Стукачи и палачи 4

Сергей Шевалдин
Государство доносами крепнет. Любое государство. Вне зависимости от от среды обитания, обустройства и преобладающих форм собственности. Донос - это неукоснительная часть гражданского долга. Какое государство - таков и долг. А большевистское государство, навзничь отрицающее частную собственность, изначально доносами прирастало.

Потому как что такое частное собственность? Не будем лезть в экономические дебри, постараюсь объяснить просто и на пальцах, по понятиям, как говорится в пресловутой криминогенной среде. Частная собственность - это то самое "личное пространство", которого всем жутко не хватает. Особенно в мегаполисах. Это личностный комфорт и залог хоть какой-то, но свободы.

Любой, пусть даже самый наитворческий коллектив, без элементарного уважения к личности ("ничего личного - чисто бизнес!" - вот где кошмар тимбилдингового идиотизма) становится казармой и каторгой. А как в этих условиях, без наличия невероятной физической силы, звериных инстинктов и наработанного авторитета проще всего выжить? А проще всего именно доносительством. Начальство понимает толк в ябедах, потому как само из таковых. Кстати, именно поэтому в уже упомянутой преступной среде существует традиция-проверка "входа в хату". Выявляют потенциальных стукачей. Потому что жить хочется.

Поэтому стукачество в развивающемся и в развитом большевизме разрасталось, поощрялось и культивировалось. Стучали в "соответствующие органы", доносили по партийной и профсоюзной линии, сообщали о бытовом поведении и несоответствии внешнего вида. Громогласно доносили о неверном взгляде на жизнь (без учета "линии партии") и об уклонении от идеологического курса.

Способов и вариантов стукачества было множество, но - и главное! - всегда и везде стучали из личных шкурнических интересов. Для карьеры, премии, грамоты, улучшения бытовых условий, расширения жилплощади и профсоюзной путевки в дом отдыха. Поэтому рассмотрим наиболее популярные и поощряемые большевистскими властями кляузные схемы.

Бытовые доносы - спектр необычайно широк. От "вы живете не по средствам" до народного фольклора. За бодрое исполнение популярной частушки "На ..й-на ..й коммунистов, на ..й всех большевиков - только ходят по деревне, только грабят мужиков!" можно было ждать десяток доносов и поиметь полтора десятка лет отсидки как минимум и с конфискацией. "Калина-малина - ..й большой у Сталина!" - это уже расстрел. Мотивация бытового доносительства умилительно традиционна - "Пофиг чтоб у меня баня сгорела, зато у соседа корова сдохла".

Производственные доносы - здесь клубок страстей, состоящих из жалования, окладов, тарифов, разнарядок и продвижения в бригадиры и прочие начальники. От "тащи с завода каждый гвоздь - ты здесь хозяин, а не гость!" до обвинений в браке или явном нарушении технологического процесса. Изыскать вредительство в бурных завихрениях индустриализации - дело плевое. Так укреплялись ряды формируемого рабочего класса.

Общественное стукачество - для этих целей создавались разнонаправленные организации. Без сомнения, наиболее мощным по части доносительства было профсоюзное движение - активистам сыпались великие по тем временам льготы и блага.За это и донести не зазорно было. Попутно шла суета в различных "обществах книголюбов-знаний - охотников и рыбаков и прочих клубам по интересам". Обществ было много и интересов и доносчиков хватало.

Идеологические доносы - вот про это и упоминать тошно. От "павликов морозовых" до масштабных зачисток троцкистов-уклонистов. Но идеология - это такая штука, что назвался груздем - полезай в кузов "воронка". Все, кто лез в идеологию, знал что идет на подвиг. Стукачество - самый легкий способ совершить этот подвиг. Доносительство по партийной части было искренним и повальным подвижничеством. Коварным, омерзительно подлым, но все же сугубо шкурным.

Культурные доносы - это удел избранных.Поскольку народ культурой не блистал, то ехидный вопросик "с кем вы, мастера культуры?" был узконаправленным и персональным. Мало того, что трудилась механизированная цензура, но каждый коллега был потенциальным стукачем. Доносы оценивались тиражами, фильмами, премиями. И народным восхищением с попутным шиком квартирного обустройства. Было чем озадачиться.

То есть, доносчик в условиях большевизма - это не просто ретивый гражданин, яростно исполняющий свой долг перед государством, но это еще и преуспевающий (ныне принято говорить продвинутый и успешный) персонаж. Стукачи -это сливки большевистского общества. Те, на кого все равнялись. Примеры общенародных устремлений и общепринятые властители душ.

Понятно, что каждый из таких передовиков и прочих властителей всегда был целью или вероятнейшей жертвой доноса (зависть интригует уверенно!). А на каждого властителя был свой властелин. Но таков казус повальной холуйщины. Холуйщина кипела и взбыривала.

Большевики смогли создать прогрессирующую систему стойко регрессирующих членов общества. Те, кто пытается оценить получившееся, оперируют понятием "отрицательный отбор". Да не было никакого отрицательного отбора - попросту у людей изъяли костяк и фундамент жизненного уклада. Ту самую частную собственность.

А без нее человек превращается в хлюпающее дерьмо - ему и защищать-то нечего. Кроме голой задницы, на которую разрешением и благоволением начальства, штаны обуты. Вот и защищает свой зад подручными средствами, выбором не стесняясь. Так, как ему удобней.