В России формулируют требования к писателям

Виктор Болгов -Железногорский
19.04.2022ПОЭЗИЯПРОЗА

         В России сформулируют требования к писателям
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации выпустило приказ о создании межведомственной рабочей группы по вопросу разработки профессионального стандарта профессии «писатель». Основной целью группа ставит нормативное закрепление писательской деятельности как профессиональной в соответствии с российским законодательством.

         Профессиональный стандарт – понятие относительно новое для России, оно было внесено в Трудовой кодекс только в конце 2012 года. Это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Иными словами, стандарт устанавливает требования к знаниям, умениям, профессиональным навыкам и опыту работы.

         Руководителем группы назначен ректор Литературного института имени А.М. Горького Алексей Варламов, долгое время возглавлявший редакцию журнала «Литературная учеба». Помогать ему будут Михаил Арзаманов и Юрий Пуля – заместители директора Департамента государственной поддержки периодической печати и книжной индустрии Министерства цифрового развития РФ. Также в состав группы войдут представители федеральных органов исполнительной власти, отраслевых организаций и образовательных учреждений.

Виктор Болгов
         Государство стремиться установить свои Законы, нормы, правила везде, докуда может дотянуться. В девяностых и нулевых годах Государство сильно ослабило вожжи. Результат не замедлил сказаться. Появилась заметная своей подрывной агитационной активностью т.н "Пятая колонна". Кстати самая опасная для государства, реальная "Пятая колонна", это отнюдь не безответственные писатели, поэты, певцы, артисты говоруны, а наделённые властью, владеющие государственными тайнами и миллиардными счетами в иностранных банках, выкормленные Государством, высокостоящие чиновники и олигархи.         
       Конечно же ни в каком литературном институте ни за государственный счёт, ни за частный, - на писателя или поэта не выучить. На литературоведов, критиков, цензоров, редакторов, корректоров это да, а талант писательский либо есть, либо его нет. Истинно, - гениями не рождаются - ими становятся, да, становятся, но отнюдь не в стенах литинститута, не благодаря только высшему образованию. и энному количеству затраченных на это денег. Народные университеты, знание глубин жизни - вот что основное. Государственным Указом этого не решить. Тем не менее, вполне возможно, что Государство добьётся определённого результата в деле "формулировки требований к писателям". К чему это приведёт - увидим. Но уже теперь. я уверен, - мастерство, честность и порядочность исполнительностью не заменишь. И наделением некоей части писателей статусом "профессиональный писатель" - профессионализма и качества рукописям не добавишь.  К тому же с появлением интернета, появилось много литературных сайтов, престижных литературных премий. К сожалению, в своём большинстве платных, почти не учитывающих и не оценивающих писательский труд. Тем не менее, у сотен тысяч пишущих людей появилась реальная, широкая возможность публиковать свои произведения за счёт скопленных личных сбережений. Поэтому, свободно пишущим авторам важна не строгая, зажимающая в определённых рамочных границах, государственная система, а дополнительный заработок. Ну, или бескорыстные спонсоры. (Таких спонсоров, увы, совсем мало). Число публикующихся на лит сайтах в интернете, с вводом Государством требований и правил для писателей, не уменьшится, а скорее всего увеличится. Запретный плод сладок. Даже в годы т.н. "сталинских репрессий", когда были: и ЛИТФОНД, и дачи в Переделкино, и дом на набережной, и лимиты на количество членов СП, в стране были народные поэты. Не кончавшие литинституты, пишущие стихи и прозу, кочегары, геологи, инженеры, врачи... Зародилось самодеятельное бардовское движение. А деревенских частушечников кто-либо считал, учитывал?.. Чтобы коренным образом подчинить себе весь огромный писательский, неуправляемый поток, Государству придётся закрыть великую страну свободы - Интернет. Ввести вместо нынешнего интернета - полностью подконтрольный Государству. Попытка, это провернуть, была. Пока не удалось, но может повториться. Впрочем, это всего лишь моё личное мнение, прогноз, если хотите.
         Желание и возможность – стоять во главе творческих процессов, привлечёт к воссозданному за счёт госбюджета ЛИТФОНДУ, и поставит в руководство, наверняка не представителей миллионной пишущей братии, а тех, кто ближе к власти, осведомителей ФСБ (ранее КГБ), верноподданных карьеристов, но отнюдь не талантливых самородков из народа.
         Вот что, на счёт таких надменных, властолюбцев, приспособленцев, «литературных генералов», писал в своём опубликованном дневнике Г.Свиридов:
         «;Это давняя традиция дельцов от искусства-держать в своих руках организацию приглашений за рубеж, гастролей, рекламы, системы международных премий, гонораров, создания "звезд", подавления инакомыслия в творческой среде. Система эта создавалась в 20е;30е годы. У нас мировая антреприза была представлена салоном Лили Брик и ее мужем Осипом, с окружением из художников, критиков, журналистов, импрессарио...Этот салон был связан с салоном Эльзы Триоле и Луи Арагона в Париже, ведь Эльза Триоле- родная сестра Лили Брик,а девичья фамилия у обеих;Коган. Через американского дельца Соломона Юрока наши представители мировой антрепризы устраивали гастроли угодных им людей в Америке . И после Лили Брик связи ее салона во многом унаследовала Майя Плисецкая, недаром же Вознесенский хвалу ей вознес в стихах. О, вы не знаете;Возможности этих салонов, образующих сеть мировой антрепризы, могущественны, и те, кто это сознают и подчиняются ее законам, обречены на успех."
Г.Свиридов

