Сергей Николаевич Филиппов

Борис Пономарев 3
Сергей Николаевич Филиппов

В 50-е годы в наш родной Ташкент стали все чаще и чаще приезжать «лекторы по распространению знаний». Наиболее частыми гостями такого рода были люди, лекции которых пользовались довольно большой популярностью, поскольку они были посвящены достижениям мирового киноискусства, в том числе и советского. Свои рассказы о вышеупомянутых достижениях они сопровождали показом отрывков из кинофильмов самых выдающихся режиссеров мира и Советского Союза. Обычно в заключение лекции собравшейся публике показывали какой-либо прославленный фильм, который не был приобретен советским кинопрокатом.

В 1959 году в нашей стране было создано Всесоюзное бюро пропаганды советского киноискусства при Союзе кинематографистов СССР, и число приезжавших в наш город лекторов значительно увеличилось, к великой радости ташкентских интеллектуалов. Но недаром в народе некогда появилась пословица, гласящая, что «дурные» примеры заразительны. Cлово «дурные» я заключил здесь в кавычки, поскольку в данном случае заразительный пример был весьма позитивным. А все началось с того, что в нашем регионально-стольном граде появился дуэт довольно интересных журналистов, публиковавший свои статьи на разные злободневные темы в местных газетах (чаще всего это была газета «Комсомолец Узбекистана») либо под своими фамилиями Миликсетов и Савицкий, либо под псевдонимами Эликсеров и Савин.

В один прекрасный момент в Ташкенте вдруг появился свой кинолекторий. Его поселили в старом одноэтажном доме на такой же старой улочке Лахути, которая шла от моста через канал Анхор на Урде в сторону Алайского базара. Этот кинолекторий находился напротив входа в городское управление милиции, которое чрезвычайно скромно именовало себя «УМ города Ташкента». А лекции о достижениях мирового и советского киноискусства стал читать один из двух упомянутых мной выше журналистов, а именно Геннадий Савицкий. Он был очень неплохо подкован в этой сфере знаний, поэтому его лекции стали пользоваться у горожан заслуженной популярностью. Ходил на эти лекции и я. Они также сопровождались показом отрывков из знаменитых фильмов, и заканчивались демонстрацией какого-либо фильма, получившего мировое или общесоюзное признание.

Я рассказываю все это по той причине, что именно на одной из таких лекций, посвященной фильмам комедийного жанра, я вдруг узнал о том, что существовала советская кинокомедия, о которой я никогда ничего не слышал. Ее название мне тоже ничего не говорило: «Приключения Корзинкиной». При этом Геннадий Савицкий горько сетовал о том, что данная кинолента, к великому сожалению, не сохранилась, все ее копии бесследно пропали в процессе эвакуации во время Великой Отечественной войны, и сохранились лишь несколько отрывков из этого фильма. 

В этой кинокартине главную роль исполнила Янина Болеславовна Жеймо (легендарная «Золушка»), в ней же пару ролей сыграл тоже ставший к тому времени весьма популярным в стране актером Сергей Николаевич Филиппов. Когда нам показали сохранившиеся отрывки из этого фильма, зал буквально зарыдал от хохота. И смеяться всех нас заставил именно Сергей Филиппов. К счастью, в последующие годы один экземпляр этого фильма был где-то обнаружен, его удалось хорошо отреставрировать, и теперь он имеется в Интернете. Конечно, я и до лекции, на которой я впервые увидел Сергея Филиппова в фильме «Приключения Корзинкиной», довольно неплохо был знаком с творчеством этого талантливого актера, но его участие в данной ленте оказалось той самой последней каплей, которая заставила меня полюбить стиль его игры и все роли, сыгранные им в течение его жизни.

Сергей Николаевич Филиппов, комедийный актер театра и кино, Народный артист РСФСР, родился в Саратове 24 июня 1912 года, там же учился в средней школе. Он не принадлежал к числу прилежных, усердных учеников, хотя следует отметить, что у него было два любимых предмета — литература и химия. 

В 1929 году он поступил учиться на хореаграфическое отделение Ленинградского эстрадно-циркового техникума, которое успешно окончил в 1933 году, после чего был принят на работу в труппу Театра оперы и балета. Все профессионалы прочили ему блестящее будущее в балете в связи с наличием у него несомненного таланта. Но карьера «балеруна» у него закончилась, практически, так и не начавшись. В процессе своего четвертого выступления на сцене, он неожиданно потерял сознание. Приехавшие по срочному вызову врачи выявили у него сердечную недостаточность, после чего настоятельно порекомендовали ему немедленно сменить профессию, поскольку дальнейшее продолжение такого рода деятельности могло привести к смертельному исходу. 

