного поволновались, но потом всё же – завелась, и в салоне стало теплее. А ещё через какое-то время мы присоединились к нашей колонне машин. Стало спокойно и дремотно. Мы ехали домой.

                *

     Много раз я уже замечала, что одно и то же место, в разное время суток выглядит по-разному. Вот и в этот раз подтвердилась моя догадка.
     У каждого человека свой взгляд на окружающий мир. К примеру, многие люди лужу обходят стороной, вроде как некрасивое, недостойное взгляда человека место. Но, раз лужи есть, то, как от них не отворачивайся, они такие же дети Природы, как и радуга на небе. Хоть радугу считают чем-то возвышенным, праздничным восторгом, хоть и призрачным явлением, которую ни в руки взять, ни к делу пристроить. А лужа – вполне земное маленькое озеро. И если к ней присмотреться, то ни дать, ни взять – целая страна со своим маленьким народом. Жизнь и там кипит, как в городской черте. Все куда-то спешат, что-то ищут, а то и кто-то кого-то съесть пытается. Всё по-житейски просто и буднично.
     Обо всём я думала, когда проходила мимо дорожной канавы, заполненной водой после осенних дождей. Летом тут и вовсе сухо, даже дно растрескается и грязными иловыми сухариками топорщится. Зимой ледком затянет – тоже красиво. Что тут рассуждать, лужа тоже женщина и по-своему красива.
     Я шла по своим делам и эта, случайная мысль вскоре забылась. Но на обратном пути у мыслей о луже было своё существенное продолжение. Дело в том, что день был пасмурным, с низко плывущими дождями набрякшими тучами. На закате дня солнышко выглянуло в щёлочку, чтоб на прощание обласкать лучами землю. И уж так совпало, что игривые лучи дотянулись и до этой канавы. Вдоль которой, кто знает, с какого времени лежала берёзовая кривобокая коряга. Вдоль «спины» этого берёзового «сказочного кита» появилась растительность. В основном давно отцветший, с кудельками пуха по самому верху стеблей, рос иван-чай. Листья пожелтели, с оранжево-красным оттенком. И теперь, в лучах заходящего солнца были настолько красивы, к тому же, отражаясь в воде, красота удвоилась, что ничего лучше, по крайней мере, в этом месте, не нашлось. И тут я остановилась, смотрела и думала: - Я мимо этой канавы много раз ходила, ни на эту корягу, ни на цветущий иван-чай ни разу внимания не обращала. А тут, видимо мне солнышко перстом указало…

                *

     Жизнь сложилась таким образом, что когда мне хотелось путешествовать, то мои два сына, так сказать – за мой подол держались. А, когда выросли, то грянула Перестройка – денег не было даже на самое необходимое, а после уже и самой дальше своего двора идти не хотелось. Вот и довольствуюсь воспоминаниями. Их немного, но всё же…
     Однажды мы, несколько семей, на выписанном автобусе, поехали на Природу. У меня в то время были дети дошкольного возраста. Покинув автобус, я держала их за руки «от греха подальше». Куда мы ездили? Мне было всё едино, лишь бы благополучно домой вернуться.
     Очередная остановка произошла возле какой-то речки. Но только потому, что у одного из мужиков тут недалеко брат в деревне живёт, а у него во дворе – колодец. Наши мужики, со всем, во что можно воды набрать, гуськом побежали к мостику. Там, по словам говорливого мужика, через два двора – калитка Серёги. Женская половина компании и с ними уже более самостоятельные дети, чтоб размяться, тоже стали спускаться по очень неудобной тропинке к речке. За речкой видна хорошая лужайка, да и хотелось новое место посмотреть.
     Я с детьми тоже туда поплелась. Но в этот раз нам не повезло. Мостик такой, двоим не разминуться. Перила – на «честном слове» и вода очень близко. Кстати сказать, речка неширокая, но течение очень быстрое. Вот, я, держа детей за руки, одного пропустила вперёд, сама бочком-бочком потихоньку пошла, сзади младший топает. Как-то нечаянно, я на воду посмотрела и у меня голова закружилась. А мы ещё по мостку и до воды не дошли. Остановилась я, отдышалась и назад повернула. Вскарабкались мы по тропинке наверх, сели на травку и дети стали за плавающими гусями наблюдать. Мне тем более всё интересно.
     Берега обрывистые из красноватой глины. Странно, что вдоль берега ни одной вербы не растёт. Зато в том месте, где разливается река, растёт нестареющая крапива. Обычно крапива молоденькая, с нежными листочками хороша, пока маленькая. А тут вымахала метра полтора, цвести и не думает, и листья снизу доверху не старятся. Чудно. Странно и о то, что, в этой деревне в хозяйстве всякая живность наверняка есть. А крапива в этом деле – первый корм. Тут, у речки, такое богатство растёт и никто и ни разу с серпом и мешком не пришёл…
     Недолго мы ждали. Вскоре наши мужики на тропинке показались, за ними и все остальные к берегу подтянулись. И так, все гурьбой на мосток ринулись. Доски до самой воды прогибаются, кто-то даже пятки в сандалиях замочил. Как ни как свой вес и канистра с водой в руках. Ладно, благополучно все перешли, стали советоваться: где кругом сядут.
     - Не-е, мужики! Местные не любят этого. Поехали, я покажу вам подходящее местечко.
     Поехали. Что дальше? Костёр, бутылки, гогот подвыпивших глоток и подступающая тоска непьющего человека. Что в памяти осталось? Вода со странным запахом и нестареющая крапива. А ещё уснувшие дети в автобусе…

                *

     В автобусе ехали. Предзимье. Дорога пролегла вдоль какой-то довольно-таки широкой реки. Сибирский пейзаж, сосны да ёлки. Маленькие – красивые, а постарше – какие-то обиженные. И то ладно, что живые.
     Ехали мы, ехали. Вдруг: чих-пых – стали. Мужики повскакивали с мест, все враз заговорили. Я же, втянула голову в воротник, стараюсь тепло сохранить. Жду, а заодно в окно смотрю. Небо низкое, по ту сторону реки метель разыгралась. И на нашей стороне уже крупой в стёкла кидает. Кто-то попросил водителя двери закрыть. Стояли минут двадцать. Ноги уже холод почувствовали. За окном увядшую траву снежком присыпало. Ёлочки похорошели. Волны на реке стали  выше, какие-то агрессивные, так и кидаются на камни. Наверное мы им не понравились… Стараюсь не смотреть.
     Вдруг толпа мужиков оживилась. Все потянулись к дверям. Вошли, расселись по своим местам, поехали. А увиденное незнакомое место я с собой в памяти увезла.

                *

     Всякая незнакомая мне маленькая речушка не водой хороша, не набычившиеся прибрежные скалы её красят, не буйная зелень и не комариный зуд, а яркими  цветными камушками, так призывно манящими из-под воды. Знаю, что высохнут и потеряют свою привлекательность, а всё равно не удержусь и несколько штук увезу с собой, на память.

                *