Точка непадательности Часть 2

Яков
...продолжение...

– Здравствуйте, отче, – неожиданно раздался голос  молодого  монаха. – Вы  дома ?

– Здравствуй, дорогой,  дома,  – ответил  старец  выходя  из сарая  с  вязанкой  дров. – Только позавчера мы с  тобой  расстались, а  ты  уже опять   тут как  тут.

– Да, мне прошлый  раз  просто  нужно  было кое-какие  вопросы в  городе решить  и Светлане я  обещал о встрече.

– А, ну  тогда вопросов нет,  – с  иронией  заметил  старец. – Женщина – это в  наше время  дело  святое. Ты  сегодня  вижу  без машины ?

– Без, отче,  да  я  не  на  долго,  только на пол  дня.  Мне  не  даёт покоя наш  последний разговор о точке  повышенного осознания,  он застрял  у  меня в  голове и  я  об  этом  сейчас только и  думаю,  вот и приехал за разъяснением.

– Ну  хорошо, пойдём в  дом, –  предложил  старец, посмотрев  на  небо, которое  начинало хмуриться. Как бы поясняя, старец  дополнил – дождя не  будет,  но будет  ветренно  и  не  комфортно,  дома  об  этом  говорить  будет  гораздо  удобнее.

Зайдя в  дом, молодой монах расположился на  своём  привычном месте, а старец  по традиции пошёл заваривать  на  кухню  свой особенный  травный чай. Выйдя  через несколько минут  из  кухни  с  заварником  и  кружками, старец разлил чай  и первым начал  разговор.

– Знание  о точке повышенного осознания – это особая веха на  пути любого инока, монаха и  схимника. Особая она  потому, что это  знание  является своего  рода  краеугольным  камнем  всего  учения  отцов  о  душе. Это знание  открывает  весь внутренний  мир  души  и  объясняет сам принцип  соединения  ума с  сердцем.

По  этой причине данное знание является  совершенно закрытым  и  тайным, которым  владеют  только  посвящённые  учителя  или  духовно зрячие иноки, могущие созерцать душу  в виде  светящегося  яйца  и  знать её  внутреннее  устроение.  В прошлый раз  ты впервые прикоснулся к  этому  знанию и  оно  начало в  тебе  работать.

Это  знание работает  почти также, как  и «закваска»  для  теста  по притче Христа  о  первом  знакомстве  с  Евангелием. Именно  поэтому  после  получения  этого  знания  уму  требуется продолжение разговора  о точке  повышенного осознания, как  точке  непадательности.

Именно  это  тебя сейчас  и тяготит,   поскольку  ты  хочешь  глубже  понять  как  устроена и как  работает  вся  эта система,   которая  по  сути и  отвечает за  состояние  ума  инока.  Так что именно тебя  интересует? – переспросил старец.

Молодой  монах был  в  очередной  раз  удивлён   тому, как  точно  старец  определил  суть его проблемы, а  потому  почти  без   раздумья  задал  свой  вопрос:

– Отче, ты  сказал прошлый  раз  что всегда в  разговорах со  мной держишь ум в  точке  повышенного осознания, но  я ни  сегодня,  ни вчера не   видел того, чтобы  ты  перед  этим молился.  Разве  без  молитвы можно изменять состояние ума  и  сводить ум в  духовное сердце? 

Старец  засмеялся  и  покачав  головой,  как  бы  сокрушаясь  от чего-то, ответил:

– Опять в  тебе  говорит религиозный человек и  обрядовер, который  без  ритуала и  обряда  и  шага ступить не может, как увечный и  хромой  без своих костылей.  Прошлый  раз я совсем забыл  тебе сказать  о  том, что тот, кто приступает к  практике бдения  и  умной  молитвы должен постепенно отказываться от молитвы формальной,   поскольку  она  для него  уже пройденный этап.

Молитва  по  форме  в  виде  правила  или  ритуала  для какого-либо  действия  нужна  только тем, кто  ещё   не  владеет  в должной мере  своим  умом и  вниманием, а  владеющему  умом  ритуала  уже  не  нужно, а   нужно  одно лишь усилие  воли для  изменения глубины  восприятия  и осознания.

