Моя страна

Гузаль Махмудовна Иванова
Я, как всегда, поддалась общему психозу. Вычистила квартиру, отстерилизовала кухню, отложила отдельно весь хомец.  Муж мужественно согласился всю неделю прожить без хлеба.  Возвращаясь с работы, я предвкушала спокойный, праздничный вечер.  Бежать из Египта  мы   были готовы , спокойно ужиная дома.
Но в этом году все было не так.
Дело в том, что мой единственный ребенок женился на девушке из марокканской семьи. Абсолютно марокканской! Ее родители, несмотря на то, что родились в Израиле, бережно сохранили   марокканский темперамент и передали его своим детям.
С новыми родственниками мы общались нечасто. Пару телефонных звонков в месяц и обычные поздравления к праздникам. Уж очень мы разные.
Но на этот Песах сын заявил – “Этот праздник встречаем вместе, с марокканскими родичами". Видя мое отчаяние, уточнил: -“Отговорки не принимаются, вас ждут, мы одна семья”.
И вместо тихого вечера,  захватив в подарок стандартный набор посуды, мы вышли из дома.
- “В конце концов они же люди, и мы достаточно знаем иврит, чтобы общаться, и сын рад. Попросил принести оливье. Да и не вечно мы там будем... Вернемся же когда-нибудь домой. А если повезет, то и не поздно”. - Так подбадривая друг друга, мы поехали встречать Пейсах.
Наше нарочито бодрое настроение быстро улетучилось при подъезде к дому сватов. Уже за несколько кварталов, мы услышали отдаленный шум, напоминающий грохот водопада. По мере приближения грохот нарастал.
Мы еще надеялись, что шум раздается из другого места. Когда же подъехали ближе, поняли, грохот идет со двора наших родственников.
За бамбуковым забором происходило что-то непредсказуемое. Из сплошного шума стали выявляться крики женщин, истошное мяуканье кошки, истерическое лаяние собаки, визг детей. Что-то зазвенело, что-то оглушительно зашуршало...
Малодушно пятясь, я в мозгу прокручивала тысячи причин, почему мне туда нельзя. Но мой бесстрашный муж поймал меня за руку и открыл калитку…
В первое мгновение я успела увидеть  многочисленный транспорт из детских колясок.  Взъерошенную, орущую кошку в руках черноглазого ребенка. Огромный длинный стол, покрытый белой скатертью, и надвигающуюся на  меня толпу из радостных лиц. Потеряв руку мужа, с отчаянием тонущего человека, нашла смеющееся лицо сына и утонула в водовороте троекратных поцелуев, вопросов, пожеланий всего многочисленного семейства.
За столом мы сидели на самом почетном месте. Около хозяина.
Уже немножко передохнув, я стала оглядываться. Кого только здесь не было! Родные, родные родных, соседи, друзья. Друзья родителей, друзья детей, друзья друзей...Дети разного возраста были повсюду. Под столом, на деревьях, в будке собаки, в колясках, на руках у родителей...
Трапеза началась с агады, где очень поэтично рассказывается, как наш предводитель Моисей выводил свой народ из Египта. Это сказание читалось по очереди каждым участником  трапезы. Что интересно, кушать нельзя, пока не выйдем из Египта.
Поэтому голодная молодежь, читала агаду очень быстро, иногда пропуская целые этапы исхода. Взрослые же читали с выражением, вдумчиво, пели все вместе с удовольствием.
Глава семейства, благословляя, раздавал всем, по мере бегства из рабства, марокканский, иракский, йеменский, сирийский, ашкеназский марор, харосет, мацу, ...
Вино пили израильское.
После выхода из Египта, началась главная программа праздника.
Блюда всех представителей Израиля аппетитно украсили всю поверхность стола.
Марокканская острая рыба разных видов, иракский, фаршированный в виноградных листьях рис, куба, фаршированный артишок по испански, сирийский аджи, йеменские пироги из мацы с мясом, всевозможные салаты разных национальностей, напитки.  Стыдливо, около сына, приютилась моя тарелка с оливье.
После обильного пробования всех блюд, я решила передохнуть, подумав, “закончили”... Но был подан десерт.
Муж тихо застонал и потянулся к чему-то блестящему, украшенному киви, дольками лимона и белоснежной глазурью.
Поздно вечером, разобрав детей, разошлись гости, успокоилась наконец кошка, упорхнули сын с невесткой, заснули наши мужья на диванах в салоне, не имея сил добраться до спален.
А мы с Дворой, моей сватьей, еще долго сидели в тишине и разговаривали. О наших детях, о будущем Израиля, о терроре, о школе, где она преподает, о клинике, где я работаю, о здоровье и воспитании в стране, о будущих внуках, обо всем, о чем могут разговаривать две израильские женщины, две матери.
Домой вернулись утром. Задумчивые, с тихой радостью, с мыслью, что влились в такую добрую, теплую, радостную, огромную семью.
#АннаВавилов