Сергей Николаевич был умным человеком, поэтому очень серьезно отнесся к данному предостережению эскулапов, и поступил на работу в эстрадный театр-студию, в котором ему довелось много выступать в концертных программах. На одном из таких выступлений его мастерство привлекло внимание 
Николая Павловича Акимова (16.04.1901 — 06.09.1968), театрального режиссера, сценографа, художника, Народного артиста СССР, который пригласил молодого и явно весьма талантливого актера на работу в Ленинградский Театр Комедии. Это приглашение было, по сути дела, судьбоносным для Сергея Николаевича, так как он проработал в этом театре тридцать лет (до 1965 года, после чего Сергей Филиппов стал актером киностудии «Ленфильм»).

Работа в прославленном театре принесла Сергею Николаевичу известность, и он в 1937 году получил приглашение сняться в первом в его биографии кинофильме «Падение Кимас-озера». Роль в этой киноленте была небольшая, но его талант и киногеничность заметили деятели кинематографа, и после этого предложения сниматься в кино посыпались, как из рога изобилия.

За свою жизнь Сергей Николаевич Филиппов снялся в 134 фильмах, и практически все его роли принимались зрителями на ура. Когда нам вновь и вновь показывают по телевидению фильмы прошлых лет, любое его появление на телевизионном экране вызывает у нас счастливую улыбку. Радостная улыбка возникает у нас даже тогда, когда мы просто вспоминаем его в роли «лектора по распространению» Никадилова в фильме «Карнавальная ночь» с фразой: «Видим одну звездочку, две звездочки, три звездочки… Лучше, конечно, пять звездочек!», или в образе «народного артиста республики» — инструктора служебного собаководства Федора Федоровича Мамина в кинокартине «Девушка с гитарой», когда он произносит тост: «За систему Станиславского! Дай Бог не последняя!». Лично мне чрезвычайно приятно вспоминать то место в фильме «Приключения Корзинкиной», где Сергей Николаевич в роли чтеца Максимова пытается продекламировать со сцены стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Умирающий гладиатор», и после первой же строчки «Ликует буйный Рим...» никак не может понять причину бурного хохота всего зрительского зала. Удовольствие появляется на наших лицах и в те моменты, когда мы вспоминаем Сергея Филиппова в роли циркового дрессировщика Казимира Алмазова из фильма «Укротительница тигров» с фразами: «Казимир Алмазов — это аттракцион! Это имя! Афиша, публика, касса!» и «Пусть кто-нибудь войдет в клетку! Я пожелаю моим котятам приятного аппетита!». Кстати, нужно особо отметить, что Сергей Филиппов обладал незаурядной храбростью, так как в том же фильме именно он стал первым артистом, кто осмелился войти в клетку к тигру Пуршу. 

Он снимался в фильмах очень многих кинорежиссеров, таких как Леонид Гайдай, Сергей Юткевич, Эльдар Рязанов, Иван Пырьев, Иосиф Хейфиц, Надежда Кошеверова, Георгий Данелия, Эдуард Кеосаян и других. Многие из них были полностью согласны с постулатом, гласящим: «Если хотите, чтобы картина получилась действительно смешной, пригласите Филиппова, даже если это будет всего лишь эпизод». Сам Сергей Филиппов однажды признался: «В амплуа комика я чувствовал себя как рыба в воде. Я был счастлив, что одной своей репликой могу заставить смеяться целый зал». Больше всего он любил сниматься у Леонида Гайдая, с которым у него изначально сложились великолепные отношения, оба чрезвычайно сильно уважали друг друга.

Всю свою жизнь он страстно желал сыграть большую положительную роль, но эта мечта так и осталась неосуществленной. Сергей Николаевич умер 19 апреля 1990 года в возрасте 77 лет от рака легких. Во мне всегда жило чувство глубокого восхищения мастерством этого потрясающего, гениального  мастера эпизода, и живет оно во мне по сей день.