Тебе  пока  трудно понять  как  устроен  и  работает ум  человека, поскольку  ты  ещё не  обладаешь  всей  полнотой  знания  о  душе.

– Но  ты  же  поможешь  мне в  этом разобраться?

– Разумеется,  для  этого мы  с  тобой  и встречаемся. Знание  об  уме, его  устройстве, его  видах  и  работе в  учении  отцов является одним из самых  важных видов знания,  поскольку сам Бог  по  учению отцов есть Ум  Большой   превыше  любого  иного ума  и ведения и через  глубокое познание своего ума человек  познаёт  и  Ум Божий.

Уму  очень сложно дать  определение, поскольку он похож на  ветер, который колышет  листву деревьев.  Ты  не можешь  видеть  ветра, а  можешь видеть  только  результат его  работы – движение и колебание листвы.

Вместе с  тем, в  этом движении ума  есть  своя очень  стройная система правил и принципов. Более того,  за  всем  этим стоит совершенно  особая  структура, которая  и  направляет умственный  ветер и определяет его силу  и  задачи.  Благодаря видению  энергии отцы  разобрались в  структуре ума и поняли природу этого умного ветра.

– С  чем можно  было бы  сравнить ум? –  спросил  молодой монах.

 – Мой учитель приводил  мне в  качестве примера  ума  растущее дерево, но  это  старая  библейская метафора, у  которой  есть и свои  плюсы  и свои  минусы.  Я приведу  тебе  в  качестве метафоры  иной  и более  современный  образ,  отвечающий  современной психологии.

Представь себе  обычную детскую пирамидку со  стержнем на  которую  дети одевают  цветные   колечки. Представил?

– Представил.

– Так  вот  это пирамидка  и есть  условная  модель  человеческого  ума  и   каждый человек, сам  того  не  сознавая,  с  самого  рождения  строит  у  себя в  душе подобную пирамидку,  как  бы  нанизывая  на стержень  по  ходу  жизни  одно колечко за  другим. 

Самая нижняя часть этой  пирамидки и её  основание  – это  рациональный  ум  и интеллект, а  вершина пирамидки – это ум  духовного  сердца.  Задача  каждого  человека  по  жизни, как  живой души,  –  это  собрать  всю  пирамидку,  что  символично и  обозначает  соединение  ума с  сердцем.  Вот  так  выглядит структура ума  и принцип  его работы,  –  удовлетворённо заключил  старец.

– Но мне пока  ни  о чём  не  говорит  эта схема  и модель,  – несколько  удивлённо ответил молодой монах.

– Разумеется, не  говорит, поскольку тебе не  известна  вся система  устройства  сознания и принцип  собирания  этой  пирамидки.  Дело в  том, что собирание этой  пирамидки зависит только от воли  самого человека.  Бог не может человека заставить собирать  эту пирамидку,  хотя  и  подталкивает  человека к  этому.

Ещё я  хочу  тебе сказать  о  том, что собирание  этой  пирамидки – это самая  трудная задача  из всех, с  которыми  только  сталкивается человек в  жизни.  К примеру,  стать в  наше время долларовым  миллионером или  даже  миллиардером проще, чем  собрать  эту  пирамидку.

На собирание этой  пирамидки уходит почти  вся  энергия  души  человека, поскольку  эта  пирамидка  представляет собой не символичную, а совершенно  реальную  духовную структуру  и конструкцию, которую  буквально строит  человек  в собственной  душе.

Скажу  тебе  более  того –  именно  эта  пирамидка  в  учении  отцов именуется внутренним  храмом  души  и  домом, а сам процесс собирания этой  пирамидки  именуется духовным  домостроительством.

Строительство этой  пирамидки, как  и строительство  дома,  сложный  и  длительный процесс, который должен  идти  по чёткому архитектурному плану,  чтобы  этот  дом был  ума   и  духовного сознания  был  прочным и выдерживал любые шквалы  и шторма  жизни.

– А у  отцов есть на  этот счёт точные  цитаты ?

– Есть,  разумеется,  только о  пирамидке  там ничего не  говорится, а  говорится о  домостроительстве  духовном и Божественном. У преподобного Иоанна Дамаскина вся  третья  книга так  и  называется  «О Божественном домостроительстве и о попечении в отношении к нам, и о нашем спасении».

