Воздух!

Дмитрий Купянский
        Мы гордимся нашей армией. И небезосновательно. Каждый день солдаты и сержанты показывают героизм при выполнении своих обязанностей. Но, недаром есть поговорка «Героизм одного – недоработка другого». Попробуем разобраться.
        Начнём с самых знаковых событий спецоперации: пролёт пары вертолётов на территорию России и обстрел населённых пунктов. Не буду ничего говорить о работе украинских лётчиков. Это их работа, которую они выполнили грамотно. Вопросы к нашей системе ПВО. Как у бывшего офицера войск ПВО страны у меня их накопилось немало. Первый и главный: почему состоялись эти пролёты? В первом случае говорилось о том, что пара вертолётов шла над поверхностью воды и не была замечена нашими средствами обнаружения. Самый древний комплекс С-75 имел собственные средства обнаружения, такие как П-15, П-18, ПРВ-12, РД-75 и другие. Да и сама станция «видела» на 150 км. Уже тогда, списанный ныне, С-125 был предназначен для стрельбы по целям идущих на малых и предельно малых высотах. В советские времена в системе ПВО каждый дивизион помимо собственных средств дальнего обнаружения целей был завязан в связь со специальными подразделениями ДРЛО (дальнего радиолокационного обнаружения). И наши командиры говорили о том, что супостат, допустим в Норвегии, ещё только поднялся с аэродрома, а мы его уже ведём. Нынешняя аппаратура, я думаю, имеет характеристики ничуть не хуже тех, сорокалетней давности. Пара вертолётов поднимающаяся, пусть, во Львове должна была вестись этими средствами. Вертолёты не могут весь полёт идти на предельно малой высоте. При взлёте они автоматически должны были подняться выше и «захвачены» системой сопровождения. Не знаю, есть ли в современной армии планшетисты, но в моё время они рисовали курс на табло и чётко был виден курс воздушной цели. А личный состав зенитно ракетного дивизиона чётко знал рельеф местности, где ему приходится выполнять задачу. Моделируем ситуацию. На вражеском аэродроме поднимается цель малоразмерная, групповая, низколетящая, малоскоростная. Идентифицируем: пара вертолётов. Курс: в сторону границы России. При подлёте к реке цель пропадает. Грамотный офицер будет ждать эту цель в зоне ответственности своего дивизиона в районе реки. Это – азбука. Её вбивали нам в училище, как прописную истину. Вопросы. Где ДРЛО? Где грамотные офицеры? Где наши ПВО?
        Вопрос второй. Начались боевые действия. По всем законам логики необходимо усилить группировку ПВО в районе прилегающей к району боевых действий. Почему не усилили? Надеялись, что в первые дни выбьют все самолёты и вертолёты противника? Господа, учите историю. Даже при массированном налёте вражеской авиации в июне 1941 у СССР остались самолёты, пытавшиеся противостоять налётам Люфтвафе. Ну, нельзя за один день выбить все самолёты! Ну, допустим сглупили, не нарастили группировку. Ну, показали нам украинцы, что могут воевать. Примите меры! Добавьте дивизионы. Нет, успокоились. И тут звонкая пощёчина нашим ПВО. Второй пролёт пары вертолётов! Позор! Отмечу, что вертолёты – это не автоматический дрейфующий аэростат, не беспилотник, с малой отражающей поверхностью. Это не самолёт с технологией стелс. Он светит как хорошая лампочка. Была версия, что перепутали со своей, российской парой. Даже в мои «мохнатые» восьмидесятые годы помимо штатной системы запроса «свой-чужой», была и внешняя, более совершенная. А в сложные времена в опасных зонах вводился особый режим полётов. Или сейчас всё по другому? В этом случае пролёт неидентифицированных целей был невозможен.
       Вопрос к морякам. Я человек сухопутный, не моряк. Не могу рассуждать квалифицировано о гибели крейсера «Москва». Но, и здесь много вопросов. Почему он всё же был потоплен? Почему стоял вблизи берегов, в зоне действия противокорабельных ракет? Где были корабли сопровождения? Почему гражданские суда оказались в непосредственной близости с крейсером? Почему не были сбиты разведывательные «Орионы» осуществляющие наведение противника?
     Вопрос к общему командованию операцией. Кто придумал доктрину «по мирным не стреляем»? Кто решил выводить войска из занятых городов? Кто виноват в неоправданно больших потерях среди наших солдат в первые дни? Как получилось, что наши колонны обеспечения в первые дни шли без сопровождения? Ведь есть опыт войны в Афганистане. По территории противника только в сопровождении бронетехники. И приказ: после каждого десятого транспортника – бронетехника. Почему до сих пор не парализованы войска Украины? Стоят мосты, по которым происходит маневрирование армии. Стоят железнодорожные узлы принимающие технику и вооружение из стран НАТО. Разбиты не все аэродромы. Ведь тот же Афганистан чётко показал: перерезал путь караванам – сиди спокойно. Почему идут караваны из НАТО? Почему Москва только грозит в нанесении удара «по центру принятия решений»? Это происходит каждый раз после ударов по российской территории. «Сто первое китайское предупреждение».