        Столичные литературные салоны московской культурной богемы никуда не делись. Разве кому-то в новость или в секрет, что на слуху одни и те же. Не стану называть имён, некоторые из них попали в опалу, из-за своих непатриотичных рассуждений, статей, публичных выступлений… Но, по-прежнему собирают лавры в среде своих  признательных поклонников, без особых усилий со своей стороны, занимают высокие места  в дележе международных премий и т.п. Они там, где крутятся большие деньги.
Кого же из себя представляют миллионы пишущих из глубинки, в основном живущие на свой честно заработанный заработок, знающие о трудностях рабочей жизни не понаслышке? Мы, друзья мои – вольные сочинители стихов и прозы. Коих профессиональные верхи причисляют к чудикам любителям, графоманам. или ещё более презрительно к лохам, лузерам, черни. Презирают, как и весь, не разрывный с нами, глубинный народ. Мы не знаем «чем наше слово отзовётся», пишем по наитию, по велению можно сказать души. Потому что, как –то «на заре туманной юности» заразившись писательством, как неизлечимой болезнью, не можем иначе.
         Наверняка большинству из нас не иметь доступа к формирующейся литературной «кормушке, в виде «ЛИТФОНДА», не иметь дачи в Переделкино, госзаказов, государственных премий, высоких гонораров и, в славном финале, места на Новодевичьем.
Зато мы -  вольные! Особенно поэты! Хотя бы в душах и своих умах, но вольные!
Мы не считаем литературу сугубо партийной, государственной. Не делим литераторов  на профессионалов и любителей. Ценим за качество, ум, правду, честность.
Это удел официальной литературной элиты, полностью зависящей от кормящей государственной руки чванливо кичиться своим "профессиональным статусом", положением, известностью, раскрученностью, "звёздностью". Они не могут быть даже нейтральные, как бы с краю, вне системы.
Ибо нейтральных "гениев" среди победителей вырисовывающегося тендера априори не будет: для них литература, друзья мои, вещь сугубо партийная, согласованна с направляющей линией той или иной правящей в государстве партией. Шаг влево, шаг вправо считается изменой! Даже если ненароком про "берёзки" и "жучков-паучков" напишут языком хитреца Эзопа..

         "Вольные поэты" на шее госбюджета никогда и в СССР не сидели. А ныне тем более не сидят. На то они и вольные. А те, кто попал в систему – стали зависимыми от неё. Они пишут не за совесть, а за мзду. Были в СССР такие "придворные борзописцы". Видимо у кого-то вверху, появилось желание вернуть ту систему прогиба перед власть имущими не только литераторов, но и прочих деятелей искусства. С одной стороны, это хорошо – появится цензура, исчезнет пошлятина. С другой стороны – зажимы бьют по рукам, и гнобят души. Зависимые от системы выполняли и выполняют заказы, и разумеется не бесплатно. Вольные же, как правило, небогатые деньгами люди, честно зарабатывают на хлеб насущный; кто на производстве, кто в сфере услуг, многие на пенсии... И большинство глубоко беспартийные. Потому писали и пишут в основном в стол. Ныне хотя бы на литературных сайтах в интернете можно своих читателей найти... А также издать самиздатом за свои личные скопленные средства. Вот только время ныне не то. Многие стали от бумажных книг избавляться, в том числе от знаменитых классиков прошлых двух--трёх столетий. (Кстати; ни Л.Толстой, ни Н.Некрасов, ни А.Чехов, А.Куприн, И.Бунин и мн др. литературные институты не заканчивали, в профессиональных союзах писателей не состояли). Множество книг, целыми библиотеками, буквально выбрасывается на улицу. Всё меньше людей, (особенно молодых), покупают и читают изданные самиздатом поэтические книги как старых, так и современных поэтов. С прозой та же история. Век пошёл цифровой. В основном в интернете и публикуются и читателей находят.

