Чебуреки в уразу

Ром Таров
Мой друг, известный в городе народный лекарь, как-то приехал на базар закупить лекарственные травы и перемолоть их в порошок для изготовления своих снадобий. Знакомый травник подобрал нужные растения и попросил минут 30 на приготовление порошков, но выполнение, как это обычно бывает на базаре, растянулось до полутора часов. От нечего делать лекарь прошёлся по базару и увидел точку по продаже чебуреков, которые жарились прямо здесь же. Ароматный запах не дал пройти мимо, он остановился и, понимая, что его травник ещё не скоро закончит молотить, решил попробовать чебуреков.

Весь дальнейший разговор с продавцом происходил на узбекском языке, который имеет особый колорит на базаре с прибавкой тонкого национального юмора. Я же передаю всё это на русском с потерей легкого шарма, для тех, кто узбекским не владеет.
- Подходи, налетай, самые свежие, только со сковороды, только у меня на этом базаре! – зазывал торговец.
-Сынок, можно мне парочку пирожков для пробы? Могу я рядом присесть? – вежливо начал мой друг.
- Угощайтесь, почтенный, у меня чебуреки лучшие к городе! Попробуйте, таят во рту, сами убедитесь.
    Мой друг сел на стоящий около продавца пошарпанный стул, видимо предназначенный для работников этой торговой точки. Взял протянутую ему тарелку с чебуреками и, с наслаждением стал их кушать. Это было действительно очень вкусно!
- Ну как, отажон *, понравилось вам? – спросил с улыбкой продавец.
- Волшебно, - ответил мой друг, - дай мне ещё парочку и заверни мне десяток, заберу их с собой.
   Парень быстро выполнил заказ и озвучил счёт к оплате. Тут мой друг решил подшутить над парнишкой, чтобы убить время.
- Ийя! Ты хочешь получить от меня деньги, от МЕНЯ? Мне отдают души все и всегда, а ты решил, что имеешь право требовать с меня, – взорвался лекарь и с округлившимися, и без того большими глазами, впился в бедного торговца.
   Парень струхнул от такого напора и осторожно начал говорить:
- Все, кто берёт товар, должны платить деньги, я недорого прошу и вам надо оплатить. А кто вы такой чтобы забирать бесплатно?
- Кто я такой? – заревел лекарь – ты не знаешь кто я такой?
- Нет, - растерянно ответил продавец, - а кто вы?
   Надо признать, что внешность моего друга всегда была необычной для местных жителей. Абсолютно лысый, огромного роста, одевается модно и просто, как на западе, внешность арабского воина, огромные глаза и густые чёрные брови, большие мускулистые руки, крупные ладони с длинными пальцами, возраст его неуловим, от 50 до 70 лет.
- Я Азраил, тот, кто забирает из этого мира в мир вечный, тот, кто следит за взвешиванием добра и зла, совершённого на земле, и отправляет людей в ад или рай, - при этом лекарь выкатил и бешено вращал глазными яблоками, - больше всего нечестивцев крутится на базаре, и я их высматриваю.
   Торговец остолбенел и стал белее мела, видимо до него дошло, что он зазывал людей на завтрак почти в полдень в первые дни уразы. Ведь это большой грех, соблазнять вкусной едой постящегося человека.
   А мой друг заметил смятение в голове продавца и, желая развить влияние, жёстко приказал:
- Иди и принеси мне попить кока колу.
- Я не могу оставить точку, а кока кола близко не продаётся. Кто будет присматривать за моим товаром?
- Я, я, иди за кока колой.
- Вы? – удивленно спросил продавец.
- Там где стою я, никто, никогда, ничего не украдёт. Иди, – властно приказал лекарь.
Парень неуверенно посмотрел на него и, сначала полубоком, а позже уже быстро, пошёл к торговым ларькам. Через минут пять он вернулся и протянул лекарю полуторалитровую бутылку с кока колой и разовый стаканчик.
- Вот, отажон, возьмите.
- Ты это купил? – строго спросил лекарь, - Сколько заплатил?
- Да, купил, двадцать одну тысячу сум. Но вам это бесплатно, подарок от моей торговой точки.
- Ты, глупец, хочешь  купить Азраила? – взревел лекарь, запивая свою ярость кока колой.
- Нет, нет,бош фаришта Азраил*, у меня не было такой мысли. Я знаю, что соблазняя верующих в такие дни,  я совершил большой грех, и буду молить аллаха простить мне его.
- А ещё ты подчинился шайтану и принёс мне попить кока колу! – бешено вращая глазами, взревел лекарь.- Я не хочу иметь ничего общего с таким нарушителем. Вот возьми деньги, которые я должен заплатить тебе. Сегодня я тебя не заберу, не отведу как барана на веревочке, на суд всевышнего, сегодня у меня на тебя плана не было. Но помни, нечестивец, все твои дела и хорошие и плохие будут взвешены в моём присутствии, и я лично отправлю тебя по назначению. Именно я буду решать кого прислать за тобою: ангела Нашитат* для перевода в рай, или ангела Назиат*, чтобы бросить тебя в бездну ада. Будь в осознанности всегда! Прощай.
Продавец взял протянутые сумы и совсем сник. Трудно было в нём узнать весёлого парня, бойко торговавшего чебуреками полчаса назад.

А лекарь забрал свой пакет с чебуреками и удалился, пошёл к травнику забирать свой заказ.

Позже, услышав от моего друга эту историю, зная, что он - суфий в седьмом поколении и  знаток ислама, удивился, почему он разыграл бедного продавца. Ответ лекаря заставил меня задуматься. Религия – это вера. Человек живёт верой, не важно какой конфессии. Жить между верой и неверием не правильно, так можно стать и иудой. Если выбрал свой путь, иди по нему с честью, не пытаясь найти оправдание или лазейку. Не веришь, не верь – это твоё право, но не прикрывайся этой верой для личной выгоды. Продавец, пусть в шутливой форме, но получил урок чести на будущее. И это хорошо.

Примечания:

- отажон– дедушка (узб)
- бош фариштаАзраил – архангел Гавриил, ангел смерти (узб)
- ангел Нашишат и ангел Назират – помощники архангела Азраила, первый препровождает души умерших в рай, второй - в преисподнюю (узб).

Ташкент, апрель 2022 года.