История мотоциклов и мотоклубов

Игорь Ковриков
                Бунт Холлистера, «1%» и байкерские войны

      Первые в истории мотоциклы начали появляться во второй половине позапрошлого века, почти в то же время, когда появились автомобили. Первый известный моторный двухколёсный экипаж — велосипед с паровой машиной — был построен в 1869-м году французом Пьером Мишо. Тяжёлый кованый остов и двигатель всего в четверть лошадиной силы с громоздким котлом сделали машину малопригодной для езды. Паровые велосипеды, созданные изобретателями-одиночками XIX столетия, остались единичными экспериментами. Первый мотоцикл с ДВС был построен в Германии немецкими инженерами Готлибом Даймлером и Вильгельмом Майбахом в 1885-м году. В том же 1885-м году Готлиб Даймлер, а в 1886 году его соотечественник Карл Бенц изготовили и запатентовали первые самодвижущиеся экипажи с бензиновыми двигателями. В 1895 году Бенц изготовил первый автобус с ДВС. В 1896 году Даймлер изготовил первое такси и грузовик. В последнем десятилетии XIX века в Германии, Франции и Англии зародилась автомобильная промышленность.

      Мотоколяски сразу начали привлекать внимание людей. Ощущение скорости при езде, простота и дешевизна в сравнении с автомобилями нравилась определённому кругу людей. Поэтому усовершенствование и производство мотоколясок быстро развивалось. Гонки на мотоциклах и мототуризм начали объединять людей, и появились первые сообщества любителей этого вида транспорта.

      Считается, что первые мотоклубы появились в Америке, но это не так. На сегодняшний день известно по крайней мере о трёх мотоциклетных клубах, существовавших ещё в Российской Империи:

      1) Московское общество мотористов (прежде Московский клуб мотористов) основано в 1906 году.

      2) Санкт-Петербургский клуб мотоциклистов, основан 27 мая 1914 года.

      3) Всероссийское общество мотоциклистов (ВОМ) основано в Петрограде, в 1914 году.

       Но всё-таки истинная байкерская субкультура зародилась именно в Америке. Это произошло после завершения Второй мировой войны, но мотоклубы начали появляться задолго до этого. Например, мотоклуб "Outlaws MC", входящий в «большую четвёрку» байкерских клубов был создан аж в 1935 году.

       Сейчас байкерские клубы имеют чёткую градацию и почти военную структуру.

       МС — Motorcycles Club — традиционный мотоклуб с чёткой иерархией, строгими правилами и обычаями, порою отличающимися от клуба к клубу. Может иметь множество чаптеров (отделений) в других городах и даже в других странах.

       MG — MotoGang — «бандитский» мотоклуб с очень жесткой иерархией и скрытыми от публики целями и задачами. Такое обозначение мотоклубы используют крайне редко, наверное потому, что это тут же вызывает повышенное внимание полиции.

      MCC — MotorCycles Community — упрощенная версия МС. В отличие от предыдущих структур может не иметь жёсткой иерархии и придерживается более либеральных требований для членства.

     Есть ещё такие разновидности клубов как MFC, RC, HDC и другие, но я не буду на этом останавливаться. Скажу только, что вне зависимости от названия, почти все мотоклубы имеют свою иерархию и дисциплину. Всё это можно узнать из "цветов" клубов - нашивках на куртке мотоциклиста. Там должно быть указанно, кроме названия клуба, положение самого байкера, занимаемое им в мотоклубе.

    President — президент, то есть глава клуба или чаптера. Обычно выборная должность.
    Vice President — вице-президент, то есть заместитель президента клуба.
    Sergeant at Arms — руководитель службы безопасности клуба.
    Treasurer — казначей или секретарь. Отвечает за финансовые вопросы клуба.
    Road Captain — человек, который возглавляет мотоколонну (если этого не делает президент).
    Member — полноправный член клуба, обладающий всеми правами, в том числе правом голоса на выборах.
    Prospect — кандидат в члены мотоклуба.
    Hangaround («болтающиеся около»), который фактически является «кандидатом в кандидаты» членов мотоклуба.
    Support — люди, поддерживающие мотоклуб, но не относящиеся к нему напрямую.

