Истинно верующим может быть только атеист!

Кайрбек Нагуманов
«Люди погибнут от неумения пользоваться силами
природы и от незнания истинного мира»
Иероглифическая надпись на камне пирамиды Хеопса,
 построенной более 2,5 тыс. лет до н. э.,


Первый, шокирующий удар по моему представлению о верующих я получил еще школьником – случайно узнал, что поп православной церкви в нашем райцентре – коммунист!? Да что же это такое, он даже бога своего не боится? Ведь сказано же в Новом Завете: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Евангелие от Мф. 6:24). Впрочем, приглядевшись, я начал замечать, что и коммунистическая идеология, и напрочь отвергаемая ею же  религия – близнецы-братья! Догмы, иконы, священные писания, славословия в адрес своих пророков и у той, и у другой вызывающе схожи:  «Слава КПСС!» - «Слава Богу!», Маркс, Энгельс, Ленин – Моисей, Христос, Мухаммед, рай (коммунизм) на земле – рай на небесах, Священные писания: «Капитал» – Библия, Коран,  Храм Гроба Господня – Мавзолей Ленина. Праздничные демонстрации 7 ноября и 1 мая с транспарантами, портретами вождей, знаменами, бравурной музыкой и здравицами  повторяли давно практикуемые крестные ходы с торжественными шествиями священнослужителей и сопровождающих их народом, с Евангелием, Крестом, иконами, хоругвями, песнопениями и молитвами.

Окончательно разуверился я в обеих иллюзиях,   когда на ХХII съезде КПСС (1961 г.) было торжественно объявлено, что «уже нынешнее поколение граждан СССР будет жить при коммунизме», и установлена точная дата - 1980 год (!). Даже простые, неискушенные в политике люди восприняли это с еле скрываемой усмешкой, как несбыточную мечту. Но «ничто не ново под луною» и даже сроки, которые отводились коммунистами для построения своего рая, совпадали с религиозными. Ведь еще две тысячи лет назад Иисус Христос также обещал свой второй приход на землю: «Истинно говорю: всё это произойдёт ещё при жизни этого поколения» (Мф. 24 : 34). И «Моральный кодекс строителей коммунизма» повторял заповеди Моисея и Христа чуть ли не дословно.

« Я СКАЖУ, НЕ НАДО РАЯ …

На дворе 21-ый век и выросло уже несколько поколений, а  обещанного земного рая – коммунизма, - нет, о нем даже не вспоминают. Прошли не поколения, а тысячи лет, но и Христа все также нет! То есть, оба царства, - и земное, и небесное, - оказались иллюзиями, которым нет места в реальной жизни, разве только в некоторых умах. Вместо рая история  преподносит нам  нетерпимость людей к чужой для них вере, многочисленные религиозные войны, инквизиции,  ГУЛАГи, голодоморы, «культурные» революции.
 В странах с такими традиционными, наиболее распространенными монотеистическими религиями как христианство, ислам и иудаизм верующими признают тех, кто уверовал в существовании Бога. Между тем, в одной из трех мировых религий  – буддизме, - совсем нет понятия о боге, потому как приверженцы этой веры (почти полмиллиарда людей во всем мире) не испытывают нужды в нем. А ведь есть еще и другие безбожные религии - конфуцианство, даосизм, джайнизм и им подобные. То есть, для веры поклонение персонифицированному Всевышнему совсем не обязательно. Вместе с тем, трудно найти человека, который ни во что бы не верил. Но тогда возникают вопросы: что же понимать под верой, где её источники, в чем причины,  её порождающие?

