Не забуду

Лауреаты Фонда Всм
АЛЛА МЕДНИКОВА - http://proza.ru/avtor/mednikova - ЧЕТВЁРТОЕ МЕСТО В КОНКУРСЕ "ВЕРНИСАЖ 51" МЕЖДУНАРОДНОГО ФОНДА ВЕЛИКИЙ СТРАННИК МОЛОДЫМ


   Сидор вприпрыжку бежал домой из школы, радостно напевая: "Каникулы, ка-ни-ку-лы, кани-и-и-ку-лы!!!" Лицо раскраснелось от бега, глаза сияли. В рюкзаке за спиной в такт незамысловатой песенке позвякивали ручки и карандаши: "Каникулы, каникулы, каникулы!"

   В свои двенадцать лет Сидор Яковлевич (так его называли дома) ещё не решил окончательно, кем хочет стать. Он читал книжки про горные породы и таскал домой камни, собранные на железнодорожной насыпи. Читал книги о животных, об археологических раскопках и звёздах. Ему одновременно хотелось быть  геологом, биологом, археологом. Но после того, как он нашёл в кладовке старый учебник астрономии и прочитал его, пропустив формулы и решение задач, больше всего хотел он стать астрономом. Через подзорную трубу смотрел на звёзды и Луну, сожалея, что нет настоящего телескопа и мечтал о научных открытиях.

   Весь май Сидор считал дни до окончания учебного года. Да и как их не считать, если было решено отправиться всей семьёй в отпуск с началом летних каникул по предложенному им, Сидором Яковлевичем, маршруту.  В Петербурге предстояло побывать в зоологическом, этнографическом, военно-морском музеях, ботаническом саду и Кунсткамере. В Москве сходить на ВДНХ, а в   Калуге посетить музей Циолковского. Разве может сравниться с этим маршрутом какая-нибудь Турция или Египет?

   Сидор, перепрыгивая  через ступеньки, вбежал на пятый этаж, распахнул дверь квартиры и закричал с порога: "Ура-а-а, каникулы!!!" Из комнаты вышел папа, сняв очки, потёр переносицу и сказал: "Сын, планы изменились. Наш с мамой отпуск переносится на месяц, поэтому июнь проведёшь у бабушки в деревне". Сидор огорчённо вздохнул. Бабушку, Евдокию Петровну, он, конечно же, любил, она каждую зиму приезжала к ним в город, а с началом весны уезжала обратно в деревню, но к Циолковскому ему хотелось больше. Предательскую слезу, навернувшуюся на глаза, пришлось смахнуть украдкой и идти мыть руки.

- Ты не огорчайся", - старался подбодрить сына отец. - Как только нам с мамой дадут отпуск, мы заберём тебя и поедем по твоему маршруту. В деревне ты ещё не был, уверен, скучать не придётся. Обновишь коллекцию камней, соберёшь гербарий, займёшься флорой и фауной. Возьмёшь с собой карту звёздного неба, я сегодня для тебя специально купил, чтобы порадовать. На, держи, а то, смотрю, совсем нос повесил.

   На следующий день Сидор, уложив в сумку поверх вещей подзорную трубу и отцовский подарок, отправился к бабушке. Под присмотром проводницы доехал до нужной станции. Евдокия Петровна, высокая, стройная, в простеньком ситцевом платье, уже ждала внука на платформе.

   На привокзальной площади их остановил бабушкин сосед:
- Петровна, никак внука встречала? Садитесь, домчу.
- Спасибо, Серёжа, сделай милость, довези, а то автобус ещё долго ждать, а мой пострел умаялся с дороги".

   Минут через двадцать они уже были дома. Маленький, аккуратный, с резными ставенками дом стоял посреди цветущего яблоневого сада. Бабушка ласково погладила внука по голове: "Иди, умывайся, я вещи твои занесу. Знаешь, каких пирогов к твоему приезду я напекла!"

   За столом Сидор начал клевать носом, и бабушка отвела внука в маленькую уютную комнатку. Укладываясь спать, он спросил:
- Бабушка , а кто это на фотографии?
- Это твой пра-пра-прадед".
- А почему он в платье?
- Это не платье, а священническое облачение.
 Последних слов Сидор уже не слышал, он крепко спал. Бабушка тихонько вышла из комнаты, затворив дверь.

   В эту ночь Сидору Яковлевичу приснился необычный сон. Тихий голос произнёс: "Смотри и запоминай. Это твоя прошлая жизнь".

   Вот маленький мальчик с узелком в руках появился на пороге деревенской кузни: "Тятя, мама обед прислала, велела есть, пока картошка не остыла". Высокий широкоплечий кузнец, улыбаясь,  подхватил сына на руки: "Пойдём, раз мать велела".
 