      Такая развернутая иерархия и долгий путь в полноправные члены обусловлен, в частности, тем, что изначально мотоклубы были по мнению полиции ориентированы на незаконную деятельность и была очевидная потребность хорошо проверять новичков. Но кандидатский срок Prospectа может быть уменьшен или вообще отменён по результатам голосования действительных членов клуба.

      Изначально мотоклубное движение родилось из спорта и туризма, оформившись в 1924 году в Американскую Мотоциклетную Ассоциацию (АМА), которая занималась устройством и проведением различных спортивных и развлекательных мероприятий для мотоциклистов. Но после окончания Второй мировой войны эта идиллия исчезла. По легенде, отражённой на официальном сайте мотоклуба Hell’s Angels МС (самым многочисленным и, пожалуй, самым известным мотоклубом из «большой четвёрки»), в годы войны в американских ВВС существовала 303-я эскадрилья тяжёлых бомбардировщиков с названием Hell’s Angels, названная так в честь фильма режиссёра Говарда Хьюза «Ангелы ада», который любили многие пилоты.

      После окончания войны и расформирования подразделения, лётчики остались без работы. По их мнению, родина их предала и бросила на произвол судьбы. Им ничего не оставалось, как пойти против своей «жестокой» страны, сесть на мотоциклы и объединяться в мотоклубы. В знак протеста они вешали на свои куртки и жилетки награды нацистской Германии, привезённые с войны в качестве трофеев. Наверное, из-за этого появилась традиция изображать в эмблемах мотоклубов кресты и черепа.

      Но, несмотря на огромную популярность «Ангелов ада», в окончательном установлении образа байкера сыграл совсем другой клуб.

      В 1946 году ветеран Второй мировой войны по имени Вилли Форкнер был изгнан из своего мотоклуба. Неясно, что было причиной этого, то ли то обстоятельство, что он очень любил выпить, то ли его скверный характер, а может быть тот факт, что на последних гонках в Эль - Кахон штат Калифорния, он попал в аварию, протаранив своим мотоциклом деревянный забор. Но Вилли не особо расстроился по этому поводу и начал искать другой клуб отверженных ветеранов, которые находили новую жизнь в США очень тупой и скучной.

      Искать долго не пришлось, и как-то раз в баре All American Caf, в Лос-Анджелесе он встретил Толстяка Нельсона, Динка Бёрнса и Джорджа Менкера, а также нескольких других отвязных парней, которые были готовы к изменениям клубных традиций. Потом он рассказывал, что клуб фактически был образован в этом баре города голубых воротничков. Подходящее название для группы, которая состояла с основном из ветеранов Второй мировой, придумал байкер-одиночка Уолт Портер, сидевший в это время за соседним столом. Он, услышав споры друзей, подошёл к ним и сказал фразу, вошедшую впоследствии в историю: «Б ... Б ... Boozefighters ... это имя, которое вы должны принять, так как единственное, что вы действительно знаете, как делать, это приходить сюда и пить алкоголь из бутылки».

      Это название не совсем устраивало людей убежденных, что спокойная жизнь вовсе не для них. Но скоро произошёл случай, который оставил его за клубом. На митинге, организованном другим клубом, один из алкоголиков, пытавшийся делать пончики на глине на своем мотоцикле, потерял равновесие из-за огромного количества спиртного, принятого им до этого и растянулся на земле. Он застрял под своим байком, и люди побежали ему на помощь. Найдя его мертвецки пьяным, они спросили, к какому «проклятому» клубу он может принадлежать. Тот, едва придя в себя, с трудом произнёс: «Лос-Анджелес Бузфайтерс!».

      Так что Вилли "Алкаш" Форкнер объединил этих людей вместе, создав клуб "Boozefighters MC". Он и придумал логотип, коим послужила бутылка коньяка, привезённая им из Франции после окончания войны. Клуб плевал на все правила, гоняя на высоких скоростях и как следует из названия, гоняли нередко будучи пьяными. Такое сочетания алкоголя и скорости помогло "Boozefighters" получить весьма сомнительную репутацию среди обычных людей.

