К юбилею Т. В. Рудыковской

Владимир Словесник Иванов
    16 апреля 2022 года исполнилось 90 лет со дня рождения поэта и прозаика двух городов:  Ленинграда и Санкт-Петербурга — Рудыковской Татьяны Валерьевны.
    Татьяна Валерьевна родилась 16 апреля 1932 года в Ленинграде, в городской квартире дворянской семьи преподавателей. Однако семье Тани в опасные 1937-1939года пришлось переселиться в дачные Озерки,  т. к. отец  девочки, чья родословная  уходит к ХV веку, скрывал свои достойные корни (прадедушка его матери-дворянки был личным врачом генерала Раевского и в поездке по Кавказу в 1820 г. лечил Пушкина...). В дачном местечке, вдали от городской суеты и соглядатайства было спокойнее.  В этом уютном тихом месте Татьяна Валерьевна живёт всю  свою жизнь, включая тяжёлые блокадные дни, в домике, которому более ста лет.     Менялись название города, улиц, появлялись новые районы, а Татьяна Валерьевна до сих пор бытует и трудится на литературной ниве в  этом гостеприимном доме, где довольно часто встречались поэты и писатели нашего города.
    С юных лет Таня занималась литературным творчеством, принимая участие в литературном кружке Дома пионеров, где получила первые навыки в поэзии и прозе. Однако жизнь девушки сложилась так, что молодая Таня поступила не в литературный институт, а институт киноинженеров и до пенсии работала на ленинградском заводе «Светлана», вырастила троих сыновей, продолжая успешно заниматься литературой.
    За свою долгую жизнь Татьяна Валерьевна выпустила много литературных сборников, одновременно публикуясь в различных литературных журналах, газетах и альманахах. Особое место в творчестве Рудыковской занимает журнал «Рог Борея», в котором она является постоянным публикующимся автором. Этот журнал стал неотъемлемой частью творческого объединения «Писательская ассоциация Литературное Собрание «Соратники», в работе которого Татьяна Валерьевна принимала активное участие на протяжении более двадцати лет, щедро делясь с его членами своим литературным и жизненным опытом.
    После развала СССР, когда было уже не зазорно вспоминать о своих достойных предках, в Санкт-Петербурге было образовано Дворянское Собрание, в котором Татьяна Валерьевна принимала активное участие до тех пор, пока ей позволяло её здоровье.
    Стоит отметить литературную и общественную деятельность Рудыковской на «выезде», где она участвовала в литературных встречах и праздниках в других городах нашей страны, знакомя местных литераторов с успехами и традициями литературной культуры Ленинграда — Санкт-Петербурга.
    Уникальным для памяти потомков и нам, пережившим блокаду Ленинграда и послевоенного поколения, являются дневники маленькой Тани, который девятилетняя девочка начала вести с января 1942 года.
В ноябре 41-го перестали ходить трамваи, ослабевший отец уже не осиливал 10-километровый путь до города, до завода «Красный выборжец», работала одна мама, а Таня, взяв пример со старшего брата и отца, решила вести дневник.
    Поначалу это как будто бы однообразное чтение. Танины записи — по своей сути погодные сводки и страницы блокадного «меню»: подробные, чёткие, основательные, чтобы не упустить ни грамма, ни крошки! Давящие именно своей массой и однообразностью, они создают впечатление, как будто Таня пыталась таким образом удержать хрупкое чувство едва наполненного желудка подольше... И только когда видишь, какие строки вкрапляются в этот перечень еды — поперёк Таниной воли, вознамерившейся протоколировать лишь погодные условия и режим питания, — понимаешь, что делала блокада с человеком, что сделала она с 9-летней Таней... Её дневник — это и перечень смертей близких. В той же тональности, в той же строке, что и сардинка на завтрак... И это по-настоящему страшно!
    Этот дневник из 10 тетрадей сродни дневнику Тани Савичевой, только с той разницей, что Тане Рудыковской, к счастью, удалось выжить в этом кромешном аду!
   «Что для вас блокадные дневники?» — спрашивают Татьяну Валерьевну. Она отвечает кратко: «Жизнь моя».
    Кто же такая поэт Татьяна Рудыковская, отдавшая литературе так много сил и лет? Её автопортрет в её стихотворении:

                Я — не женщина живая.
                Я - как облако над лесом.
                Чуть земли касаюсь краем,
                Словно дождь, роняю песни.
                Всё мечты неясный призрак
                Вдаль зовет, не умолкая.
                Если дождь над лесом брызнет,
                Это признак: я — живая.

    Вся литературная общественность Санкт-Петербурга, коллеги по цеху литературы из «Писательской Ассоциации Литературное Собрание «Соратники» от  всей души поздравляют Татьяну Валерьевну  со славным юбилеем и желают ей крепкого здоровья, долгих лет жизни и радовать нас, почитателей её таланта, новыми своими успехами на ниве литературы.

Председатель Правления
«Писательской Ассоциации Литературное Собрание «Соратники»
В. Иванов

Библиография Т.В. Рудыковской

Отдельные издания:
«Огонь» - стихи. СПб., 1995; «Светлинка луны» - стихи. СПб., 1995; «Дождем штрихованная даль» - стихи, проза. СПб., 1996; «Озерковые родники» - стихи, проза. СПб., 1998; «Утро в Озерках» - стихи, проза. СПб., 2001; «Зову тебя» - стихи, проза. СПб., 2004; «Тропинки помяни» - стихи, проза, публицистика. СПб., 2005; «Бег времени» - стихи, проза. СПб., 2007; «Память войны» - стихи, проза. СПб., 2010; «Напишите письмо» - стихи. СПб., 2012; «День Победы» - стихи, проза, песни. СПб., 2013; «Мелодия души» - романсы, песни. СПб., 2016.

Коллективные сборники:
«Стояли со взрослыми рядом» (1985), «Звонким голосом стиха» (1989), «Десятина» (1992), «Мечом уст моих» (1998), «Блокадной памяти страницы» (2002), «Палитра» (2003), «Была война» (2003), «Солдаты Победы» (2011), «Пусть всегда будет солнце» (2013), «Детская книга войны» (2015). «Голоса над Невой» (1959, гл. ред. Н. И. Грудинина; газета «Павлодарская правда» (1956), «Смена» (1957), «Труд», «Моряк Балтики» (1985), «Коммунистический труд» (Псков, 1987, 1988), «На Выборгской» (1995), «Коломна», «Зеркала»

Альманахи и журналы:
«Рог Борея» (1998–2020), «Бюллетень СПб. дворянского собрания» (1998–2017), «Второй Петербург» (2009, 2011, 2012), «Ецирут» (Берлин, 2010), «Парадный подъезд» (2011, 2012), «Муза» (2017), ж. «Голос» (1996, Екатеринбург), «Медвежьи песни» (1998, 2001–2004), «Изящная словесность» (2003).