Как сложное становится простым

Александр Левонюк
Понимание процесса этого перехода убирает массу возможных негативных переживаний, что нам «что-то сложно». «Круг Сократа» широко известен. А вот эту, связанную логически с ним схему-объяснение я узнал только во времена моей увлекательной учёбы и, с тех пор, она мне больше нигде не встречалась. А работает она отлично.
Итак, можно выделить (нужно осознать) 4 основных этапа в уровне понимания/умения, а если точнее
– 4 этапа компетентности.

1. Бессознательная некомпетентность. - Я не знаю, чего я не знаю. Это про всё то, что находится вне круга наших знаний. - Самый лёгкий и неосознаваемый этап. )

Известная метафора и визуализация – круг Сократа. То, что внутри – это наше знание. То, что за кругом – то, чего мы не знаем. Сама линия окружности – это касание нашего разума с неведомым. И, самое интересное, - чем больше становится этот наш круг знаний, тем длиннее становится эта линия окружности – мы всё больше видим, понимаем, как многого мы не знаем, соприкасаясь с расширяющимися для нас направлениями познания. И так вплоть до уровня Сократа – «Я знаю только то, что ничего не знаю». )

Но, когда мы не знаем чего мы не знаем, это, как бы и не проблема. Так, лёгкая грусть..)

2. Сознательна некомпетентность. – Мы узнаём, что мы, оказывается, чего-то не знаем. Крокодил не выловился, кокос не вырос, место для шага оказалось нижней частью граблей.. - ожидаемое следствие нашего действия не наступило. Реальность столкнула нас с фактом, выходящим за рамки нашего понимания и мы обнаружили свою некомпетентность в соприкосновении с ней. Это линия круга между нашим миром знания и не знания.

3. Сознательна компетентность. – Мы наращиваем понимание, нарабатываем навык. – Выводим старательно в прописях палочки-крючочки, крепко сжимаем руль автомобиля, стараясь сбалансировать своё внимание между педалями управления, рычагом коробки передач и ситуацией на дороге .. а ещё эти ..олбаные знаки.. вот этот какой-то знакомый!.. А ещё мы разучиваем движения танца, загружая наш мозг и мышцы напрягом, который растит новые нейронные связи в мозгу и ткани в теле. Мы стараемся в постижении. Мы знаем, что и как нам нужно делать и тратим своё внимание на отслеживание и регуляцию верных действий и правильных пониманий. Мы сознательны в своих пониманиях.

4. Бессознательная компетентность. – Вот тут мы уже «просто живём». Мы слушаем внимательно радио и общаемся в автомобиле – руки ноги и глаза «фоном» осуществляют управление автомобилем и контроль за дорожной ситуацией. В танце мы сосредоточены на эмоциональном своём переживании либо на взаимодействии с партнёром, а руки и ноги, всё тело, знает «само» как двигаться и это получается красиво, выразительно, и несёт в себе образы и смыслы.

Когда-то, ученик школы единоборств, много лет разучивая приёмы, ката (комплекс связанных формальных приёмов), по прошествии должного количества времени и усилий (3-го этапа нашей схемы), уходил из школы в отдаление и изоляцию, посвящая всё время только искусству каллиграфии. По прошествии года, он возвращался, и, включаясь в поединок, он уже не думал о приёмах – его тело само начинало действовать гармонично и эффективно в связи с обстановкой – своим внешним противником-партнёром. – Навыки с третьего уровня сознательной компетентности перемещались в зону компетентности бессознательной.

Так, любой(!) может пройти все четыре этапа. Не переживая, что он пока чего-то не знает и не умеет. Главное - идти. Осознанно идти.
По мере роста нашего опыта и освоения в жизни самых разных дел, приобретения новых навыков, приходит понимание, что научиться можно Всему! Труд помноженный на время обязательно даёт результат. Но нужно делать это усилие постоянно, поступательно, устремлённо. И результаты будут непреложно.

В этом смысле, Внутренний Критик – это, несколько фатальное приукрашивание ) таким гордым названием нашего внутреннего истерика, или ребёнка). (Простите, что я к ВнКр так неуважительно?) Соответственно, истерика нужно не слушать, а успокоить. А ребёнку нужно объяснить, дав любовь внимания и труд научения. И всё получится.