Последний палач Рима

Людмила Хаустова
(Из цикла «Азбука Рима»

   В средние века жители Вечного города нередко наблюдали на улицах зловещее, ритуальное шествие.  Впереди следовала открытая повозка, в которой понуро сидел  осуждённый на казнь, а на груди его висела     табличка с указанием вины. За повозкой с обреченным по обеим сторонам следовали  две цепочки   монахов в черных  капюшонах с факелами или со свечами в руках. Обычно это были служители  церкви Сан Джованни Деколлато, которые  имели право раз в год помиловать одного тщательно отобранного  ими осужденного. Спасенному находили работу, а если это был иностранец, то ему давали денег на обратный путь домой. Эти же монахи после исполнения приговора уносили тела и предавали их земле.
     Процессия следовала по заранее определенному маршруту к  конечному пункту, к  назначенному месту казни.  Такое публичное и ритуальное приготовление к казни  осужденного   было неким  своеобразным обрядом  очищения осужденного от скверны содеянного. Оно подчеркивало стремление к чистоте нравов и служило оправданием законности грядущей насильственной смерти. К тому же  оно как бы оправдывало вольных и невольных зрителей смертной казни.
   Для проведения казни выбиралось наиболее удобное для большинства жителей города время. Церемония проводилась  преимущественно в светлое время, «по субботам и в рыночные дни, между  11 и 12 часами дня". Категорически исключалось проведение казни в дни религиозных  праздников.
    Мест для публичных казней  в Риме  было немало. Их проводили на   Пьяцца дель Пополо, у Санта Мария ин Космедин, на площади у моста Святого Ангела и на Кампо дей Фьори…