Лучшая  цитата о духовном домостроительстве принадлежит Христу, который сравнил процесс создания пирамиды духовного сознания   со строительством дома на камне  и на песке  – «Я скажу вам, с кем можно сравнить того, кто приходит ко Мне, слушает Мои слова и исполняет их. Он похож на строителя дома, который выкопал глубоко и заложил фундамент на камне. Когда случилось наводнение и на дом обрушилась река, она не пошатнула его, потому что он был крепко построен.

А того, кто слушает Мои слова и не исполняет их, можно сравнить с человеком, который построил дом на земле без фундамента. Как только река обрушилась на дом, он тут же рухнул, и падение его было великим..»

– Разве  эта  цитата из  Евангелия о строительстве пирамиды духовного сознания ? –  удивлённо переспросил  молодой монах.

– Разумеется,  а  о чём же   ещё, – ответил  старец. – Эта  цитата Христа  как  нельзя  лучше говорит  о том, как  должен  идти процесс строительства  пирамиды  духовного ума  и сознания.  Если эту  пирамиду построить  без фундамента  и  основания,  она  рухнет  под  натиском  сил  жизни и  это будет полный  и  безвозвратный  крах души.

Сложность строительства этой  пирамиды в  том, что она реально высока и имеет  много уровней  или  колечек и нужен,  действительно,  очень грамотный  архитектурный  план,  чтобы выстроить такую пирамиду  от  одной стенки  души до  другой,  где  расположено духовное  сердце.

Когда такая пирамида  выстроена в  душе и её  вершина достигает  духовного сердца,  это  и  значит, что ум  человека прошёл все  три стадии роста – телесную,  душевную и  духовную и  достиг  самого  Логоса, который  и есть Царство Божье  или вселенная Духа,  открываемая  через  иллюминатор  духовного сердца.  Прошлый  раз ты сам  заглянул в  это иллюминатор.

– Отче, а  как  расположена  в  душе  эта  пирамидка  и  что  представляют собой её  кольца ?

– Если  попытаться  представить модель  души,  то  эта  пирамидка  в  светящемся  яйце расположена не вертикально, а  горизонтально,  так, что её  стержень  в точности проходит по  линии сердца  в  верхней  трети  сферы  души  от  одной стенки  до другой.

При  этом  основание пирамидки – это  щит  эго  ума  на  передней  части светящегося яйца, а  вершина пирамидки – это духовное  сердце, расположенное на  противоположной стенке яйца. Таким  образом, пирамидка  проходит  через  всё пространство  сферы  души  и  соединяет его переднюю часть  с  задней частью,  где  расположено духовное сердце.

– Эта  пирамидка  и есть ум  человека ? – переспросил  молодой монах.

– Да, вся  эта пирамидка  – это и есть  структура  сознания.  Как  ты  понимаешь, у  разных людей  эти пирамидки  сознания  имеют совершенно  разную форму  и высоту. У большинства телесных людей  вместо  пирамидки имеется  всего одно большое  кольцо  её  основания – это и есть сеть рационального  или  периферического  ума  и  мышления.

У небольшой  части  людей,   преимущественно  верующих и священства, в  этой  пирамидке бывает три, четыре и  даже  пять колец, которые и есть структура  душевного или нравственно-религиозного ума, который обращён в  глубь  души  в  сторону духовного сердца,  но далее не  растёт.

И  есть катастрофически мизерное число  людей, которые выстроили практически  всю пирамиду сознания от  одной  стороны  сферы  души до  другой  и фактически  соединили  ум с  духовным  сердцем  из  которого могут входить в Логос.  Это иноки, схимники  и исихасты, которые достигли высоты  духовного ума или священнобезумия  духовного сознания. Это  и есть с полнота совлечения ветхого человека и  раскрытие возможностей нового.

– А как  ведёт себя   ум  внутри  этой пирамиды сознания ?

– Ум  человека  посредством  смещения  фокуса  сознания  может  свободно  перемещаться  по   всей  пирамиде  вдоль  линии сердца от передней стенки  сферы  души  из  положения рацио  до  задней стенки  души  и  положения  духовного ума,  понимаешь ?

