Уроки географии

Владимир Журбин 2
               Когда едешь на Кавказ,
               Солнце светит прямо в глаз,
               Возвращаешься в Европу,
               Солнце светит... тоже в глаз.
                (Грузинские частушки "Гогия")

      Рассказ этот будет о том, как мы с Валерой ехали через Польшу в Германию, ведь нам через неё скорее проехать надо – у Валеры виза заканчивалась. Сутки оставались, чтобы ему легализовано попасть в Германию.

      Когда-то я уже ездил этим путём. Когда меня впервые пригласили ехать в Германию конечно по дорожным знакам можно было ехать. Но со мной тогда ехали два товарища, которые уже были в Германии, дорогу знали.
- Не боись, Вовка, дорога нам знакомая, наезженная, с нами не пропадёшь! Доедем легко! – Вот такими бодрыми словами они меня успокаивали.
      Из Казахстана мы ехали через Москву, затем проехали город Минск, город Брест. В Бресте пришлось несколько часов постоять в очереди и нас пропустили в Польшу.
      Мы приехали в Варшаву - столицу государства польского.
   
      Друзья мои показывали как и куда надо ехать по Варшаве, где надо повернуть. У меня же в голове всё смешалось. Единственно что я запомнил, что где-то в центре Варшавы следует свернуть на лево на мост и после моста выходишь уже на прямой автобан, ведущий нас через город Франкфурт-на-Одере, где граница находится, А там на Берлин.

      В Германии есть два города Франкфурта. Один Франкфурт-на-Одере - тут наши войска реку Одр форсировали, он прямо перед Берлином. Другой Франкфурт-на-МАЙНЕ – он находится в центре Германии.

      Верно мне друзья говорили, без приключений мы тогда приехали в Германию.

      В следующий раз я поехал уже один. Мне на хвост, можно так сказать, упал такой же неопытный водитель, каким я был в ту первую мою поездку.
- Володя, я в первый раз в Германию еду. Ты мне лучше сам дорогу туда покажи. Документы у меня в полном порядке. Я на своём грузовике за тобой ехать буду.
Так мы с ним и поехали.
      Казахстан, затем Россию с Белоруссией проехали благополучно. Въехали в Польшу. Стемнело когда к Варшаве подъехали. Тут я сам не ахти как дорогу знаю, меня же тогда друзья вели. А время тёмное, третий час ночи. Напрягаю мозг свой, подсказки вспоминаю и как-то получилось, что до нужного моста доехал без приключений. Обрадовался.
- Вот уже и мост. Тут налево, а там дорога на Берлин.
      
      Рано я радовался. У моста полиция стоит, тормозят нас, мы им свои документы показываем. И тут пан полицейский спрашивает:
- А как вы сюда попали. Это центр города. Разве вы запрещающий знак не видели? Он там стоит.
- Пан полицай, - говорю я, - так знак тот там по-другому стоит.
Пан полис оскорбился, в позу встал.
- А что в Казахстане знаки другие находятся!? Всё! Оштрафовываю вас на стоянку. Будем разбираться!

      А нам ехать надо. Поэтому говорю я ему:
- Пан полицейский, штраф платить и дальше ехать надо. Нас же ждут, сами понимаете.
- С вас тогда штраф 50 долларов, только давайте злотыми по курсу. – Отвечает полицай.
Я прикинул – дороговато, конечно , ЧУЖБИНА , спорить себе дороже выйдет. Пошёл к машине, достал, возвращаюсь и отдаю деньги:
- Прошу пану.
А полицейский на меня смотрит с неудовольствием и говорит:
- За каждый автомобиль по 50 долларов.
- Да ёлки-палки, - думаю я, - страна чужая, шибко не поспоришь.
      Пошёл к другой машине, объясняю что ситуация вот такая сложилась. Надо отдавать. Скинулись мы, конечно, не долларами, а злотыми по курсу. Отдали. Тут же полиция отступила, нас на мост пропустили. А уж дальше с моста мы выехали из Варшавы и поехали в Германию.

      Это всё присказка. Одна разница, что в этот раз в Польшу через Украину заехал. Снова я, теперь с Валерой, через Польшу еду в Германию.
      Хорошо без приключений въехал наш грузовик в Варшаву. Время обеденное, снова мы с грузовиком в центре города – другой дороги я не знаю, мне неизвестно как можно по-другому в Германию ехать.