    Картинки стали сменять одна другую.

   Серьёзный сероглазый мальчик стоит в классе у доски. "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог", - читает он звонким голосом. Учитель слушает, одобрительно кивая головой в такт произносимым словам.

   Отец с матерью благословляют сына в дорогу.
 
   Юноша в чёрном подряснике  трудится в монастыре. Тот же юноша - студент духовного училища.

   Молодой священник выходит со Святыми Дарами из Царских врат.
 
   Женщина в сбившемся набок платке стучится в окно священнического дома: "Отец Исидор, отец Исидор! Покрести нашего Васятку, слабенький родился, до утра не дотянет!"  Священник торопливо идёт крестить малыша.

   Тот же, только возмужавший, священник отпевает в церкви своего отца.
 
   Священника с седыми прядями в волосах прикладами выталкивают из дома разухабистые  пьяные молодцы в кожаных куртках: " Говорили тебе, не дурмань  головы людей  религией, а ты, пёс смердящий,  всё не уймёшься никак.  Не хочешь слушать советскую власть? В лагере-то из тебя дурь выбьют! Посмотрим, спасёт ли тебя твой бог. Запомни  Степана Чику".
 
   Картинки замелькали быстрей.
 
   Измождённый седой старик отпирает дверь заколоченного храма. "Батюшка вернулся. На Илью Пророка служить будет ", - шёпчутся у колодца деревенские бабы.

   Строгий благообразный старец выходит со Святыми дарами причащать народ.
Распахиваются церковные двери. Сплёвывая и матерясь, в храм вваливается рыжеволосый, щербатый Чика с помощниками: "Что старый хрыч, в лагере не сдох, назад припёрся? Живучий, гад! Советская власть сейчас поможет тебе в рай вознестись. Неча народ дурманить!"
- Что застыли, дуры старые, сказано вам, бога нет, а вы всё как мухи навозные к попам прётесь, - обратился он к онемевшим от ужаса бабам. - Смотрите, как его бог защитит!- Осклабившись, он выстрелил в упор. - Вот вам новые мощи.

   Отец Исидор, высоко подняв чашу, чтобы не расплескать Святые Дары, стал опускаться на церковную солею. "В руце Твои, Господи, предаю дух мой", - успел прошептать он. Лицо просияло. Белый голубь, неизвестно откуда взявшийся, поднялся вверх и исчез.

   На улице началась гроза. Раскаты грома не умолкали. Почти до земли сгибались деревья, молнии стрелами сыпались на землю.  Казалось , что-то дикое и безумное ворвалось в этот мир и крушило всё вокруг.   
Чика, при каждом раскате грома вжимая голову в плечи, трясущимися руками торопливо заколачивал храм.

   Потом Сидору приснилось заросшее травой старое кладбище на берегу реки. Печально кричали, пролетая на ним, журавли. Ветер гнал куда-то тяжёлые свинцовые тучи...

   Ближе к полудню Сидор проснулся.  Как он  ни пытался, так и не вспомнил, что ему приснилось ночью.  Бабушка накрывала на стол.  После обеда она достала из шкафа футболку с цифрой "59" на спине:"Ну-ка, примерь, должна быть впору. Это ещё батьки твоего. Как ты когда-то был".  Сидор переоделся. Евдокия Петровна выкатила из сарая велосипед: " Кататься-то умеешь? Тоже батькин. Держи, теперь твоя очередь колесить пришла". Внук  довольно хмыкнул. "Далеко не уезжай, да, впрочем, не заблудишься", - сказала бабушка.

   Сидор отправился исследовать мир, и сам не заметил, как оказался за околицей. Дорога пошла в гору, стало труднее крутить педали. Наконец трудный участок пути был преодолён. Впереди замелькали руины какого-то здания. "О! Это уже интересно!" - подумал Сидор и прибавил скорость.  Чем ближе он подъезжал, тем сильнее колотилось в груди сердце. Он увидел завалившийся на бок деревянный  забор, покосившуюся церковную колокольню без купола, за ней - руины храма, рядом - обветшалый одноэтажный кирпичный домик. "Церковь, что ли? Где-то я всё это уже видел", - удивлённо прошептал он. Вдруг перед глазами, как кадры киноплёнки, замелькали фрагменты сна. Сидор вспомнил всё.

   Чей-то добрый голос тихо прошептал: "Вот ты, Исидор Яковлевич, и вернулся. Не забывай того, что увидел ночью. Вырастешь, восстанови храм Ильи Пророка, в котором когда-то служил".

   - Не забуду, - прошептал мальчик. - Я вернулся.



По картине Станислава Плутенко «Дом на краю детства»



На Конкурс - "Вернисаж 51" http://proza.ru/2022/01/21/1846 Фонда Великий Странник Молодым