ПЕЧКА, ОТ КОТОРОЙ НУЖНО ТАНЦЕВАТЬ

На успех в попытке ответить на поставленные вопросы можно рассчитывать лишь при правильном выборе исходной позиции познания. Религиозные учения обычно начинаются с мифов о сотворения мира. При этом активным, действующим началом в священных преданиях часто выступает сверхъестественный Бог-Творец. Отправной же точкой нашего анализа проблемы происхождения веры служат не   какие-то сверхъестественные, потусторонние силы, а наукой открытые и  хорошо известные, фундаментальные взаимодействия в физике. Оказывается, что предпосылками для рождения и развития в ходе эволюции природы такого сложнейшего явления как человек послужили гравитационное, электромагнитное, сильное и слабое ядерные взаимодействия (Нагуманов К.С. Фундаментальные движущие силы эволюции природы и общества // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 11. Часть 1. – М.: ИНИОН РАН, 2016. – с. 56-58; Нагуманов К.С.  Бог не на небесах, - Он в твоем кармане! http://proza.ru/2021/02/22/1343 и др.). Хотя все эти взаимодействия носят закономерный характер, но из-за их особенностей и разнообразия условий проявления, в их итоговом результате наряду с детерминированной появляется случайная, вероятностная составляющая. В еще большей мере эта составляющая проявляется на биологическом и собственно человеческом уровне жизнедеятельности людей. То есть, мы живем в вероятностном мире и это обстоятельство надо воспринимать и учитывать как объективную данность, от которой отмахнуться мы никак не можем. В этом источник и причина зарождения  веры не как чисто субъективного, волевого отношения человека к  самому себе и миру, но как отражение в его сознании истинного, объективного положения дел. Надо полагать, что не даром слова вера и вероятность имеют один и тот же корень – «вер»!

Конечно же, поначалу на протяжении многих тысячелетий люди ни сном ни духом не догадывались о наличии естественных фундаментальных сил. В то же время они испытывали страх перед непонятными   стихийными, природными явлениями. Пугали, например, сверкающие молнии, оглушающий гром. Чтобы как-то объяснить себе такие явления древние греки и славяне, например, придумали седовласых богов вроде Зевса-громовержца или Перуна. И лишь тройку веков назад пытливые умы  выяснили природу молний как электрического разряда в атмосфере. Это позволило американскому политику и изобретателю Бенджамину Франклину (тот самый, кого мы лицезреем  на 100 долларовой купюре) создать молниеотвод, чтобы  разрушительная, смертельная энергия молнии уходила мимо зданий, сооружений и людей в землю. Для населения были выявлены правила безопасного поведения во время грозы и тогда уже Зевсы, Перуны за ненадобностью канули в Лету. И теперь мы - обыватели, без былого страха перед грозой, не считаем нужным (да и нет у нас на это ни желания, ни сил, ни времени)  вникать в   механизм возникновения молнии как чисто электрического явления, изучать и осознавать ее природу. Не утруждая себя такими заботами, порой безотчетно доверяемся наставлениям, рекомендациям  ученых. А это и есть НАУЧНО ОБОСНОВАННАЯ, ИСТИННАЯ ВЕРА, потому как проистекает от познанных естественных сил природы!

ВЕРА ТЕИСТИЧЕСКАЯ И АТЕИСТИЧЕСКАЯ

Беря на себя смелость, мы утверждаем, что вера есть принятая человеком (с той или иной степенью осознанности) возможность какого-либо события, состояния, процесса, поведения, порыва,  желания и т. п. При этом, что самое главное, предпринятые тем же человеком действия по реализации такой возможности в действительность. На важность последнего указывал и    апостол Иаков. В своем Послании (2:26) он прямо говорил: «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва». То есть, вера равнозначна безверию, если человек, которые называет себя верующим, не воплощает свою веру в реальные дела. Другое дело, что здесь апостол имел в виду веру в постулированного, в заоблачного Всевышнего. Потому-то необходимо различать веру теистическую и веру атеистическую.

