Старая усадьба

Михеева Ирина Фирсовна
На берегах Волги.
Часть одиннадцатая. Старая усадьба 
Усадьба, где размещалась наша школа, была двух этажная. Первый этаж был каменным, а второй деревянным. Там на втором этаже во многих местах прохудились стены, и поэтому весь второй этаж давно не эксплуатировали. Некоторые окна, в которых рассыпались стекла, забили досками.
Вход на второй этаж так же был закрыт. На каменной лестнице и под ней располагались с двух сторон складские помещения.
С нашей стороны возле лестницы на второй этаж была раздевалка с деревянными вешалками набитыми на дощатую перегородку, где за небольшим ограждением хранились карты по природоведению, и даже старенькие лыжи и потертые мячи для физкультуры.
С другой стороны, это нам видно было в щели в дощатой перегородки, хранились лопаты и метлы для уборки территории.
Ведь на территории барской усадьбы росли высокие, старые деревья и кустарники: липы, клены, сирени. Деревья были такими огромными и старыми, что их ветви постоянно крошились. Поэтому обсыпавшиеся ветви и обломки верхушек деревьев дворнику постоянно приходилось убирать, особенно после ветров и бурь. Их он складывал в дальнем углу усадебной территории, а потом колхозники вывозили телегами.
Каменную дорожку, ведущую в правление колхоза и школу, дворнику приходилось постоянно подметать от листьев.
Мне нравилась эта старенькая усадьба и наша школа, меня восхищали огромные деревья и красивая каменная дорожка, ведущая в школу. Но моя радость и восторг, к сожалению, были не долгими. В один из ураганных ночей ноября подгнившие деревянные стены второго этажа усадьбы обрушились, проломив в некоторых местах крышу первого этажа здания.
У нас в это время были каникулы. Поэтому, узнав о случившемся, мы тут же побежали посмотреть на печальку нашей школы.
Мальчишки, пытаясь подойти поближе, вдохновлено разглядывая последствия буйства стихии. Девочки же смотрели на съехавшую крышу усадьбы и плакали, так как нам успели сказать, что теперь школу закроют.
- Жаль, - сетовали местные жители, - что руководство не выделило средств в свое время на ремонт, усадьба еще крепкая не один десяток лет простояла бы. Ведь свой же драночный цех есть, а крышу не исправили. Эх, вечно на Руси: «сапожник без сапог».
Но прошлого не вернешь, учителя теперь думали, где учить детей по окончании каникул. А так как учиться было негде, каникулы у нас затянулись на месяц.
А потом учителя вместе с Районо (что означает — районный отдел народного образования) приняли такое решение. Мы, стали учиться по очереди в доме у одной из учительниц, она две парты поставила в самой большой комнате своего дома.
Так в понедельник и пятницу у нее учился четвертый класс, во вторник и субботу — третий класс, а в среду и четверг наша учительница, приходя в дом — класс, учила первый и второй классы по очереди.
Детей было мало, по три, четыре человека в классе, поэтому на двух партах мог разместиться класс. Чтобы не отставать по программе, учительницы основной материал давали на дом и ходили по очереди, когда у них не было уроков в доме — классе, по домам учеников, помогая детям осваивать учебный материал .
Так может быть и доучились бы год, но к этому времени отстроилась новая школа в соседнем селе Кореничено, которая размещалась на трассе Старица — Калинин (нынче Тверь). Там старая школа уже давно была в плачевном состоянии, и вот к новогодним праздникам строители возвели новую одноэтажную деревянную школу.
Она располагалась за четыре километра от нашей деревни, и нас пугало это обстоятельство. Но изменить мы ничего не могли, приказ министерства образования не подлежал обсуждению.

Начало: http://proza.ru/2022/03/25/762
Продолжение : http://proza.ru/2022/05/04/695