      Случилось так, что именно клуб "Boozefighters МС" сыграл огромную роль в последующем становлении байк-культуры, той которую мы знаем в настоящее время. Виной тому была история, произошедшая с 3 по 6 июля 1947 года в городе Холлистер штат Калифорния, где в это время Американская Мотоциклетная Ассоциация (AMA) проводила мотофестиваль и гонки на мотоциклах. Эти события получили впоследствии название Бунт Холлистера, также известный как Вторжение Холлистера, и именно в этих событиях "Boozefighters МС" были основными действующими лицами.

      Вот как это было описано впоследствии жителями города:

    ***«Около 4000 мотоциклистов затопили Холлистер, почти удвоив население небольшого города. Они прибыли со всей Калифорнии и США, даже из таких далеких районов, как Коннектикут и Флорида. Изначально автоциклисты были омыты в барах Холлистера, так как приток людей означал бум в бизнесе. Но вскоре по маленьким улочкам Холлистера они начали ездить на мотовелосипедах и потребляли огромное количество алкоголя. Они сражались, повреждали бары, выбрасывали пивные бутылки из окон, гоняли по улицам и другие драки. Существует также серьезная жилищная проблема. Байкерам приходилось спать на окулярах, в парках, в стогах сена и на народных газонах. К вечеру 4 июля «они виртуально вышли из-под контроля».***

      Небольшая полиция Холлистера в составе семи человек была захвачена врасплох этими событиями. Полицейские попыталась остановить деятельность мотоциклистов, угрожая применением слезоточивого газа и другими мерами, но что могли сделать семь человек против развеселившийся и подогретой алкоголем толпы распоясавшихся байкеров?! Бары тщетно пытались помешать мужчинам пить, отказываясь продавать пиво и добровольно закрывая на два часа раньше времени.

       "В КОНЦЕ ВЫХОДНЫХ ЧЕТВЁРТОГО ИЮЛЯ И НЕФОРМАЛЬНОГО БУНТА ХОЛЛИСТЕР БЫЛ ЗАВАЛЕН ТЫСЯЧАМИ ПИВНЫХ БУТЫЛОК И ПРОЧИМИ дебрисами, И БЫЛ НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ УЩЕРБ. БЫЛО АРЕСТОВАНО ОКОЛО 50 ЧЕЛОВЕК, БОЛЬШИНСТВО ИЗ КОТОРЫХ СТРАДАЛИ ОТ ТАКИХ ПРОСТУПКОВ, КАК ОБЩЕСТВЕННАЯ ИНТОКСИКАЦИЯ, БЕЗБАШЕННОЕ ВОЖДЕНИЕ И НАРУШЕНИЕ СПОКОЙСТВИЯ. БЫЛО ЗАРЕГЕСТРИРОВАНО ОКОЛО 60 ТРАВМ, ИЗ КОТОРЫХ ТРИ БЫЛИ СЕРЬЁЗНЫМИ, ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЛОМ НОГИ И ЧЕРЕПА".

      Но, надо признать, что в результате этих событий ни один житель Холлистера не пострадал.

      Очевидцы были процитированы так: "Это всего лишь один адский беспорядок", но что они [мотоциклисты] "не делают ничего плохого, просто катаются вверх и вниз колющие, и кричащие; на самом деле не делают никакого вреда вообще". Даже один из членов городского совета заявил: "Луйли, похоже, не было никакого серьезного ущерба. Эти трие-райдеры нанесли себе больше вреда, чем городу".

      Из всего этого можно сделать вывод, что выходки байкеров в Холлистере в конце концов оказались более чем безобидные. Но масла в огонь как всегда подлила пресса, раздувая «из мухи слона». Как известно, американцы очень большие мастера пиара, и это как раз тот случай.

