Давно пытался самому себе ответить на вопрос был ли А.С. Пушкин (АСП) философом. По натуре, по духу. И вот, приближаясь к теме пушкинского РОК – расширенного толкования островной лирики – я готов дать утвердительный ответ: да – был и именно по духу, по натуре, по метафабуле творчества.
И именно идея, смысл и ведущая тема РОКа = Сущее и Смерть = самый убедительный довод или аргумент в обосновании такого твердого ответа
Выйдя из среды вольнолюбцев Арзамаса (прекратившего, кстати, свое существование в 1817 с призывом Орлова прекратить болтать и перейти к решению иных (политических) задач) с его идеей либертинажа, апокалиптики и мессианства, Пушкин, преодолев моду на призыв к Свободе и романтизм, погрузился в размышление о проявленном бытие, о Сущем и Смерти
В 24 года он уже поведал о смене своего мировоззрения в Демоне, что в него вселился, и пустынном Сеятеле Свободы, который разочаровался в правах народа на эту призрачную Свободу
Вот как видится сейчас философский состав лирики Пушкина с переломного 1823 года, когда после Гавриилиады и Хандры ( первой песни) начатого романа о нравах «Евгения Онегина»:
фото автора