Схиегумен Иоанн Алексеев о едином на потребу

Владислав Плеханов
               
                Святоотеческое учение о едином на потребу, то есть о духовной жизни*

                Предисловие

Духовная сокровищница «Добротолюбия» полна драгоценных советов Святых Отцов. Она очень привлекает к себе  имеющих внутреннее расположение к духовной жизни. Но  неумение  выбрать из них то, что полезно для начинающего, приводят  ко множеству неудач и разочарований. Знаю это по своему опыту.

Но вот  в   мои руки по милосердному Промыслу Божию  попала книга писем под названием «Загляни в своё сердце» схиигумена Иоанна (Алексеева), который в течение своей долгой монашеской жизни учился применять советы Святых Отцов  на практике.  Вся его жизнь была освящена «Добротолюбием». Кто как не он, подумал я, сможет поделиться со мной своим опытом.

Вначале мне трудно было вместить его простые слова «о едином на потребу», но я чувствовал, что за ними стоит какая-то неведомая мне духовная евангельская правда и не оставлял чтения. Со временем собрание его писем в книге «Загляни в своё сердце» стало моим руководством в духовной жизни.

Этот добрый и светлый старец  Валаамского монастыря открывает своим духовным чадам самые простые и действенные средства для душевного врачевания, которые сам он почерпнул у Преподобных Аввы Дорофея, Иоанна Лествичника, Макария Великого, Исаака Сирского и других святых учителей. Суть практического святоотеческого учения расскрывающегося с письмах старца я попытался кратко изложить себе на память.      
               

                Введение

«Не хотел сказать свое замечание, но все же скажу: духовные академии и семинарии изучают только переплет Библии, а духа не изучают, теорию словесности проходят и подвешенным языком могут говорить хорошо, но чувствуется, что говорит один рассудок, ибо гортань различает пищу. Науки очень нужны, без науки как ты будешь защищать Православие и говорить народу назидание? Но к ней также надо прибавить учение о едином на потребу» <, то есть о духовной жизни> (схиигумен Иоанн Алексеев).


          1. Главное в духовной жизни не телесный труд и подвиги, а плоды.

В духовной жизни главное не телесный труд и подвиги, а плоды: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание».

«Большинство смотрит только на внешние подвиги человека, и духовная жизнь, по их разумению, во внешних подвигах» (схиигумен Иоанн Алексеев). Однако святые говорят нам, что это не так.

«Преподобный Агафон сказал: «Духовная жизнь подобна дереву: телесный труд, подвиг — листья, а душевное делание — плоды». Писание говорит: Всякое дерево, которое не приносит доброго плода, посекают и бросают в огонь (Мф. 3; 10). Вообще телесные подвиги не добродетель, а средство или пособие к добродетели. Если не будет плодов: любви, радости, мира, долготерпения, благости, милосердия, веры, кротости, воздержания (Гал. 5; 22), — тогда тщетны будут телесные подвиги» (схиигумен Иоанн Алексеев).


          2. Плоды эти приносятся с Божией помощью теми, кто смирился.

«Святой Исаак Сирин говорит: «Если будешь трудиться в прекрасной добродетели и не почувствуешь от нее помощи, то не дивись. Ибо, пока не смирится человек, не получит награды за свое делание. Награда дается не за делание, но за смирение» (схиигумен Иоанн Алексеев).

«Без смирения никакая добродетель не может быть» (схиигумен Иоанн Алексеев).

 Поэтому чтобы получить эти благодатные плоды и сохранить их нужно прежде всего смириться. Этому-то и учит духовная наука о едином на потребу. 

        3. Как смириться и стяжать эти плоды?

            3.1. Молитва

«Духовная наука важнее всех наук, ибо она учит о Боге и о загробной вечной жизни. В духовной жизни главное делание — молитва, ибо мы очень слабенькие, без Божией помощи не можем приобрести ни одной добродетели. Но должен быть труд, а успех зависит от благодати. А благодать помогает и хранит — не за труды, а за смирение, как и выше я упоминал» (схиигум. Иоанн Алексеев).

           3.2. Три навыка смиренномудрия

             a) «Следить за собой и не обращать внимания на недостатки других»

«Вот что еще: надо стараться, с Божией помощию, развить  в   ч у в с т в е   смиренный дух, чтобы увидеть себя хуже всех. На опыте так и будет, если будешь следить за собой и не обращать внимания на недостатки других» (схиигумен Иоанн Алексеев).

             b) «Постоянное самоукорение»

«Святой архиепископ Феофил посетил однажды гору Нитрийскую, и пришел к нему авва горы. Архиепископ спросил его: «Какое делание, по твоему опытному сознанию, есть высшее на иноческом пути?» Старец отвечал: «Повиновение и постоянное самоукорение». Архиепископ сказал: «Иного пути, кроме этого, нет» (Отечник). Ибо самоукорение есть невидимое преуспеяние, потому что человек хорошо совершает путь свой и не замечает этого; так и самомнение и самоугодие есть скрытая погибель» (схиигумен Иоанн Алексеев).

             c) «Отсечение своей воли во всем»

«А от повиновения, или от послушания в полном смысле — отсечение своей воли во всем — происходит бесстрастие. Святые Отцы послушание приравнивают к мученичеству. Если кто подклонит свою волю под иго послушания, тогда он будет всегда мирен и спокоен» (схиигумен Иоанн Алексеев).