   На возведенный эшафот поднимался палач. Лицо его всегда было  закрыто черным капюшоном или маской с прорезями для глаз. Никто не знал, кто скрывается под маской палача. По негласной традиции все палачи были анонимны.
   Все, кроме одного. Его имя в Вечном городе было хорошо известно, а со временем оно даже стало нарицательным..
  Джова;нни Батти;ста Буга;тти родился в 1779 году в тихом провинциальном городке Сенигаллия на берегу Ионического моря, в скромной, чрезвычайно набожной семье. Неведомо как он оказался в Риме и добровольно вызвался исполнять приговоры папского суда.   Этот странный человек стал папским палачом, когда ему было всего 17 лет. Набожный и скромный, он с  малолетства усвоил незыблемое  правило: за каждый проступок и преступление неминуемо должно следовать наказание.  Поэтому он и взялся за тяжкий, страшный, ответственный и, как полагали в те времена,  необходимый труд наказания грешников.
   С той поры Джанбатиста Бугатти было запрещено  покидать Борго Сан Анджело, где ему предоставили казенное жилье. Выходил он в город только по делам профессиональной надобности. Остальное время он проводил в доме №2 на Виколо дель Кампаниле.  Даже теперь можно найти этот  тихий  переулок,  идущий с левой стороны от виа Кончильяцьоне.  Со временем он женился, и в свободное от основной работы  время они с женой  занимались чрезвычайно  мирным и достаточно непримечательным делом – расписывали цветными узорами  зонтики и продавали их.  Оба усердно посещали   соседнюю церковь Санта Мария ин Транспонтина, моля Всевышнего о милостях.   Им была дарована спокойная и вполне благополучная жизнь, только вот деток Господь им не дал.
     Несмотря на неприметность и обыденность,  Бугатти стал особой достопримечательностью  заречного района Трастевере и всего Вечного города.  Случались дни, когда в палаче возникала надобность, и тогда Джанбатиста Бугатти, предварительно помолившись, исповедовавшись, причастившись и получив отпущение грехов,  покидал борго Анжелико  и переходил на другой берег Тибра. 
    Тогда и происходило некое «преображение». Скромный и невидный Бугатти становился  «Mastro Tittа». Так римляне исказили наименование «maestro di giustizia», или «исполнитель правосудия».      В момент, когда он торжественно переходил на другой берег реки, по городу разносилось…«Мастро Титта перешел через реку!»
    Это означало начало «представления». Раздавался  церковный перезвон, призывая людей молиться за человека, которому предстояло пройти последний путь по грешной земле. Но большинство устремлялось вслед за Мастро Титта к месту казни. В эпоху, когда не было  кино и телевидения, а гладиаторские бои были давно давно ушли в прошлое, подобные зрелища вызывали странный  и для многих неодолимый интерес. На эти бесплатные «представления» собирался народ со всех районов Рима.
   Чтобы попасть на казнь,  люди не ленились  встать пораньше, дабы занять «хорошие» места.  Причем «удобные места» продавались, словно в театре.  На подобные представления даже приводили  детей, и  заставляли их смотреть на происходящее. В самый страшный момент родители обычно давали шлепка питомцу, сопровождая его назидательным внушением и с излишней наглядностью  показывая, к чему приводит непослушание.
  Первую казнь Бугатти провёл 22 марта 1796 года. С той поры он привел в исполнение 516  приговоров папского суда.  Сначала  ему приходилось казнить осуждённых традиционно  через повешение или обезглавливание, в редких случаях четвертование. После наполеоновских войн в Рим пришла французская мода. С 1816 года  Мастро Титта использовал для  казни  и гильотину. Но в отличие от французских  моделей со скошенным лезвием, римская гильотина имела лезвие прямое. От удара ножом, управляемым Мастро Титта,   56 голов упало в стоящие рядом с деревянным блоком корзины. К слову сказать, через год поле смерти Бугатти, в ходе объединения Италии гильотина  была отменена.
    Мастро Титта обычно сам возводил деревянный  эшафот и один, без помощников, осуществлял сложный ритуал казни. В самый ответственный момент он  переодевался в «рабочую одежду», в  ритуальный пурпурный  плащ, и окончательно преображался в Мастро Титта.
    Легендарный мастер своего дела ни разу не допустил  ни малейшей  ошибки при исполнении своей, как считалось, сложной и ответственной «работы».  Палач встречал осужденного на эшафоте  и сам переодевал его в белую рубашку смертника.  Этим завершался земной путь осужденного, готового предстать пред Всевышним Судией. В последний раз оглашался «состав  преступления». Приговоренный  поворачивался,  толпа замирала за его спиной, и он оставался лицом к лицу,  один на один со своим палачом.
   Обычно, в этот момент происходил  важный  ритуал взаимного прощения. Жертва нередко   даровала прощение своему палачу, целуя распятие или  икону. Этим жестом казнимый свидетельствовал перед публикой, что  палач, приводящий в исполнение смертный приговор, не должен  рассматриваться как убийца, но как исполнитель высшей воли.
    Мастро Титта иногда даже предлагал осужденному понюшку наркотического табака.  Он  произносил слова  последнего утешения: «Не беспокойтесь,  я быстро управлюсь. И не гневайтесь на меня».   После чего приступал к  исполнению приговора. Мастро Титта  одинаково ловко и сноровисто на глазах собравшейся  публики орудовал топором при обезглавливании осужденных, веревками при повешении и специальной деревянной  колотушкой,  когда требовалось нанести один точный удар по голове.
     Любое нарушение ритуала казни (когда обрывалась веревка, или лестница не доставала до виселицы)  истолковывалось как божественное свидетельство  невиновности осужденного. Во Франции существовал также обычай, по которому любая девушка могла заявить о желании выйти замуж за осужденного на смерть преступника. В таком случае, при полном одобрении окружающих, их брак заключался прямо у подножия виселицы.
    Заработок Бугатти на государственной службе был фиксирован и не зависел от количества казней. Причем, непосредственно за казнь Бугатти получал небольшое, символическое вознаграждение в размере трёх чентезимо (0,03 лиры). Этим подчеркивался факт, что  казнь совершалась  во имя правосудия, а не для наживы.
    Мастро Титта  прожил долгую жизнь, и из провинциального юнца превратился в  благопристойного, аккуратного и опрятного господина,  не лишенного элегантности, несмотря на некоторую полноту. После шестидесяти лет безупречной службы, 1 ноября 1864, «Мастро Титта» ушел на заслуженный покой. Ему назначили порядочную пенсию за многолетнюю и безупречную службу. За годы этой «службы» он стал настолько  популярен, что потом всем палачам  давали прозвище Мастро Титта.  Умер  Джанбаттиска Бугатти в 1869 году  в почтенном  возрасте 90 лет.
    Имя Мастро Титта вошло в городские легенды и в поговорки. Оно встречается и на  страницах известных авторов. Ему посвящал  сонеты Джоакино Белли. Байрон и Диккенс упоминали его в своих воспоминаниях о Риме.
   За долгие годы исполнения обязанностей папского палача, Мастро Титта  не оставлял привычки аккуратно записывать все  в специальной книге. Он указывал даты, имена, состав преступления, размер полученного вознаграждения и специальные поощрения, которые он получал в случае присутствия на казни  епископов или самого папы.
   Неведомо как эти записки попали в руки издателя и были опубликованы в 1891 году. Они вышли без указания автора под названием «Собственноручные записки палача»  или  «Дневник палача».
   Вот для примера один отрывок  из этой книги. «Жертве № 85: Бернардино Ринальди, осужденный 9 октября 1805 года за убийство своей жены и ее любовника».
   Последняя  показательная  казнь состоялась в  Риме в 1868 году. С той поры     знаменитый пурпурный плащ Мастро  Титта, его топор, несколько гильотин, а также личные вещи Бугатти хранятся в римском Музее криминологии на виа Джулия.
   Позднее, уже в наши своеобразные времена  в Риме  даже создали музыкальную комедию о Мастро Титта  с известным итальянским актером Альдо Фабрици в главной роли.