– Понимаю,  а  что  нужно для  этого перемещения ума,  ну  или  от чего оно происходит ?

– Нужна  энергия  благодати  или  духовная   сила, – я  же  тебе  об  этом  уже  говорил.  – Когда  эта  энергия  есть в  распоряжении  души,  то  это  смещение  фокуса  сознания  происходит естественно и моментально.  Именно в  этом  свободном перемещении  ума  по  всему  спектру сферы  души и  заключается духовная свобода  человека.

Рабство – это фиксация фокуса  сознания  только в  одном  из положений  или  телесного ума  или душевного. У  большинства простых людей  фокус сознания прочно зафиксирован  на внешней  стенке эго щита и их единственным  умом  является  ум  рациональный.

У верующих  и священства есть  очень небольшая  свобода смещения фокуса  сознания  в  глубину  души  от  рационального эго ума в  сторону  духовного сердца  и  религиозно-нравственного разума, поэтому  они как  бы  имеют возможность возвышаться над  эгоизмом и  рационализмом.

 Как  ты  понимаешь, максимальной  духовной  свободой обладают  только иноки, схимники  и исихасты,  имеющие  возможность свободно перемещать  фокус  сознания по  всему  спектру души от телесного  ума до  духовного сознания.

Тебя  же  интересовало то, почему я  могу  свободно входить в состояние  повышенного осознания.  Так  вот  я  могу  это  делать  мгновенно безо всякой молитвы  и ритуала  только потому, что имею  проложенный  путь  внутренних  связей от  внешней стенки  до самого  духовного сердца. Над  этим  мне пришлось  потрудиться более тридцати  лет.

К слову,  точка повышенного осознания  – это предпоследнее колечко на  пирамиде сознания  перед  самой верхушкой, которая  и есть  вход в  духовное  сердце.

– Значит,  ты просто усилием  воли  можешь  смещать фокус сознания в  любую  точку,   включая точку  повышенного осознания  и всё ?

– Ну  да,  и всё.  Когда  ты проложишь путь к  этой  точке  ты точно  также сможешь  это  делать  одним  усилием воли и никакие  ритуалы  и молитвы  тебе для  этого уже  не  потребуются.  А пока  ты  не  имеешь внутренней  связи с  точкой повышенного  осознания тебе для этого смещения нужны вспомогательные средства в  виде  молитвы, проводника или моего  чая.

Посоле  слов «моего  чая» старец как-то загадочно  улыбнулся и молодой монах понял, что чай  старца   был явно не  простой  и содержал  психоактивные  компоненты,   способствующие изменению  осознания.

– Да  ты  не переживай  за  мой  чай, он  здесь не  самое  главное,  – точно  прочитал  мысли  монаха  старец, –  я  в него  добавляю самые  обычные  травы и коренья, ну  разве  что чуть  больше  кладу  шалфея –  прорицателя.

Старец  засмеялся, видя  удивлённое лицо молодого монаха.

– Я тебе  совершенно  серьёзно  говорю,  самое  главное –  это  ум  и  наличие  энергии благодати, – заключил  старец.

– А у святых отцов  есть хоть какие-то упоминания  о  том, что именно  так  идёт  сам  процесс  расширения осознания ? – переспросил  молодой  монах.

– Конечно есть. Тот  же Исаак Сирин говорил  об  этом  прямым текстом,  хотя  его мало  кто понял из  церковников. Он говорил – «Потщись войти во внутреннюю свою клеть, и узришь клеть небесную; потому что та и другая – одно и то же, и входя в одну, видишь обе. Лествица оного царствия внутри тебя, сокровенна в душе твоей».

«Лествица  оного царствия» – это и есть тот  самый стержень пирамидки и полоса сердца  от одной стороны  светящегося яйца  до другой и  задача ума  каждого человека  пройти по  этой  полосе от одной стороны  до  другой, преодолев  всё  пространство  души.  Это  и есть познание  человеком  самого себя,  так установлено Логосом и  никто не  в силах этого изменить.