Вера теистическая у людей пассивных, привыкших не утруждать себя познанием окружающего мира с целью проявления собственной воли при решении задач, возникающих в повседневной жизни. У них «на всё воля Божья», себя же они считают «рабами божьими» и весьма довольны этим положением, можно сказать - щеголяют по своей воле принятым статусом невольника. 
Вера же атеистическая присуща людям, не желающих слепо подчиняться каким-то силам – пусть хоть естественным, хоть  неестественным. Наоборот, такие люди нацелены на то, чтобы разобраться в каждом из них, шаг за шагом освоить и подчинить их своей воле! Они стремятся к возможно большей свободе и независимости от внешних обстоятельств, быть хозяином своего положения. Но для этого требуется постоянный целеустремленный труд по освоению возможно большего объема накопленного материального и духовного богатства общества, использование его в своих жизненных ситуациях. Однако это оказывается далеко не каждому по силам и способностям, и проще жить с теистической, пассивной верой. Наверное к ним подходят иронические слова Чацкого из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (1824): «Блажен, кто верует, тепло ему на свете!»

Важно понять и усвоить, что в своей обычной, повседневной жизни все мы – материалисты! А к теистической вере нас подталкивают ситуации,  когда жизнь начинают выбиваться из привычной, наезженной колеи и своих наработанных сил, возможностей на решение возникающих при этом проблем не хватает. Вот тогда-то  многие люди ищут и готовы принять помощь от кого угодно, хоть от черта! А это ведет к раздвоение личности – человек становится в «раскорячку». Одной ногой он вынужден стоять на твердой скале материализма (фундаментальные движущие силы эволюции, полностью определяющих нашу жизнь, никто отменить не может), а другой – пытаясь обмануть природу, ищет дополнительную точку опоры хотя бы на зыбкой почве религий.  Для этого, закрыв глаза на действительность,  он принимает за чистую монету мифы, легенды священных писаний. Каюсь, но при всем желании не могу я понять, как человек, видя море крови и зла на земле (на все воля божья!), продолжает талдычит – «Бог есть любовь!» Прямо как у А.С. Пушкина: "Ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад!"

КОРНИ ВЕРЫ

Верить можно лишь в то, что может быть, а может и не быть, что может произойти, а может и нет. Часто людей волнует вопрос: ожидать дождя или нет? Существуют народные приметы: воробьи купаются в песке или ласточки низко летают – к дождю. Наука же, изучив атмосферные явления, дала метеорологам более точные методы прогнозирования погоды с указанием времени и вероятности появления дождя. Например, завтра в 13 часов дня возможно выпадение осадков с вероятностью в 80%. Отсюда у нас возникает достаточно точная, количественно определенная вера в то, что завтра возможен дождь. Но как только начнется дождь, наша вера в то, что уже свершилось, сразу исчезает. Вообще, в то, что существует или уже осуществилось нет смысла верить, так как он уже есть  в наличии и его можно увидеть, ощутить, учуять,  взвесить, измерить, зарегистрировать и т. д.,  и тем самым рассеиваются все сомнения в его существовании. Потому-то у здравомыслящих людей возникает резонный вопрос: если бог существует, то зачем в него верить? Получается, что  своим заявлением: «Я верю в бога!», человек, сам того не понимая, сводит на нет саму идею  существования бога! Как тут не вспомнить библейское: «Отче, прости им, не ведают они что творят!» (Лк. 23, 34).

Задумывая и принимаясь за какое-то дело, мы надеемся и верим в успешность его осуществления. Иначе какой смысл приступать к нему. Надежда сквозила даже в известном тосте советских диссидентов: «Так выпьем же за успех нашего безнадежного дела!». При этом мы часто пользуемся такими качественными оценками как верный человек, надежная техника.  Однако в ответственных случаях, связанную с жизнью людей, с катастрофическими последствиями, такая оценка уже недостаточна и  современная наука старается переводить, где это возможно, нашу интуитивную, качественную веру  в количественную. Приведу пример из своей профессиональной практики.
В те времена, когда еще не было строительной науки,  возведение мостов через водные преграды представляло собой очень сложную задачу. Для ее решения  привлекались наиболее грамотные (по меркам  темных времен средневековья), набожные, верующие люди - монахи.  И то с оглядкой на всякого рода приметы и суеверия. Так вот один из таких монахов ухитрился построить аж несколько  надежных, прочных мостов. Для средневекового человека такое невозможно (невероятно!) и, вместо благодарности, люди заподозрили  его в связях с дьяволом, нечистыми силами и ему пришлось бежать от расправы.