    Вскоре после выходных четвертого июля, две статьи были опубликованы в газете San Francisco Chronicle. С названиями "Havoc in Hollister" и "Hollister's Bad Time" они оба описали событие как "pandemonium" и "terrorism". Хотя статьи на самом деле не лгали о произошедших событиях, перспективы статей были отрицательными по отношению к участвующим в них автоциклистам. Несмотря на это, статья Chronicle мало вызывала панику у граждан в районе Калифорнии, поскольку одновременно происходили и другие крупные новости, в том числе местные забастовки. Первоначальный репортаж достиг большей аудитории через несколько недель, со статьей, опубликованной в номере журнала Life от 21 июля 1947 года. Статья была опубликована в разделе "Фотообщественность" "Жизни", усиленно опираясь на графические изображения и пояснительный текст. Это было показано в виде одностраничной статьи, с почти полностраничной фотографией над небольшой вставкой текста из 115 слов с заголовком "Праздник Cyclist: он и его друзья терроризируют город".

      \\\НА БОЛЬШОЙ ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННОЙ Барни Петерсоном ИЗ San Francisco Chronicle ИЗОБРАЖЁН дрянчик, СИДЯЩИЙ НА БОЛЬШОМ МОТОЦИКЛЕ, ДЕРЖАЩИЙ В КАЖДОЙ РУКЕ ПИВНУЮ БУТЫЛКУ И ОКРУЖЁННЫЙ МНОЖЕСТВОМ ДРУГИХ ПУСТЫХ, РАЗБИТЫХ БУТЫЛОК. ПОЗЖЕ МУЖЧИНА БЫЛ ИДЕНТИФИЦИРОВАН КАК Эдди Дэвенпорт, ЧЛЕН МОТОКЛУБА "Tulare Riders".\\\

    "Достоверность поразительной фотографии была обсуждена, при этом некоторые источники утверждали, что сцена была чрезмерно инсценирована. В то время как ph был сделан Барни Петерсен из San Francisco Chronicle. Chronicle не запустил его, ни какие-либо другие изображения, в их первых двух статей, освещающих событие. Бородатый человек, стоящий на непосредственном фоне ph, Гас Дезерпа, сказал, что он уверен, что ph был поставлен Петерсеном, и дал следующий отчет: "Я видел, как два парня скрапировали все эти бутылки вместе, которые лежали на улице. Затем разбили мотоцикл посреди сваи. Через некоторое время этот пьяный парень выходит из бара, и они заставили его сесть на мотоцикл, и начали фотографировать. «Deserpa утверждает, что он безупречно пытался саботировать постановку, СТЕЛЯСЬ В ВЫСТРЕЛ, но безуспешно»."

      После всего этого АМА обнародовала заявление, в котором говорится, что они ни коем образом не причастны к бунту в Холлистере, и что "проблема была вызвана всего одним процентом отклоняющихся лиц, которые представляют общественный имидж как мотоциклов, так и мотоциклистов", и что остальные девяносто девять процентов автоциклистов "являются хорошими, порядочными, законопослушными гражданами".

      Функционеры АМА даже не подозревали, что за этим последует. Уже на следующий день после опубликования этого заявления на одежде многих мотоциклистов появились нашивки «1%», в основном у тех, кто презирал правила и ненавидел существующую систему. Именно с этого времени в байкерской среде появился термин «однопроцентники».

      Следуя из вышесказанного именно мотоклуб "Boozefighters МС" оказал огромное влияние на образ байкеров в представлении обычных обывателей. В мыслях остальных людей мотоциклисты представляли собой хулиганами на байках, затянутых в кожу, измазанных с ног до головы машинным маслом и пахнущих виски и сигарами. Это произошло несмотря на то, что в Холлистерском бунте участвовали и другие байкерские клубы. "Boozefighters МС" существует по сей день, и в настоящее время его президентом является звезда кино Роберт Патрик известный по фильму «Терминатор-2».

