лс146 Пушкин РОК и КЦ - Забвение и поэтическая заг

Поль Читальский
 Пушкин.
 РОК и КЦ
 - Забвение и поэтическая загробная жизнь поэта

РОК - расширенный островной корпус философской лирики Пушкина = размышлений о сущем и Смерти в поэтической форме
КЦ - финальная часть РОКа - каменноостровский философский духовный исповедальный цикл

Американка Алиса  Динеги Гиллеспи  за почти 30 лет пыток понимания Пушкина  нашла его Каменноостровский цикл – поэтической этикой поэта, а его стиль – голосом чревовещателя  и рассказом о загробной жизни бессмертного в его финальной части.
В исследованиях она нашла превосходной вывод Фомичева С.А.
(см. Лирические циклы в творческой эволюции Пушкина = Болдинские чтения. Горький, 1986)
о том, что «… все пушкинские лирические циклы сконструированы по трехчастной формуле «тезис  – антитезис - синтез» с «темой духовного возрождения» в ее основе

Гиллеспи в «Поэтической этике Пушкина» эту формулу поняла (интерпретировала) так:

   1) Тезис заложен в творениях  «Из Пиндемонти» и «Отцов пустынников…» и постулирует:
 (а) необходимость бегства от всех  житейских бед и напастий, от западни бытия в его центром в личной семейной драме и публичном почти скандале ( позоре),
 (б) жажду преодоления ограниченности бедственного земного существования, приведшего гения словесности в западню и
 (в)  показную имитацию поэтом своего мнимого смирения и готовности принять обет молчания муслима как способ возможного освобождения от всех пут;

   2) Антитезис  цикла дан в намеренно подражательном «Подражании итальянскому» с темами предательства, беспечных (часто безответственных) уст (слов) поэта и символического лобзания Христом (Учителем, Кадош, Праведником), Иудой (то ли Предателем, толи плутом,  то ли творческим миссионером и исполнителем приказа Христа) и карающего поцелуя Сатаны (Демона, Чорта, Мефисто, Беса)
   
   3) Синтез идейный цикла в «Мирской власти» и «Когда за городом задумчив я брожу…» - отказ и от побега, и от мира вообще …   сознательное вряд ли утешительное принятие всех ограничений бытия и неизбежного возмездия за грехи (включая подражания)  с попыткой сохранения любой ценой одной ценности себя – личного достоинства – при одновременном величественном смирении перед Порядком Вещей – силой дикой Природы и Смерти  в ней  тварного.
В синтезе реализовано духовное возрождение: не принятие условий побега и жизни вечной, а осознание обновленности  духа через  осознание той истины, что источник силы не «вышние сферы, а трезвое понимание близости смерти и конца жития проявленного = Смерть – не пункт назначения грешника, а источник вдохновения для жаждущего обновления и возрождения.

Финал = КЦ = «Это уже  какие-то засмертные стихи, написанные как будто оттуда…» (см. Сурат И.З. Пушкин: биография и лирика, Наследие, 1999)

Стихи, пришедшие за смертью …

Весь я не умру…
 
В унисон звучат этому погребальному и другие стихи позднего Пушкина:
Пророк, Родрик,  Пора , мой друг, пора…,  Странник, Напрасно я бегу …, Я памятник себе … Строки из Странника

: «Познай мой жребий злобный:
Я осужден на смерть и позван в суд загробный —
И вот о чем крушусь: к суду я не готов,
И смерть меня страшит».
«Коль жребий твой таков,—
Он возразил,— и ты так жалок в самом деле,
Чего ж ты ждешь? зачем не убежишь отселе?»
И  я: «Куда ж бежать? какой мне выбрать путь?»
Тогда: «Не видишь ли, скажи, чего-нибудь?» —
Сказал мне юноша, даль указуя перстом.
Я оком стал глядеть болезненно-отверстым,
Как от бельма врачом избавленный слепец.
«Я вижу некий свет»,— сказал я наконец.
Пусть будет он тебе единственная мета,
Пока ты тесных врат спасенья не достиг,
Ступай!» — И я бежать пустился в тот же миг.

Все это мы назвали Расширенным островным корпусом (РОК) духовной (философской по сути) лирики Пушкина с темой поиска ответа на тайну проблемы Сущего и Смерти = первейшую во всей философии и ,пожалуй, нужнейшую...