В заключение хочу поведать о цепочке событий, имевших место в моей жизни, в какой-то степени связанных с личностью этого легендарного любимца советских кинозрителей. Увидеть Сергея Филиппова, как говорится, «живьем», мне довелось только однажды. Но сначала расскажу своего рода предысторию. А все началось с того, что летом 1971 года, находясь во время своего трудового отпуска в Крыму, я побывал на экскурсии в знаменитом виноградо-винодельческом комбинате «Массандра», где в дегустационном зале всем экскурсантам предоставили возможность продегустировать образцы многих изумительных вин, производимых данным предприятием. Один из продегустированных мной образцов, а именно «Кокур десертный Сурож», совершенно ошеломил меня своим изысканным вкусом. С тех пор, бывая в командировках на Украине и в Москве, я всегда покупал там по бутылочке этого вина емкостью 0,7 литра, и привозил его домой.

В середине 70-х годов я вновь побывал в Москве, где перед возвращением домой заскочил в фирменный винный магазин на улице Горького, напротив здания Центрального телеграфа, чтобы купить замечательный «Кокур». Именно там я очутился рядом с Сергеем Николаевичем Филипповым, который вел на профессиональном уровне разговор с продавцом, выбирая себе массандровские вина. Я робко подал свой голос, посоветовав ему купить излюбленный мной «Кокур», при этом продавец тоже вставил пару слов в поддержку моего совета. Сергей Николаевич поблагодарил меня и попросил продавца добавить данное вино к уже выбранной им до этого паре бутылок. Купив эти вина, мы оба покинули винный магазин, довольные удачными покупками. Я и предположить не мог, что купленный мной тогда «Кокур» спасет меня в дальнейшем от неминуемого воспаления легких.   

Дело в том, что я, будучи офицером запаса, приписанным к ташкентскому Отдельному полку связи, был в одну прекрасную зимнюю ночь извлечен из теплой постели сотрудниками райвоенкомата, усажен в автобус и, вместе с такими же как я, не очухавшимися ото сна офицерами запаса, увезен в степь на границе с Казахстаном, где находился летний полигон упомянутого мной полка связи. Как выяснилось, в Ташкент тогда прибыл маршал Советского Союза Василий Иванович Чуйков с целью проверки мобилизационной готовности  Туркестанского военного округа (ТуркВО).

Было невероятно холодно. Нас переодели в военную форму. Гимнастерка и надетая поверх нее шинель абсолютно не спасали от зверского мороза. В связи с тем, что полигон был летним, его хлипкие строения не отапливались. Нам приказали ждать появления Чуйкова, не кормили, так как он вот-вот должен был приехать, после чего нас должны были развезти по домам. Однако время шло, мы постоянно были на ногах, но маршал не появлялся. По прошествии суток, среди глубокой ночи, на полигон приехал командующий войсками ТуркВО генерал-полковник Степан Ефимович Белоножко. Он сообщил нам, что маршал Чуйков не приедет, и что нас сейчас развезут по домам. После этого мы, "мобилизационно готовые" офицеры запаса, переоделись в свою цивильную одежду, уселись в автобусы и поехали в Ташкент. 

Уже под утро я ввалился в свою квартиру, «оловянный, деревянный и стеклянный» от мороза, а еще точнее — примерно такой же, как Луи де Фюнес в фильме «Замороженный». Вытащив из кухонного серванта вожделенную бутылку купленного ранее в Москве и, к счастью, чудом сохранившегося в первоначальном состоянии «Кокура», я с огромным трудом откупорил ее закоченевшими пальцами и выпил без закуски подряд два стакана. Вино было комнатной температуры, но когда я его пил, оно казалось мне горячим, настолько сильно промерзшим я был в тот момент. Оно мгновенно прогрело меня от макушки головы до пяток, и я, абсолютно голодный, рухнул как подкошенный на кровать, и проспал двенадцать часов. 

Я свято убежден в том, что «Кокур», как я уже упомянул выше, спас меня тогда от воспаления легких, а может быть, и от более тяжких последствий. Когда мне случается «вкусить» добротное десертное красное вино (теперь это происходит, к великому моему сожалению, все реже и реже), я тотчас же вспоминаю дегустацию вин на комбинате «Массандра», спасительный «Кокур» после проверки моей "мобилизационной готовности" и, с огромным удовольствием, мою совершенно случайную, но чрезвычайно памятную встречу в Москве с великим королем эпизода Сергеем Николаевичем Филипповым. 

Борис Пономарев