Что я видела - 3

Анна Боднарук
04. 06. 20 г.
     Люди устали от дождей и холода. Наверное, каждый человек, молча, про себя, просил у Неба погоды. Сегодня у дождей выдался выходной. Тёмные облака, вперемешку со светлыми, быстро плывут по небу, подгоняемые ветром. Солнце, пытаясь оправдать календарные летние дни, выглядывая в просветы между облаков, пытается согреть воздушные потоки, но, то короткое время, которое ему отпущено, позволяет только немножко землю порадовать теплом.
     Пользуясь хоть и временным потеплением, я поспешила в магазин, за продуктами. По пути отмечая те изменения, которые произошли за те дни, в которые не было возможности мне выйти из дома. Первое, какой же вкусный свежий воздух, хоть порывистые объятья ветра ещё не совсем тёплые. На газоне, вдоль стены дома, расцвели одуванчики на высоких ножках. Такие в этом году я вижу впервые.
     Листья на липе, я бы сказала «возмужали», стали тёмно-зелёными, ветки окрепли и поднялись вверх. Но цветы ещё не открылись. Видимо ждут по-настоящему летнюю погоду.
     Куст жгучей крапивы вальяжно разлёгся на траве, словно вконец обнаглевший дворовый мальчишка.
     Зайдя за угол своего дома, вошла во двор дома, который собой закрывает дорогу. Тут, в палисаднике, растёт всё. Что ярко цветёт: водосборники всех цветов, буйствует чистотел, подрастают цветы-однолетки и те цветы, которые ещё не скоро зацветут.
     На проезжей части двора лежит раздавленное колёсами машин тело голубя. В шагах пяти от него стоит напуганный мальчик, лет четырёх, готовый расплакаться. Я подошла к нему, взяла его за плечи, отвела в сторону и сказала:
     - Ты ещё маленький, тебе нельзя на это смотреть. Вот тебе конфетка… иди, покачайся на качельке.
     Мальчик доверчиво посмотрел на меня, взял конфетку-сосучку и припустил в глубь  нашего просторного двора. Я же направилась к крыльцу магазина. На обратном пути, я немного изменила свой маршрут, прошла мимо поздно расцветших кустов сирени и, дойдя до скамейки, под своим балконом,  села отдохнуть. И, словно по заказу, где-то на дереве, там, на заросшем пустыре, закуковала кукушка. Какая же это радость – слушать кукушку. За прошлое лето я всего лишь один раз кукушку слышала, а в нынешнее лето уже и не берусь подсчитать, сколько раз слушаю эту вещую птицу. Нет, я не считала года, просто слушала, смотрела на белые бабочки, перелетающие с цветка на цветок.
     Эта сторона дома тёплая, солнечная. Цветов на газонах, диких конечно, что называется – ступить негде. Девочка подъехала на маленьком самокате, прислонила его к поребрику и пошла, осторожно так, ловить бабочку на цветке. Не удалась ей эта затея, ни одна, ни другая бабочка не пожелали быть пойманными. Девочка этим нисколько не расстроилась. Она даже помахала им «до свидания» сразу обеими руками. Постояла немного, вспомнила о своём самокате и, ловко так, покатила по дорожке.
     Я стала смотреть в ту сторону двора, где больше любят бегать дети. Там земля утоптана и растения низенькие. Живой ковёр одуванчиков поменял цвета с жёлтого на белый, пушистый, а теперь издали он мне показался розоватым. Меня такой цвет удивил и я решила подойти поближе. Оказалось всё просто. Одуванчики под солнцем грели лысые головки. Зато трубчатые стебельки вытянулись, чуть ли ни вдвое, и видимо от ночных низких температур стебельки порозовели. А поскольку их много, то украсили двор в розовый цвет.
     Удивили меня и высохшие лужи, которые теперь выглядят весьма странно. Белым пухом тополей отороченные овалы. Пару недель назад в этих лужах блестела вода, только их берега были присыпаны жёлтой пыльцой от цветущих сосен.
     Как же хорошо сидеть на скамейке в первую половину дня. Вот, дедушка с внуком пошли гулять. Женщина с собачкой прошли мимо и только кукушка, уже в который раз принимается куковать.