      Подъехали мы к мосту, а он - разобран! Большой ремонт идёт. Что делать? Чужая страна, чужой город.
- Елки-палки, - думаю. И говорю. - Валера, как выезжать будем? Не знаю я. Знаков объезжающих польскую столицу при въезде не было.
- Давай думать. – Валера говорит мне. – Ловить кого-то надо.
- Ага, - отвечаю я ему, - это же Польша. Доллары готовь, потом лови. Выбираться надо пока нас полицаи местные не хлопнули.

      Призадумались мы, сидим, ждём чего-то. Я песенку потихонечку напеваю. От отца помню её. Он её также мурлыкал, когда электрику делал.
- Если едешь на Кавказ - солнце светит прямо в глаз. Если едешь ты в Европу – солнце светит прямо в …
Окончание песенки отец замалчивал, просто начинал сызнова её напевать, но мы сами догадывались куда светит солнце, поэтому и не спрашивали.
Пропел я песенку, географию вспомнил.

      В школе, честно говоря, учился я посредственно - где тройка с плюсом , где тройка с минусом , а где кол как ни странно по русскому язуку , лишь по географии и геометрии у меня всегда почему-то вылазила пятёрка. Наверное интересно мне было узнавать про другие страны, континенты.
   А может быть потому, что сколько я себя помню, на стене нашей детской комнаты висели две огромные географические карты: физическая карта Российской Федерации с сопредельными государствами и политическая карта Мира. Их отец повесил, когда мы были совсем маленькими. У отца же на книжной полке стояло роскошное издание Атласа Мира – мы брали его когда вздумается. Тут же стояли всякие карты нашей местности. Теперь, ставши взрослым, понимаю, что у нас, детей, не было ни единого шанса не знать географию. Ведь даже наши детские игры в большинстве своём были связаны с нахождением на карте того или иного места.
 
       Меня географ гонял как Бобика по всем картам при всём классе и я всегда безошибочно показывал на карте где что находится, ну например: Ангола или мыс Горн или о.Тасмания что другое. Когда же приходило время изучать параллели, меридианы, изотермы, определять широту и долготу, ориентироваться по солнцу, то я просто брал учебник, быстро во всём этом разбирался и как результат - снова приносил в дневнике с уроков географии пятёрку. Жизнь не раз показывала, что эти уроки не прошли зря, много раз мне пригодились.

      Тут и соображаю я, что Варшава стоит на ровном месте, нет у неё верха с низом, нет гор как в Алма-Ате, солнышко со всех сторон видно. Я по солнцу даже на службе в океане легко ориентировался. А тут местность ровная, день солнечный, благоприятный. Говорю Валере:
- Валера, не дрейфь. По солнышку выбираться будем.
- Как по солнцу?
- А вот так. - Отвечаю ему. – Ты сиди, я же за рулём буду, направо-налево поворачивать. Ты будешь за штурмана. Следить за знаками будешь. Не везде можно повернуть. А ещё следи, чтоб солнце было всегда слева от нас.
- Володя, ты чего задумал? – Валера смотрит на меня и с надеждой и с опаской – не свихнулся ли я.
- Не боись, Валера, география нам в помощь! У тебя какая оценка по географии была?
- Тройка. А что?
- Учиться надо было на отлично, Валера, на отлично! У меня пятёрка по географии была. Полезная, знаешь, наука география.
- Запомни, Валера: мы едем прямо на юг. Ты главное следи, с какой стороны у нас солнце и мне говори. Оно должно быть либо с левой стороны, либо сзади. Сейчас время обеденное, солнце в зените. На юг едем. За знаками следи.

      Развернули свой грузовик и поехали на юг Варшавы. Солнце упёрлось прямо в глаза. ХМ!
      Повернули на какой-то правый проспект – солнце повернулось налево. Едем дальше по проспекту. 
      Так мы ещё пару проспектов прошли. Солнце туда-сюда вертится. По времени чувствую, что мы всё ещё в городе, к противоположному концу моста не приехали. тут снова повернули и выехали точно на окраину польской столицы. Ещё один поворот направо и тут солнце упёрлось в зеркало заднего вида. 
      Всё! Вперёд! Прямо перед нами знак автобана и тут же была стрелка прямо на Франкфурт-на-Одере! Мы духом воспряли, повернули на этот автобан и поехали дальше.

      Вот так без карты, без системы ГЛОНАСС, чисто по своим школьным знаниям географии, по солнышку выехали мы из Польской столицы. Уроки географии очень пригодились.