Бурное развитие железнодорожного строительства в ХIХ-ом веке не могло больше уповать на опыт отдельных умельцев и потребовало подготовки специалистов по  мостам на научной основе.  Появились такие дисциплины как сопротивление материалов, строительная механика,  методы расчета и обеспечения прочности конструкций.  Они основаны на целенаправленном учете сил гравитации в виде эксплуатационных нагрузок, и электромагнитного взаимодействия в виде сил упругости, трения, сопротивления и т.п. Нынешняя человеческая хитрость состоит в том, что вместо былого страха перед фундаментальными физическими  взаимодействиями наука дала возможность инженерам управлять ими себе на пользу. И теперь, в качестве одного из примеров, можем привести впечатляющий результат от такой хитрости  – в марте 2022 года в Турции принят в эксплуатацию висячий мост Чанаккале через пролив Дарданеллы  с пролетом между опорами превышающим 2 км! И люди не задумываясь, без опаски проезжают по нему.  Но не сразу строительная наука заслужила у людей необходимого доверия и были времена, когда инженеру-строителю все еще приходилось перед пуском моста в эксплуатацию становиться под пролетное строение и пропускать по мосту  первый железнодорожный состав, демонстрируя свою веру в надежность инженерных расчетов и прочность конструкций.
Уже в наше время через подобное  испытание своей веры прошел и я. В городе Омске через приток Иртыша сдавался в эксплуатацию уникальный автодорожный мост. Ввиду особой ответственности сооружения, связанной с безопасностью оживленного движения по нему пешеходов и автотранспорта, было принято решение не ограничиться своей верой в надежность инженерных расчетов и качество строительства, но и  провести натурные испытания моста на прочность.  Для этого его  загружали тяжелыми самосвалами с щебнем, доводя нагрузку до расчетного значения. При этом снизу на конструкцию моста был установлен прибор, фиксирующий увеличение прогиба пролетного строения под возрастающей нагрузкой. С подвешенной к той же конструкции люльки мне доверили снимать показания этого прогибомера.

Обычно, проходя или проезжая мост, человек не слышит, ничуть не ощущает поведение конструкции под нормальной эксплуатационной нагрузкой. За это  он должен благодарит проектировщиков, подобравших несущую способность моста с таким расчетом, чтобы у него не возникало чувства опасности даже при экстремальной нагрузке на мост от плотной колонны людей, машин. Кроме такой нагрузки нужно учесть, что при возведении моста неизбежны отклонения от проектных размеров конструкций, характеристик физико-механических свойств материалов. Чтобы нейтрализовать  такие отклонения, разработаны строительные нормы и правила на весь технологический процесс возведения сооружения от сырья до готового объекта. Технические стандарты требуют, чтобы  фактическая прочность материала была обеспечена не меньше нормативной с вероятностью 0,95. Проще говоря, брак возможен лишь в 5 случаях из ста. Помимо этого, на прочность сооружение  возможно влияние множества других случайных и неслучайных факторов, которых трудно    учесть с математической точностью.   Выход нашли в том, чтобы исходя из опыта строительства и эксплуатации мостов в прошлом ввести в расчеты коэффициент запаса или, как еще говорят, - «коэффициент незнания». Считается, что при этом достигается надежность конструкции не меньше 0,999 ("три девятки"), то есть возможна потеря прочности конструкции не чаще одного случая из тысячи! Таким образом, по сути дела расчетным путем и соблюдением стандартов строительства вера людей в безопасность проезда по мосту доказывается, обосновывается и получает даже количественную оценку!  Но и этого мало – в особо сложных, ответственных случаях производят натурные испытания,  проигрывая поведение возведенного моста путем постепенного увеличения на нем количества тяжело нагруженных машин.
Так вот, по мере увеличения нагрузки конструкция моста начинает прогибаться, "тужиться, кряхтеть", словно живой организм. К тому же, тревожное впечатление от внешне незаметного прогиба конструкции усиливают весьма заметные, пугающие  перемещения стрелки прогибомера по циферблату. Откровенно говоря, по мере все нарастающего перемещения стрелки появляется и  инстинктивный страх перед возможностью обрушения моста и гибели под его обломками. Возникает естественное  желание не ждать катастрофы и сигануть с люльки в реку.