                ***
 
05.07.20 г.
     Устала от жары, от духоты, от домашнего «заключения от коронно-вирусной эпидемии», хотя под солнцем будет ещё хуже. (О своём здоровье скажу: от таблетки до таблетки.  А после сильной таблетки клонит в сон. Подчиняюсь, в надежде на то, что сон прибавит сил..)
     Вздремнула, балконное окно открыто, двери тоже. Под балконом детишки галдят, на самокатах катаются. (Прошлой осенью свежий асфальт положили детишкам на радость, а мне лишь тогда покой пока они спят… Привыкаю помаленьку, вот и я вздремнула. И вдруг, как из пушки выстрелил гром небесный, а следом ребячье: «Ура-а!»
     Выхожу на балкон, осматриваюсь. Небо затянуто тучами, вот-вот хлынет дождь. А детишек ещё больше стало во дворе, наверное из других дворов поближе к дому прибежали, ждут дождя. Только тучи, погромыхивая, стороной наш двор обходят. Всё дальше и дальше слышны их недовольное ворчание. Наконец и у нас покрылся веснушками асфальт. Детишки, вытянув вверх руки, ловят долгожданные капли. Дождь гуще, а ребятишек во дворе реже. Попрятались под подъездные козырьки, будто знали, что праздник дождя не надолго. Появились лужи, первые ручьи и… всё. Дождь иссяк.
     Первыми на асфальт выехали велосипедисты. Потом, как по единому приказу вышли во двор собачники. К хлюпанью луж добавился ещё и собачий лай. И за что так не любят собаки велосипеды?.. Зашелестели самокаты, оставляя полоски на подсыхающем асфальте. А за домами, ещё издали слышится грозовое погромыхивание. Старые и малые с надеждой смотрят в ту сторону. Но, нет. Дождевую влагу ветер унёс куда-то за лес. А у нас: солнца не видно, но очень жарко, парко. Само лето уже не в радость. Э-эх, дождя бы хорошего! Да чтоб с радугой – на счастье…

                ***

16.07.20г.
     Наверно я неправильный человек. Видано ли где, чтобы женщина не любила в магазин ходить? Для меня это – вынужденная потребность. Порой я тяну до последнего, даже если в доме хлеб закончился. А тут ситуация ещё хуже: закончились таблетки, а без них… совсем туго. Волей-неволей собралась, иду. Вышла из подъезда, зашла за угол дома и, вот она красота Природы-матушки. Странно, но в этом году травы во дворах не кошены. От цветущего тысячелистника – белым бело. Кое-где кустики красного клевера, жёлтенькие, голубенькие цветочки. Дорожки стали такими узенькими, что мне, трусихе, страшно по ним идти. А вдруг кто-то из травы на тропинку выпрыгнет или не замечу мелюзгу, нечаянно раздавлю, считай – настроение испорчено на весь день. Но хуже всего если на дорожку ящерица выскочит. Ей-то ничего, вильнула хвостиком и дальше побежала, а у меня сердце в пятки закатилось и не скоро я отдышусь, в себя приду.
     Вот так, тихонько иду я по дорожке, остановлюсь, чтоб по сторонам посмотреть, жалко же мимо цветущей красоты пройти и не увидеть. (В последнее время для меня выйти из дому – это уже праздник…) А коль вышла, впечатления переполняют душу. К тому же в нашем дворе столько разнотравья. Хотя, люди настолько отошли от природы, что стали называть её – дикой. А может это мы одичали, сидя на своих диванах у телевизора?.. Ну, да ладно, многие вину за всё происходящее перекладывают на привычное: «Время нынче такое…» и мы такие.
     Иду. Вдруг слышу необычный шум, вроде как на скотном дворе ворота открыли и гурт коров после дойки спешит на пастбище. Нахлынуло на меня детское воспоминание и я растеряно оглянулась. Коровьему стаду лучше загодя уступить дорогу, не успеешь – затопчут. Лошади на скаку обойдут человека, овцы обтекут, а свиньи и коровы… беги, пока не затоптали. Оглянулась и только потом пришла мысль: откуда тут может быть большое стадо коров? Несколько коров бродят по посёлку без пастуха, но не стадо же… Стою, пытаюсь понять, откуда такой звук, который вызвал в моей памяти детское воспоминание? И тут подул ветерок и звук повторился.
     «Вот оно что!» - догадалась я.
     В углу двора растёт громадный тополь, роскошный, ветвистый красавец, несколько стволов из одного корня. А внизу ещё теснятся, к солнцу тянется молодняк разнолистый. И все они враз под ветром заговорили зелёными язычками, кто как умел. Больше всех и громче всех тополиный хор запел. Мой испуг медленно перешёл в восторг. Я чуть было не забыла, зачем и куда шла. Ветер усиливался, то затихал, и начиналась новая песня. Природа любит скрывать в себе нечто таинственное. За что же её винить, у Природы нет добра и зла. Она живёт, как веками жила. И тут человек перед нею бессилен. Убавить звук – не получится.
     Шла я старыми дворами посёлка и чётко различала песню каждого большого дерева. Вот, только птиц почему-то не слышно было.
     Медово пахнет цветущий тысячелистник, кивает золотом лепестков чистотел и на колючих бодяках  приятно розовым цветом манят неприкасаемые цветы. А ветер всё сильнее, не слышно даже вечно зудящих комаров, ни пчёл, ни шмелей на цветах не видно. Надо бы поспешать, того и гляди – дождик припустит.