     Кажется, я знаю один из факторов. Он называется «страх принятия решения». Я отлично помню панику в голосе дежурного по бригаде, когда над Калининградской областью в 1987 году пролетал разведчик «Атлантик», а наш дивизион готов был его сбить. Даже ракеты поставили на подготовку. Паника, нет, нельзя, отставить! А потом на полигон в Сары-Шаган приезжали ПВОшники, которых «назначили» виновными за пролёт Руста. Они все видели его. Все готовы были сбить. Но, был запрет. «Мы – человеколюбивая нация!» А если бы у него на борту было бы химическое или бактериологическое оружие? Или маленькая «ядрённая» бомбочка?
     Есть ещё один фактор. Называется он «невоевавшие генералы». Или «агент влияния», по терминологии разведки. Иначе говоря – «крот». Люди, которые отлично могут строить себе дачи и подчинённых. Но, боятся и не умеют воевать. Обратимся опять к истории. Гражданская война в России закончилась в 1924 году. Великая Отечественная началась в 1941. Всего шестнадцать лет. Но какая разница! Иные самолёты, иные танки, иное вооружение у пехоты. Иные тактические и стратегические приёмы. И вот в тридцатых годах, вдруг репрессируют, т.е. расстреливают троих маршалов и много генералов. Что можно сказать об этом факте? Жестоко? Да. Оправданно? Возможно. Неизвестно, какой была бы история второй мировой, если бы они остались живы. Самый яркий пример, это «первый маршал» Ворошилов. Человек, который блестяще проявил себя в Гражданскую войну, но показал полную некомпетентность в Великую Отечественную. Проиграл два сражения из двух. Но, справедливости ради надо признать, что был нерастрелянный маршал Гражданской, который принёс очень много пользы в своём узком сегменте в Отечественной. Это – Будённый. Он внёс свой вклад в дело победы, который так и остался незамеченным. А что же троица репрессированных маршалов Блюхер, Егоров, Тухачевский? Не всё так просто. В пятидесятые их оправдали. Заслуженно ли? Если говорить о Тухачевском, можно с большой долей вероятности говорить о его участии в заговоре, против Сталина. А как реагирует государство, зная, что против него готовится заговор. Правильно. Реагирует категорически. Ибо, «Всякая революция лишь тогда чего-нибудь стоит, если она умеет защищаться» (В.И.Ленин). Кроме того, у Тухачевского было очень много научных трудов по ведению войны. С виду очень прогрессивные. Но, если бы только СССР принял бы эту доктрину, страну можно было бы брать голыми руками. Она экономически не выдержала бы такого темпа. Блюхер – герой, орденоносец. За неполных десять лет командования дальневосточным округом полностью развалил его. Заменившему его Апанасенко пришлось в авральном порядке восстанавливать всё. От боеспособности до тылового обеспечения. Вместо внезапно заболевшего Блюхера в Китае, на Халхин-голе хорошо проявил себя Жуков. Именно он стал маршалом Победы. Всё же разница между 1939 и 1941 всего два года. Вот что значит человек на своём месте. За последние сорок лет СССР и Россия воевала немало. Афганистан и множество локальных конфликтов по всему бывшему СССР. Не будем сбрасывать со счетов и тайное присутствие наших военных в иных локальных конфликтах. Увы, почти все офицеры с опытом либо на пенсии, либо прозябают на нижних должностях. Наверх пробиваются «гибкие». Умеющие «держать нос по ветру».
     Уже после смерти Сталина такие методы как «чистки» были признаны не гуманными. К чему это привело? Резко увеличилось количество некомпетентных руководителей. Выросла коррупция. Безгранично выросла роль КПСС. Усилилась круговая порука. Если кому то интересно почитайте историю предательств и ареста генерала Полякова Д.Ф. У контрразведки были точные данные и факты его предательства. Но, аппарат ЦК КПСС долгое время не давал санкции на его арест. Как же: генерал, ветеран ВОВ, орденоносец! Всё слилось в один клубок. Алчность, некомпетентность, зашоренность. Сегодня все эти пороки имеют место и в нашем руководстве. Это Березовский, Шеварнадзе, Чубайс, Вороненков с Максаковой, командующий черноморским флотом и много-много беглых олигархов и деятелей государства. А расплачиваются своими жизнями и здоровьем настоящие патриоты страны, молодые пацаны, воюющие в Украине. А может стоит вернуть Сталина и 39 год?