Композиция цикла духовной лирики Каменного острова 1836-го
Графический дневник с признанием : Пора, брат, пора… Кончина близка… :
автопортрет в образе старца
1835, ноябрь
последний автопортрет – февраль 1836 с цифрами долгов …
(рис - на титуле)
5-6 (по разным версиям и трактовкам) стихотворений, сотворенных Пушкиным на даче Каменного острова летом 1836-го, пушкиноманы нашли циклическими, финалом «законченной (совершенной?) незавершенности» и вершиной «поэтической фрагментарности».
Эту или такую незавершенность итальянский философ-эстет Агамбен назвал сутью поэтического воображения (мании) истинного Поэта и главным смыслом Поэзии:
«… Стих… определяет себя лишь в той точке, в которой он заканчивается… Стих – существо, обитающее в разрыве между звуком и смыслом … укорененный в восприятии … границ и окончаний»
В финале последнего (по А.Д. Гиллеспи) стих-ния КЦ @Когда за городом...@ автор лишил себя даже чревовещательного голоса – лишь шум листвы дуба (забвения?) = на кладбище. Самый громкий финал – вопль жильца загробного царства мертвых поэтов = @Я памятник@ - о жизни Поэта после смерти в беспредельно Запредельном
Состав и композицию КЦ разные толкователи осознают и толкуют по-разному:
(фото состава КЦ - на доп. странице следом)
(по Приложению А к Разделу III @Поэтическая этика Пушкина@ книги Гиллеспи «Поэтическое воображение Пушкина» (Библиороссика, 2021)
Когда за городом, задумчив, я брожу
И на публичное кладбище захожу,
Решетки, столбики, нарядные гробницы,
Под коими гниют все мертвецы столицы,
В болоте кое-как стесненные рядком,
Как гости жадные за нищенским столом,
Купцов, чиновников усопших мавзолеи.
Дешевого резца нелепые затеи,
Над ними надписи и в прозе и в стихах
О добродетелях, о службе и чинах;
По старом рогаче вдовицы плач амурный;
Ворами со столбов отвинченные урны,
Могилы склизкие, которы также тут
Зеваючи жильцов к себе на утро ждут,—
Такие смутные мне мысли всё наводит,
Что злое на меня уныние находит.
Хоть плюнуть да бежать...
Но как же любо мне
Осеннею порой, в вечерней тишине,
В деревне посещать кладбище родовое,
Где дремлют мертвые в торжественном покое,
Там неукрашенным могилам есть простор;
К ним ночью темною не лезет бледный вор;
Близ камней вековых, покрытых желтым мохом,
Проходит селянин с молитвой и со вздохом;
На место праздных урн и мелких пирамид,
Безносых гениев, растрепанных харит
Стоит широко дуб над важными гробами,
Колеблясь и шумя...
рис. Могила Пушкина в Святогорском монастыре. Литография Клюквина по рис. Соколова - 1837
Фотокопии страниц Приложений А и Б этой умной и честной книги о живом Поэте Пушкине, о законченной незавершенности его поэтики и о симметрии и композиции его последнего творения измученного духа живого мертвеца:
(на доп странице следом)