Один из основателей христианства,  святой апостол Павел утверждал, что «вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1). При расчетах прочности конструкций инженер пользуется такими техническими терминами как «изгибающий момент», «поперечная сила», «нормальные и касательные напряжения» и многими другими. Это чисто теоретические понятия, их нельзя увидеть непосредственно, воочию. Тем не менее, именно на них, а не на «сказано в Библии» или «ниспослано в Коране», опирался проектировщик при принятии ответственных решений по обеспечению прочности моста. Осуществляли же проектные решения квалифицированные технологи, умелые строители. Ни тех, ни других я не видел, не знал, но надеялся, ВЕРИЛ (!!!), что свои работы они выполнили качественно, что называется - «на совесть». Точнее говоря, обеспечили надежность моста на «три девятки»! И потому я все же переборол страх, не сиганул в воду, а стрелка прогибомера остановилась возле ожидаемой по расчету величины  и мост не рухнул даже под максимально допустимой нагрузкой!

ЧТО ДЕНЬ ГРЯДУЩИЙ НАМ ГОТОВИТ

Совсем не обязательно быть мостоиспытателем, чтобы удостовериться в апостольском «осуществлении ожидаемого и уверенности в невидимом». Сейчас каждый из нас постоянно носит с собой не  Библию или Коран, а  сотовый телефон, даже на ночь перед сном ложит  рядом с собой! Работа такого гаджета основана на свойствах невидимых для нас электромагнитных волн. У большинства из нас весьма смутные представления о них, но все мы уверены, что эти невидимки, «осуществляя ожидаемое», мгновенно доставят хоть с другого конца света затребованные нами голоса, звуки и картинки. Разве так называемые чудеса из священных писаний могут сравниться с этим чудом, которое стало  явью для каждого из нас! Впрочем, закономерные результаты научно-технического прогресса, порожденных фундаментальными движущими силами развития природы и общества мы перестали воспринимать как невозможные чудеса и теперь только теряемся в догадках «что день грядущий нам готовит»!

Уж как только не поносят иногда наши люди врачей. Так и заявляют: «они не лечат, а калечат!» Тем не менее, когда приспичит, мы бежим за помощью к тем же врачам. А успехи медицины просто поразительны! Приведу еще один конкретный пример: в 2004 году у жены обнаружили рак почек уже на третьей стадии. Чувство обреченности одолело семью. Но доверились мы не каким-то там богам, святым, целителям, экстрасенсам и им подобным, и не они  проколдовали над ней, а свои, научно подготовленные врачи провели срочную операцию. Естественно, бросился выяснять в интернете на что надеяться:    статистика  за прошлые годы давала таким онкобольным после операции в среднем пять лет жизни. Слава не богам, а медикам! Уже восемнадцать лет жена, находясь под наблюдением врачей, проходит профилактические курсы лечения и на радость родных и близких нянчит внуков, ходит по базарам и магазинам, хозяйничает на кухне.