Молодой  монах неожиданно представил в  голове всю  модель  устройства  души  в  виде  светящейся  сферы   с   пирамидкой,  соединяющей  две стороны, и пришёл в  восхищение  от данной  метафоры,  образно  передающей рост и  расширение сознания.

– Отче, а  три  точки положения фокуса сознания,  соответствующие  телесному,  душевному  и  духовному  уму  по  учению  отцов, – это  точки  на  линии  сердца   или   отдельные  кольца  на пирамиде  сознания?

–  Кольца  и стержень – это  же  только  метафоры. В духовной реальности нет никаких  стержней, колец  и  пирамид, а  есть светящаяся  паутина  сети  сознания.

Телесный  ум,  душевный  и  духовный  – это скорее  отдельные  области  или  сектора  на  сети сознания, соответствующие  разным  уровням  полосы человеческого спектра. Телесный  ум – это самая  грубая  периферийная  часть  сети сознания.  Душевный  ум – более  утончённая и  разветвлённая часть  или  средостение  души, как  говорят  отцы,  а духовный ум – это  самая  утончённая  и  разветвлённая  часть  сети,   которая  почти  тождественна  Логосу.

Можно сказать что ум,  действительно,  похож на  удивительное  древо, которое  своей  кроной  прорастает  в Логос. Вхождение в  Логос  – это  и есть выход  из  ветхой человеческой формы.  Так  ум  малый  соединяется с  Умом Большим – это и есть обожение сознания  человека  в  полном  смысле  слова.

Таким образом, Лествица  спасения,  действительно,  находится внутри  души  каждого человека  и  каждый  человек её  строит  одинаково в  самом  себе через развитие  духовного ума. 

– Отче,   а что  находится за  границей  светящейся  сферу  души,  но  не  за духовным  сердцем, а  спереди  за  внешней частью,  где находится рациональное  мышление ?

Старец ответил не сразу, а как-то  особенно посмотрел на  молодого монаха  и  от  этого  взгляда  старца  ему  стало как-то неловко. После  небольшой  паузы  старец  ответил:

– За  этой внешней границей расположена  область сущей  тьмы  и полного  безумия к  которому так  усиленно  стремится  весь мир  и   современное человечество.  Я  бы  сказал что  за  этой  границей  начинается  сам  ад, поскольку  эта  область  бесконечно удалена от Логоса  и Бога  и  выходит за  внешнюю  границу человеческой  души.

Эту  область  можно назвать областью сверх  рационального  демонизма. Дело  в  том, что  полоса человеческого спектра  энергии простирается за  границы  светящегося яйца  души  по  обе  стороны,  но  за  границей  души  – это уже  совершенно бездушная  форма  рациональной  человечности,   которую нельзя считать человечностью.

Ты  не поверишь,  но на  земле  сегодня  уже  есть  те, кто  вышел за  эту  границу  рациональной  человечности и фактически  стал уже  не  человеком,  а  рациональным  демоном,  имеющим  все  внешние  атрибуты человечности,  но не  имеющем  самого главного,  что  делает  человеком – связью  со сферой  души  и  духовным  сердцем.

- А что такого страшного в  этом  выходе за границу  души?

- Страшно  то, что это выход в  нечеловеческое пространство голого рацио, которое не  имеет  связи с Логосом, как  законом взаимной  любви и нравственностью, как составляющей человечности. Это дьявольский  прагматизм в чистом его виде.

Ты  спрашивал  меня как-то  о войне на  Украине. Тогда  я  ещё  не мог дать  тебе всей полноты  ответа, а сейчас  уже могу. Так  вот причины  этой войны напрямую связаны с  тем, что точка  фокуса сознания у  значительной части  людей уже практически вышла за границу подлинно человеческого в  рамках сферы  души.

Если  бы эта  точка фокуса  оставалась в  центральной части сферы души или была расположена ближе к  точке духовного сердца, как  месту духовного знания  и  безусловной любви, войны никогда бы  не  было, поскольку  из  этой точки людят видят взаимное единство в  любви, а  из  точки рацио они его не  видят.

– А чем  обусловлен  выход  человечества  за эту  внешнюю  границу ?