         И ещё, кстати; насчёт "берёзок", "жучков-паучков", "несчастной любви", "гордом одиночестве"... -  Это избитое, банальное направление начинающей  дамской поэзии. Инфантильные, дамы с не сложившейся личной жизнью, непременно напишут слезливые сентиментальности. "Вольные", отошедшие от этой кисельной банальности, пишут может быть коряво, но направление их мысли чаще всего в сторону правды-матки. А публикации в местных оппозиционных газетах левого направления. Бунтарский дух, если он есть, деньгами купить сложно. Есть, да и были те, кто сдался ввиду безденежья. Но также были и есть те, кто оставались и остаются верными своим убеждениям.
Тем не менее, если у Государства появилась необходимость «навести должный порядок» в писательском неуправляемом потоке. Будет строить запруды, прудить, вгонять в контролируемые рамки берегов и гнобить неблагонадёжных.

И вероятно именно по этой причине, писателей собираются загнать в строгие государственные рамки. Наверно, уж больно большое беспокойство приносят писаки,  неуправляемые «НОРМАТИВНЫМИ ЗАКОНАМИ»!
Без дозволения свыше, без необходимых, разрешающих писательский труд бумажек, справок, заверенных печатями документов…
Хотя старинное российское Уложение, утвердившееся в народном изречении: «Без бумажки ты – букашка, а с бумажкой – человек», никогда не отменялось. Но, что-то произошло, сдвинулось с места не так, как хотелось бы и как видится Ответственным Карающим Органам Цензуры и Критики. (ОКО ЦИК).
 
         И всё же, положа руку на сердце – признание писательского труда исходит не от чиновников (заказчиков, смотрителей и погонял), а от читателей. Ни звания, ни членские книжки – читательское признание не заменят. Хотя, конечно, привычней, когда везде властвует бюрократия. Всё учтено, пронумеровано, установлены жёсткие ограничения, лимиты и правила поведения. Когда, не только прикормленные писатели, но и каждый гражданин страны, превращается в пригнанный, исполнительный винтик.

        Заметьте, - к общему стандарту, приказным порядком, собираются привести и построить, как солдат, во фрунт, на вытяжку "профессиональных писателей", но, отнюдь, не «вольных поэтов». Пишущих что душе угодно, по своему разумению, а не по указке. То же самое и у «независимых писателей». Их даже членство в десятке СП не переделает.
Поэт перестанет быть поэтом, если его попытаться, приказным, считай насильственным, порядкам загнать в некие строгие, жёсткие рамки, подчесать, пригнать, затесать под определённый "Законом" стандарт, ранжир, схему. Поэт прирождённый буян, революционер... Поэт пишет свободно, даже будучи в неволе, в заточении. Наши современные «генералы» некогда единого литсоюза, привыкли к диктатуре, а не к свободе. Свобода их угнетает. Толи дело, когда в прошлые годы, в СССР, был всесильный писательский орган, решающий судьбы талантливо пишущих людей. Именно в те годы, ещё при Сталине, появился специальный «Литинститут имени Горького». Куда поступить мог не каждый желающий, Тогда был работающий на СП (в том числе) госбюджет. Рост по служебной лестнице, командировки с обязательными получками, авансами... Премии!!! Всего и не перечислишь! Тогда, звание "профессиональный писатель, член СП СССР" было внушительным, почётным, чуть ли не равным званию "космонавт"... И вдруг, - этой халявы не стало! - ! Вот и засуетились. Что ж,  может быть, получится. Может быть наступит время, когда заводить большие библиотеки бумажных книг, опять войдёт в моду, Когда наша страна Россией вновь станет самой читающей в мире.               
           Любопытно, однако, знать как поступят с САМИЗДАТОМ?  Похоже, всё идёт к Сталинскому опыту и методу правления, в том числе и в литературе.
Но, не будем пессимистами. Может на этот раз у Государства получится без излишнего перегиба.
Дай-то Бог!

28.04.2022.