      С этого времени байкерская субкультура начала своё триумфальное шествие по Миру наряду с рок-н-роллом. Этому способствовал даже Голливуд выпустив несколько фильмов, например, кинофильм 1953 года «Дикий» с Марлоном Брандо в главной роли. Мотоклубы начали появляться как грибы после дождя, но только самые многочисленные и авторитетные составили «большую четвёрку» байкерских клубов.

      1) «Ангелы Ада» (Hells Angels МС) — один из крупнейших в мире мотоклубов, имеющий свои филиалы (так называемые «чаптеры») по всему миру. По официальной версии клуб был создан 17-го марта 1948-ого года в Сан-Франциско, штат Калифорния (по другим данным «Ангелами Ада» первыми стали называться 13 человек из калифорнийского города Сан-Бернардино в 1955-м году). Правоохранительные органы ряда стран называют клуб «бандой мотоциклистов» и обвиняют в торговле наркотиками, рэкете, торговле краденым, насилии, убийствах и торговле оружием. Члены клуба утверждают, что являются мирными энтузиастами мотоциклов, объединившимися для совместных мотопробегов, собраний и проведения общественных мероприятий. Один из основателей Hells Angels MC Сонни Баргер (Sonny Barger) сыграл эпизодическую роль в финале 3-го сезона сериала «Сыны анархии».

      2) Outlaws MC был создан в 1935 году в Баре Матильда на старом американском шоссе Route 66 в городе McCook, штат Иллинойс, юго-западном пригороде Чикаго. Одним из наиболее примечательных соперников Outlaws являются Ангелы Ада. В отчёте Министерства юстиции США за 1991 год указывалось, что Outlaws находятся в состоянии войны с Ангелами Ада за контроль над операциями с наркотиками, а также подконтрольной территорией.

      3) Pagans MC (язычники) правоохранительными органами считается преступным мотоциклетным клубом, образованным Лу Добкиным в 1957 году в округе Принс-Джордж, штат Мэриленд, США. Клуб быстро расширялся, и к 1959 году Pagans, первоначально одетые в синие джинсовые куртки и триумфы для верховой езды, начали эволюционировать по образцу стереотипного однопроцентного мотоклуба.

      4) Bandidos MC. Международный мотоклуб. Клуб был основан 4 марта 1966 года в г. Сан-Леон (Техас) Дональдом Чамберсом и насчитывает 2 400 членов в 210 чаптерах (отделениях), базирующихся в 16 странах. По данным Федерального бюро расследований США и спецслужб других стран, Bandidos является одним из самых крупных мировых преступных синдикатов, вовлеченных в наркоторговлю. В отличии от других мотоклубов, "бандиты" открыто позиционируют себя, как однопроцентники и MG-мотоклуб.

      Возможно, что правоохранительные службы правы, и мотоклубы изначально создавались как преступные организации. Но в настоящее время в этих мотоклубах есть множество вполне безобидных людей. В обычной жизни это могут быть менеджеры или инженеры, вступившие в клуб ради острых ощущений, но головному чептеру это выгодно. Они имеют прибыль за счёт членских взносов, а также за счёт легального бизнеса, например, сервисы по ремонту мотоциклов и автомобилей, а также бары и кафе.

      Между байкерскими клубами которые ведут преступный бизнес постоянно возникают конфликты, в основном из-за сфер влияния. Это провоцирует столкновения, и не только в Америке.

      МИЛЬПЕРРСКАЯ БОЙНЯ или же "Резня в День отца". 2 сентября 1984-го года произошла перестрелка между соперничающими членами мотоциклетных банд (День отца в Австралии), в Milperra, юго-западный пригород г. Сидней, Новый Южный Уэльс. Перестрелка уходит корнями в интенсивное соперничество, развившееся после того, как группа Comanchero откололась и образовала первое Отделение мотоклуба Bandidos в Австралии. Семь человек погибли и двадцать восемь получили ранения, когда две группы столкнулись в Мильперре. Событие стало катализатором значительных изменений в законах об оружии в Новом Южном Уэльсе. Трагедия послужила основой сюжета австралийского телесериала «Байкерские войны. Братья по оружию».