– Силами  эго,  стремящегося  к  сверх рационализации всего и вся.   Выход  ума  за  эту внешнюю  границу – это и есть трагедия мира  и  всего рода человеческого.  Во времена  отцов  и  ранее фокус  сознания каждого человека и всего  человечества был расположен очень  близко к  точке повышенного  осознания  и  духовного сердца.

Именно  это и  делало ранее  людей  и мир  духовными и приверженными  духовному  знанию, а  не  рациональному. Благодаря знанию  положения точки повышенного осознания древние  люди знали  жизнь очень глубоко не  имея официального  образования, а  имея  только духовное знание.

Позднее силы рацио и рационального познания стали уводить  фокус сознания каждого  отдельного человека и всего  человечества в  противоположную сторону к  внешней стенке светящейся сферы  души, соответствующей рациональному  мышлению  и  интеллекту.

Сейчас  эта  точка как  раз  и  расположена в  этом  положении.  Вот  какова подлинная  причина рационализации религиозности и  утраты подлинной  духовности. Я  тебе  вскользь  уже  говорил  об  этом, когда мы  три  года  назад  обсуждали  тему  души, ты просто  уже  забыл.

В этот момент  монах  вдруг  отчётливо  вспомнил  разговор  трёхлетней  давности  и  слова старца о  том, что у  древних людей точка  наиболее яркого свечения кокона  души  располагалась в  районе  духовного сердца, а у современного человека  она располагается почти на  самой  периферии  внешней  стороны.

– Отче, я  сейчас  вспомнил  о  том, что ты  говорил о  точке  наиболее  яркого свечения в  душе.

– Прекрасно,  – заметил  старец,  – это  говорит о  том, что  твой  ум  приобретает должную гибкость  и  текучесть,  вспоминание  –  это  и есть  обращение  сознания к  тому положению  фокуса, в  котором  был  ум в  момент  события.

– Значит,  фокус  сознания – это и  есть та  самая  точка яркого свечения внутри сферы  души,   которая   может свободно перемещаться  по  всей  линии сердца ?

– Да, всё  так  и есть для  видящего душу и её  внутреннее устройство.  Только точка  фокуса  сознания может  перемещаться  не  только  по  линии сердца.  Линия  сердца – это сама Лествица  спасения  и самый  прямой   путь  ума к  сердцу  и Богу.

В  том-то и сложность, что точка  фокуса  сознания может перемещаться  не  только по линии сердца, а  по  всей пирамиде или правильнее  сети сознания, а  это структура, уходящая  и  вверх  и  вниз  от  линии сердца.

Линия   сердца – это идеальный вариант  расширения  сознания  и перемещения  фокуса в  рамках  самой «матрицы» человека.  Перемещаясь  по  линии  сердца  сознание  всегда остаётся в  рамках спектра  человечности.  Вот  почему  отцы  всегда учили в  молитве не  опускать  ум вниз  и  не  поднимать вверх, а  держаться строго линии сердца.

Гораздо страшнее и  опаснее, когда   точка фокуса   смещается в  области выше  или ниже  линии сердца.

– И что в  этом  страшного ? – поинтересовался  молодой монах.

– Страшно  то, что при  смещении  фокуса  сознания  выше  линии сердца ум  погружается в область  астральных  иллюзий и простраций, подобную  туману  и  именуемых манихейским  бредом, а  при смещении  ниже  линии  сердца, ум  погружается в  реальное мракобесие ярости и  необузданной силы  оккультизма и чёрной  магии.

Есть  и  другие  направления смещения точки  фокуса сознания  влево и  вправо  и все  они связаны с  самыми  разными  формами  одержимости и  патологического мышления  и восприятия  от  временного  и исцелимого  безумия, до клинического  и  безвозвратного.

Последнее – худший  вариант повреждения сознания при  расширении и к  этому часто приводят бездарные и слепые  духовно  пастыри или  откровенные  сектанты. Если духовный  наставник зрячий  и благодатный,  он  всегда смещает фокус сознания  ученика  строго по  линии сердца.  Именно  это  я  делал и  делаю по отношению к  тебе,  – с  улыбкой заметил  старец.

– Отче – это  же  получается какая-то  очень  основательная  концепция устройства души и  работы  сознания ?