                ***

19.05. 21 г.
     Мне 70 лет «на носу». Силы с каждым годом всё меньше и меньше. Не так часто выхожу гулять даже по придомовой территории. Но и эти прогулки не приносят радости. Почему? Потому, что наш мир, мир в котором мы живём: вчера, сегодня и будем жить завтра, разрушается теми, кто тут живёт. Не чужими, а своими людьми, которые по этим дорожкам идут домой, смотрят на них из своих окон. И это не временноё жильё, а добротные новые пятиэтажки. Живут в них в основном молодые люди, у которых подрастают дети. Дети растут для будущего нашего посёлка, города, страны…
     Я и люди моего поколения – это послевоенные дети, которые без примесей и хлеба не едали, ждали весну, чтобы найти съедобную зелень… Мы, после той Великой, разрушительной войны, хотели и строили свой мир, свой Рай на своей Малой Родине. Вместе с учителями мы вдоль каменных заборов высаживали  деревца. Мы радовались тому, что с каждым голом эти деревья становятся выше, краше. Мы, выросшие птенцы, которые уже больше пятидесяти лет, как вылетели из родительского гнезда, переписываясь, спрашиваем у тех, кто ещё может приехать туда, где ходили мы по знакомым и родным нам улицам, как там, что сохранилось, что приумножилось?.. Всё потому, что нам, наши родители, соседи, учителя, о чём бы ни говорили, сдабривали к сказанному веру в наше счастливое Будущее. Мы жили и работали ради него, ехали за тысячи километров, чтоб по всей стране обустроить мир для будущих поколений. Мы жили с верой в счастливый завтрашний день…
     И, вот, теперь, что я вижу? Как говорится: сердце кровью обливается от увиденного… Не так быстро, как хотелось бы, но и наша Сибирская сторона очистилась от снега. Зачастили дожди, зазеленели газоны. После непрошенных недугов, я собралась с силой и вышла в свой двор, подышать весенним воздухом, подставить лицо солнцу, пройтись мощёными дорожками, проведать те деревья и кусты, которыми мы любовались прошлым летом. Теперь-то они станут выше, появятся на них новые веточки, зашумят на ветру листочки. Я иду, опираясь на палочку, смотрю, как Природа пережила суровые морозы и… у меня слёзы на глаза навернулись. Оказывается, суровый мороз не так страшен для деревьев, как бездумный, жестокий человек, бесшабашный разрушитель, варвар, живущий со всеми нами под одной крышей. С которым мы из одного крана воду на чай наливаем… Три года росла рябина у нашего дома. Где она? Безбашенный дядя, сидевший за рулём снегоочистителя, просто заехал на газон и ковшом сломал деревце. Мусоровозами обломаны ветки красавицы липы, у которой верхушка уже выше четвёртого этажа. Вдоль дорожек, где не ездят машины, сломаны прекрасные ясени невоспитанными недорослями, которых не учат родители и учителя ценить природу, а того больше – труд других людей…
     Всё это в нашем дворе. А как же там, возле школьного забора, где прошлым летом росли ели сосенки, берёзки, осинки… Они же были посажены рядком через 4-5 метров друг от друга. Где они?! Тут нет машин, тут только люди ходят. А люди ли ходили по этой тропинке этой зимой? Всего одна обглоданная маленькая сосёнка осталась…  Проходивший мимо меня мужик бросил на ходу: «Идиоты! Другого названия им нет…»
     У меня ноги стали подкашиваться, еле дошла до скамейки, села. Смотрю на этот весь раздрай и невесёлые мысли приходят в голову. Сколько себя помню, слышала от стариков о приближении конца света. Люди рассуждали о том, что может на Землю комета упасть, изменится климат и могут прийти другие глобальные несчастья. Их человек не может предотвратить. Эта работа не в силах человеческих.  Но мы можем тоже, день за днём губить нашу зелёную планету. Равнодушно бросать везде и всюду мусор, травить, вытаптывать, разрушать то малое, что растёт прямо под нашими окнами. А почему всё это происходит? Всё потому, что людям стал не интересен реальный мир. Не всем, в основном молодым людям больше по душе виртуальный мир Интернета. Они туда стремятся, там красиво, чистенько, ухожено. А тут, даже то, что кем-то посажено – уже не жалко. И что печально, что ладно бы это сделали глупые несмышленые мальчишки, но, согласитесь, они ломали, топтали живые деревца на глазах у взрослых людей, может и негодующих, но молчащих. За сломанное дерево в своём саду они бы призвали к ответу этих хулиганов, а эти деревца не мои… А чьи? Нам тут жить… «Всё это и есть лицо нынешнего поколения, они этого достойны, именно таким они видят свой будущий мир… Ведь не первый раз специальные службы высаживают деревья. А где они?.. Сколько свинью ни мой, она всё равно в грязную лужу полезет. Там её рай! А то, что вдоль школьного забора с тыльной стороны пусто, то оно и значит, что не тому в этой школе учат…»
     Скажете – безнаказанность! Это правда, но только от части. Веками люди придерживались правила, мол, не делай зла, а то Боженька накажет… Воспитывали в людях богобоязненность. И что, это кого-то остановило? А по моему разумению, так не нужно бояться кары Господней. Просто, не делай зла потому, что ты родился человеком и совесть тебе Богом дана не просто так, а чтоб человек советовался с нею. Не нужно оглядываться, видит твой поступок кто-нибудь или нет. Просто – не делай зла потому, что это недостойно человека!..
     Зло имеет свойство накапливаться, типа стихийной свалки. Но и добро, если всем миром стремиться «В наше счастливое Будущее», преобразит нашу Малую Родину, ведь мы же сами себе не враги… А что на деле? Как раз наоборот…