      БОЙНЯ В ХЕКЕТСТАУНЕ. 17 июля 1994 года по меньшей мере восемь членов Pagans МС пришли на ежегодный благотворительный пикник, организованный Tri-County MC в Хакетстауне. Язычники были там, чтобы запугать местные мотоциклетные клубы, с целью заставить их объединиться с Pagans MC. Они хотели больше власти, для того чтобы помешать Ангелам Ада утвердиться в Нью-Джерси. Драка началась и быстро переросла от кулаков до ножей и пистолетов. Когда все закончилось, Пэганы Гленн Ричи и Диего Вега были застрелены; Пэган Рон Локк и член "Трех округов" Уильям Джонсон получили огнестрельные ранения, а члену "Трех округов" Хэнку Ригеру перерезали горло.

      КВЕБЕКСКАЯ БАЙКЕРСКАЯ ВОЙНА (англ. Quebec Biker war, фр. Guerre des motards au Qu;bec) — криминальная война, охватившая канадскую провинцию Квебек с 1994-й по 2002-й год. Считается самой смертоносной зарегистрированной байкерской войной. Насилие было вызвано переделом сфер влияния в уличной торговле наркотиками. Сторонами конфликта выступили две банды байкеров: Hells Angels MC и Rock Machine MC. Война стоила жизни 162-х человек, 20 человек числятся пропавшими без вести. Формально выиграли «Ангелы», но позднее многие из них были осуждены на различные сроки заключения.
      
      ВЕЛИКАЯ СКАНДИНАВСКАЯ БАЙКЕРСКАЯ война или Вторая байкерская война. Кульминация войны пришлась на 1994-1997 годы, когда погибли 11 человек, а 96 были ранены, многие получили тяжелые увечья. Участники битв взрывали и сжигали дома и автомобили, а сельская местность в Сконе из спокойной страны обезжиренного молока превратилась в то, о чем прежде не мог помыслить ни один швед — поле битвы криминальных банд.

      ВОЙНА В МОСКВЕ. В 2012-м году между членами мотоклубов «Ночные волки» и «Три дороги» возник конфликт, в результате которого в ночь на 20 октября 2012 года в подмосковном Зеленограде выстрелом из ружья был убит член клуба байкеров «Ночные волки» Валерий Родителев, а двое его соратников были ранены. Участник конфликта с другой стороны, 35-летний мотоциклист из клуба «Три дороги» Юрий Некрасов был задержан на два месяца по подозрению в «убийстве из хулиганских побуждений, совершенном общеопасным способом» (пп. «и», «е» ч. 2 ст. 105 УК). Ему грозил срок вплоть до пожизненного заключения, однако в ходе судебного разбирательства квалификация преступления была изменена на ст. 114 УК РФ (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью при превышении пределов необходимой обороны). По этой статье Некрасову грозило всего лишь до двух лет, и суд, в конце концов, назначил ему 10 месяцев лишения свободы. Именно столько байкер успел отсидеть в СИЗО, вследствие чего суд постановил освободить его из-под стражи.

      Несмотря на это, большинство любителей мотоциклов являются милыми и доброжелательными людьми, а бандиты есть в любой среде, и для этого необязательно быть байкером.

      На любой тусовке к вам отнесутся доброжелательно, и вы найдёте там множество новых друзей. А когда узнают, что вы только недавно сели на мотоцикл, то люди начнут давать вам искренние и добрые советы. Если вы вдруг остановитесь на обочине дороги, даже по безобидному поводу (например, поговорить по телефону), возле вас тут же начнут останавливаться мотоциклисты и спрашивать нужна ли вам помощь.

      Но, самое главное, езда на мотоцикле даёт небывалое ощущение свободы и скорости. Кроме того, в условиях городских пробок байк имеет большое преимущество перед автомобилем. Так что, если у вас есть мечта стать байкером, но что-то мешает это сделать, отбросьте сомнения и садитесь на мотоцикл. Желаю безаварийной езды!

                Спасибо за внимание. Желаю всем счастья.
                Изображение из открытых источников.