Старец  громко засмеялся и  долго не мог  успокоиться. Немного успокоившись,  он  ответил:

– Это  не просто концепция – это сама  суть  согласного учения святых отцов  о  душе в  её теоретическом и  практическом понимании. Это фундаментальное знание,  неизменное много тысячелетий.  Именно  в  его  фундаментальности  и состоит сложность  его передачи  другим. 

 Именно в  глубинном  понимании и  состоит  вся  трудность передачи  этого  знания  и  духовным  учителям  требуются  годы  только  на подготовку  ученика к принятию  этого  знания, затем  требуются  годы  на его  передачу уму  и сердцу, а потом требуются годы  на  возможность практически  пользоваться  этим  знанием.

В  итоге сам  процесс постижения  учеником согласного учения  отцов о  душе растягивается на  десятки  лет,   а  это  почти  половина  осознанной жизни.  У кого  сегодня  есть  время и силы  учиться  духовности  пятнадцать  – двадцать  лет?  Вот  в чём причина  деградации религии.

 В  этом и состоит  ответ на  вопрос почему это  знание  утрачено церковью, а  ему  на смену пришло обычное школярство и религиозная  профанация,  именуемая богословием  в котором нет самого главного –  учения отцов о душе.  Вот  почему современные  выпускники духовных  семинарий – это неучи – сказочники  и  духовные  невежды, которые не  имеют  малейшего представления о  душе  и учении  отцов, а  берутся  лечить  души.

– Отче, а сама  пирамида,  о которой  ты  говорил –   это чистая  метафора  или за  ней  стоит какая-то  реальная основа ?

– Все  святоотеческие  метафоры являются  отражением  реальных процессов,   которые  сложно передавать  в  понятиях известного.  Пирамида сознания,  о которой я  тебе  говорю,  представляет собой архи сложную  структуру,  напоминающую гигантскую  и  постоянно растущую и расширяющуюся  сеть.

 Законы  роста и  расширения  этой  сети заданы Логосом  или  Духом. Никаких  колец в  пирамиде сознания, конечно  же,  нет, а  есть отдельные  уровни или слои  сети сознания.  Деление  отцов на  три уровня – телесный,  душевный  и  духовный – это условное деление, поскольку   уровней осознания  гораздо  больше.

Каждый  такой  слой – это отдельный  подуровень осознания,  имеющий  бесконечное расширение  по  горизонтали  путём  образования новых  связей.  Таких  слоёв  в самой  пирамиде  и  сети  сознания  не  менее 17  и  все  они структурированы  таким  образом, что при заполнении одного слоя и уровня,   ум  автоматически  переходит на  следующий слой  и  уровень.

– Это что-то наподобие грампластинки  или  треков с  музыкой, следующих  друг за  другом ? – переспросил  молодой монах.

– Да, что-то типа  того, – ответил  старец. –  Как  только один слой  полностью заполняется связями, как структурой,  в пирамиде  сознания открывается следующий слой  и уровень постижения, который  переживается откровением.  Таким  образом ум как  бы  постоянно открывает  в  жизни  всё  новые  и  новые уровни и смыслы.

В  этом  и состоит принцип  расширения сознания по вертикали и линии  духовного сердца.  Иными  словами, если  инок двигает  фокус сознания  строго по  линии сердца,  то в  один прекрасный  день  он пройдёт  все  уровни осознания, как  колечки пирамидки,  и  достигнет  духовного  сердца. Но  это  только при  том  условии, что  он  будет постоянно повышать  свою осознанность и стремиться к  духовному  познанию. Большинству  верующих это  не  нужно, к сожалению.

– А  где в этой структуре уровней осознания  находится точка  повышенного осознания ?

– Где-то  на  уровне 14-го слоя, с которого и  начинается повышенное  осознание, как  преддверие   вхождения  ума в Логос и  прямое  духовное  знание  без  слов.  Для  вхождения  и  главное  удержания  ума в  точке  повышенного осознания, уму  нужно    пройти и заполнить структурой все предыдущие уровни.