Одна из наживок, на которую охотно клюют люди, - это обещание теистической веры вечной жизни на небесах. Ну как тут не вспомнить острослова Генри Луис Менкен: церковь —  это место, где джентльмены, никогда не бывавшие на небесах, рассказывают небылицы тем, кто никогда туда не попадет. В этой связи до сведения широких масс считаю необходимым довести следующий факт: средняя продолжительность жизни первобытных людей была 30 - 35 лет, еще в конце ХIХ-го века люди в Европе жили в среднем 40 лет. Сейчас же   этот важнейший для каждого из нас показатель достиг 80 лет! То есть всего за один век успехи в развитии биологических и медицинских наук, основанных на познании и освоении фундаментальных естественных сил, дали человеку возможность прожить дополнительно по сроку еще одну жизнь. Вот что делает атеистическая вера в животворящую силу врачей! И  ни одна из бесчисленных религий на земном шаре не может похвастаться хоть чем-то похожим на это достижение!
Не углубляясь в эту тему, скажу лишь, что сейчас по всему свету ведутся многочисленные исследования о причинах биологического старения и возможности продления здоровой, полноценной жизни людей. Есть уже обнадеживающие результаты, позволившие всемирно известному геронтологу, британскому врачу Обри де Грею заявить даже о рождении первого человека, который проживет уже 1000 лет!

НА БОГА НАДЕЙСЯ, ДА САМ НЕ ПЛОШАЙ

Если порыться в словарях, энциклопедиях, то вера определяется как принятие чего-то за истину без каких-либо обоснований и доказательств. Такое представление в корне не верно! Вера тогда чего-то стоит, когда она достаточно выверена, обоснована и практически реализуема. Правда, это не всегда возможно и бывает даже нецелесообразно. Выходя из дома, мы планируем и верим, что к намеченному пункту подойдем вовремя. Однако надежность этой веры может оказаться намного меньшей, чем «три девятки» в примере с мостом. Ведь улица полна неожиданностей и тогда маловероятная последовательность событий из разлитого Аннушкой подсолнечного масла , трамвая и отрезанной колесами  головы Берлиоза в "Мастере и Маргарите" Михаила Булгакова превращается в ужасный факт. То есть, в действительности мерой надежности нашей веры служит интервал от 0 (невозможность события, факта) до 1,0 (например,заведомый, без сомнения восход солнца). Но как бы то ни было, в жизни вера материалистически мыслящего человека  с той или иной вероятностью реализуется. А вот осуществление теистической веры всегда равна нулю.  Это только на пасху «Христос воскресе!», а реальный человек - никогда. Строго говоря, при нулевой вероятности осуществления своей веры религиозный человек вовсе и не верующий! Еще раз: если бог реально существует, то нет никакого смысла в него верить! Тем более, нелепо верить в бога, которого нет. Истинно верующим в жизни может быть только атеист! Точнее говоря, жизнь и наука  полна неожиданных открытий и поэтому я, как материалистически мыслящий человек, все же оставляю очень маленькую, близкую к нулю, вероятность того, что когда-то бог в жизни моей и других может проявит себя фактически, осязаемо, документально и т.д. Это  сведет вероятность истинности моих представлений о нем  к нулю и, подчиняясь неумолимым обстоятельствам, неопровержимым доказательствам, я вынужден буду признать существование бога и перестану хоть в малой степени верить в него!   

При всей парадоксальности нашего утверждения его истинность подтверждается самой жизнью.  Даже во времена поголовной религиозности люди трезво оценивали иллюзорное всемогущество, всеблагость, всезнание Христа или Аллаха. Они больше полагались на собственные усилия по обустройству своей жизни. Достаточно вспомнить множество хотя бы русских пословиц: Богу молись, а к берегу гребись, Бог-то Бог, да и сам не будь плох, На Бога уповай, а без дела не бывай! При желании список подобных по содержанию пословиц  можно продолжить.
Положа руку на сердце нужно сказать, что все мы в своей жизни – материалисты с атеистической верой. А утверждения некоторых о своей религиозности и вере больше для красного словца.Соблюдение некоторых обрядов и ритуалов через пятое-десятое, от случая к случаю, производится лишь для демонстрации своей принадлежности к религиозному сообществу своих предков, живущих рядом людей и психологического настроя на несбыточные мечты, самовнушения. Кто и почему в век науки и техники все еще пытается остаться и заинтересован в теистической вере –   тема отдельного разговора.