Христосование на старой почтовой открытке

Анатолий Гурьевич Холодюк
Фото: почтовая пасхальная открытка из коллекции автора

Коллекционирование старинных  открыток, отправляемых в России по почте  к пасхальным праздникам, однажды заставило задуматься над тем, почему  на некоторых из них изображены не только красные пасхальные яйца, куличи и другие атрибуты этого праздника, но и целующиеся  дети и взрослые. Текст поздравления на обратной стороне открытке завершается обычно словами «с пасхальным целованием».  За ними следует имя и подпись отправителя. В мюнхенской церкви меня однажды поправил священник: «Я бы писал  не о целовании,  а о христианском лобзании». В час праздничной литургии священники при совместном  служении христосуются в алтаре после возгласа «Возлюбим друг друга!» Верующие тоже христосуются, иначе – поздравляют и приветствуют  друга  друга словами «Христос Воскресе!» и после ответа «Воистину Воскресе!» троекратно  целуются. Замечено, что одни целуют в уста,  другие в щеку, а третьи прикасаются щекой к щеке.  В условиях коронавируса и связанных  с ним карантинных мер одни верующие снимают с лица защитные маски, другие – нет. Христосование  сопровождает и встречи прихожан в храме.

Во время праздничной литургии  напрашивается вопрос - «откуда произошел  и что означает у христиан обычай  в праздник Пасхи приветствовать друга взаимными лобызаниями"? Священнослужители, искавшие ответ на этот вопрос, считают, что  история христианских древностей не упоминает точного времени, когда возник этот обычай в церrви.  Однако достоверно известно, что взаимные лобызания в качестве обычая не только церковного, но и священного существовала еще в IV веке. Во времена  святых апостолов оно было  одним из священных действий  при пасхальном богослужении. К его совершению церковь призывает  своих чад  словами песнопения «Воскресения день, и просветимся торжестом, и друг друга обымем». Верующие совершают обряд целования при возгласе «Христос Воскресе! – и ответе «Воистину Воскресе!»

Что означает этот обряд и каков смысл этого приветствиy? Ответ  нашелся  в сохранившиейся в мюнхенской церкви газете «Воскресное чтение», 1854, N 2 В ней приводится: такое толкование « ...взаиные лобызания, которыми в святые дни Воскресения Христова  верующие приветствуют друг друга, по изъяснению церкви,  суть, естественные выражения радости по неизреченному к нам милосердию Божию, изливающиеся в нашу душу жизнедательным Воскресением Христовым , суть видимые, являемые  нами знамени того, что вражда  наша разрушена, и мы смертию  и воскресением Спасителя нашего приведены в общение с Богом и святыми ангелами Его».

И действительно, высокая радость при первых своих проявлениях стремится выразить себя в чувстве любви и благорасположении ко всем людям, нередко даже к тем, кого мы прежде считали объектом ненависти или зложелательства.  В светлое утро Пасхи  Христовой нам  представляется как бы изменившимся сам блик земли, и мы как будто оживаем новой жизнью, встречаемся с нашими ближними как после долгой разлуки с ними. И своим пасхальным целованием – христосованием - мы демонстрируем  свою особую радость, которой  подходит эпитет «дивная».

...Вот так обыкновенная старинная открытка к празднику Пасхи  своими изображением и текстом приглашает коллекционера к исследованию. За ним обязательно следует открытие, сопровождаемое радостью находки.