Если  ум не  заполнит и успешно не пройдёт хоть  одного из названных уровней  пирамиды  сознания,  силы стража вернут ум обратно на тот уровень, который не  был  пройден. Это  ещё один  закон Логоса,   который объясняет то,   почему многие  иноки и монахи, даже  достигнув единожды  состояния  повышенного осознания,  не могут  в нём  долго удержаться, а  откатываются  обратно на  более низкие  уровни и слои  для  отработки ошибок и пробелов.

Я  сам точно  также откатывался несколько раз после  того, как  мой  учитель  помог мне достичь состояния  повышенного  осознания  и в нём  закрепиться,  как  оказалось  ненадолго. Только через пять  лет после  его  ухода  мне  удалось самому  достичь точки  повышенного  осознания  и  закрепиться в  ней  уже  основательно, как  точке  непадательности.

Вот  что  у  святых отцов именуется состоянием непадательности духовной  или невозможности  отпадения  от Бога.

– Я  слышал это понятие в  монастыре, но никогда  бы  не подумал, что  под ним скрывается  столь  фундаментальная основа и  столь  глубокое  знание,  –  заметил  молодой монах.

– В  согласном  учении  отцов  о душе, как  и в   учении Христа об Отце,  всё фундаментально  и  математически  верно,  только  это  не  земная, а  небесная математика, в  которой ещё  более  сложные  законы  и  закономерности.

Как ни  странно,  но  эти законы объективны,  хотя  и сверхъестественны  и все  религии мира по  сути говорят  об  одном и том  же,  только по-разному.  Тебе  это ни о чём не  говорит ? – переспросил  старец.

– Говорит,  отче,   ты  хочешь  сказать, что  христианство и  Восточное Православие ничем не  отличается от буддизма,  индуизма  и  шаманизма ? –  с удивлением  переспросил  молодой монах.

– Нет  не  это  я  хотел сказать тебе, а  то, что в  своей высшей   сути движения  божественной энергии  Логоса   все  религии  описывают  один и  тот  же  высший  закон,   который  и есть  закон Логоса.  Просто каждая религия и  учение описывает  этот единый  закон  по-разному.

Индуизм привносит в  это  описание  свои образы, свои  колориты,  свои  проекции  и ритуалы,   буддизм свои, а  шаманизм  свои. Аналогично  и  православие с  христианством  привносит в  описание Логоса свои проекции,  смыслы и  ритуалы  и  трудно сказать какая  религия  делает это  вернее и точнее.

Это  и есть  интерпретация  по  сути  единого  для  всего  человечества  Бога и Логоса  разными духовными  культурами,  языками,  метафорами  и притчами. Это принцип  большого колеса  истины  аввы Дорофея  и самое  большое заблуждение – это искать среди  этих описаний единственно верное.

– Почему  это самое  большое  заблуждение ?

– Да  потому, что любая  человеческая интерпретация – это ложь по определению. А  религии на протяжении  тысячелетий  создавались  и  корректировались  не исихастами, не  схимниками  и  не  духовно видящими иноками,  а  самыми  обычными грешными  людьми, священством и властями, которые закладывали в  религии свои цели,  задачи и интересы.

В настоящее  время все  мировые  религии, включая христианство и  православие, захламлены всякой  надуманной  беллетристикой  и  искажениями смыслов  до предела,   поэтому ты  уже  не  найдёшь  в мире  ни  одной  истинной  религии.  Все  мировые  религии  стали  жертвой массовой профанации.

Только у  святых отцов  первых  веков, как  духовных  практиков,  и остались  последние  крупицы истинного  знания,  не считая посвящённых,  схимников в миру и исихастов. Так  обстоят  дела,   мой  друг.  Ты  вроде  планировал   быть у  меня  до  обеда?  – с  улыбкой переспросил старец.

Молодой  монах глянул на время и  понял, что четыре  часа вновь пролетели как  одно  мгновение.

– Да,  отче,  извини,   мне  нужно собираться.

– Да  я  не  прогоняю  тебя,   а  только напоминаю.

– Нет, нет,  мне  нужно  идти.  Спасибо за наставление и  вразумление.

Старец  обнял молодого монаха три раза  и сказал на прощание:

– Не  за  что, ступай с Богом  и как  следует  обдумай  наш сегодняшний разговор…

– Обдумаю, отче,  – ответил монах, удаляясь  от  дома старца.

…продолжение следует…