            3.3. Память смертная**
       
«Нужно осознать и убедить себя, что наша жизнь в сей юдоли плачевной есть ни что иное, как путь к вечности и приготовление к ней» (схиигум. Иоанн Алексеев).

«Помни, что не сегодня – завтра, однако обязательно умрёшь» (схиигум. Иоанн Алексеев).

«Теперь надо позаботиться и похлопотать, пока ещё есть время, запастись тем, что требуется для вечного нашего жития.  Вонмем!» (схиигум. Иоанн Алексеев).

«Господи, помози нам, грешным положить доброе начало, чтобы подойти к переходу не с пустыми руками, чтобы было чем уплатить встретившим нас воздушным мытарям» (схиигум. Иоанн Алексеев).


        3.4. Страх Божий

«Знай, что суд будет во второе пришествие по Евангелию... Страшно не исполнять евангельские заповеди» (схиигум. Иоанн Алексеев).


        3.5. Промысл Божий

«Полагаюсь на волю Божию: как Ему угодно, так и будет. Я глубоко верую в Бога и в Его святой Промысл. Да будет, Господи, милость Твоя на нас, как мы уповали на Тебя (Пс. 32; 22)» (схиигум. Иоанн Алексеев).

«Лучше всего стараться положиться на волю Божию   в о   в с ё м» (схиигум. Иоанн Алексеев).

«Если будем полагаться на волю Божию, тогда скорби будут тревожить только слегка» (схиигум. Иоанн Алексеев).

«Я глубоко верю: что решено в Небесной канцелярии, то неизбежно и будет. Лучше же нам положиться на волю Божию и уклоняться от политической болтовни, ибо она туманит голову и является малодушием. У нас тоже есть пять радио, и газеты получаем русские и финские, но как-то мало говорят, или я мало замечаю. Маленько и я узнаю, но мало обращаю внимание и пропускаю мимо ушей, стараюсь побольше читать святое Евангелие и Святых Отцов» (схиигум. Иоанн Алексеев).


---------------
* Из письма схиегумена Иоанна Алексеева  от 7 июня 1954 г. к рабе Божией Т.
** Из других писем схиегумена Иоанна Алексеева.



                Вопросы и ответы

                1. Как молиться?

«Очень печально слышать, что священники учат своих духовных чад, во время молитвы в уме представлять образ Cпасителя, или Божией Матери, или какого святого. Такой способ молитвы неправильный, даже вредный. Знаю, что, которые так молились, повреждали свои головы и ходили лечиться к докторам. Скажу кратко, как должно молиться на основании богомудрых святых отцов. Ум надо заключать в слова молитвы и внимание держать в верхней части груди, ибо внимание – душа молитвы. На сердце нажимать не надо вниманием, если будет внимание в груди, тогда и сердце будет сочувствовать. Когда появится умиление и теплота сердечная, думать не надо, что получил что-то великое. Это бывает естественно от сосредоточения, но не прелесть. Все же от благодати Господь дает некоторое утешение молитвеннику» (схиархим. Иоанн Алексеев).

«К высшему не стремись, как то: к умилению и слезам. Это приходит без нашего ожидания, конечно, по Божией милости» (схиархим. Иоанн Алексеев).

                2.  В чём цель молитвы Иисусовой?

«Для чего мы читаем молитву Иисусову? Чтобы, постоянно помня Господа и каясь в грехах, прийти в духовное умиротворение, внутреннее безмолвие и любовь к ближнему и правде — тогда мы живем в Боге, Который есть любовь» (схиигум. Иоанн Алексеев).

Итак «при молитве Иисусовой надо иметь глубокое смирение и отнюдь ничего не мнить» (схиигум. Иоанн Алексеев).      

    3. Какие неправильные цели молитвы Иисусовой  могут привести к погибели?

«Но есть люди, которые смотрят на эту молитву, как на некую магию, которая им доставит чтение мыслей, прозрение, дар чудотворений и исцелений и т. п. Такой подход к молитве крайне греховен. Так поступающие обольщаются бесами, которые дают им от себя некую власть, чтобы их совсем погубить, навеки» (схиигум. Иоанн Алексеев).

Желать от молитвы духовных восторгов тоже ложная цель. Если мы будем достойны, Господь Сам пошлёт их.

















   Дополнения

Страх Божий является в письмах схиигумена продолжением памяти смертной.

«Тело взято из земли и возвратится… в землю… а дух возвратится к Богу, который дал его, говорит Екклесиаст (12, 7). А ты что приобрел в будущий век? А? Мученики покажут язвы за Христа, преподобные – подвиги, а ты что?» (схиигум. Иоанн Алексеев)