Премьера в Оперном театре. Две оперы

Нина Тур
           Сельская честь и Виллисы. Премьера в Оперном театре Уфы

Была на премьере 16 января 2022. Парой к одноактной опере «Сельская честь» главный  дирижер БГТОБ  Артем Валентинович Макаров предложил оперу «Виллисы», что некоторые наши газетные обозреватели сочли «удивлением для меломанов: две совершенно не имеющих ничего общего оперы: первая на реалистичный сюжет, вторая – готическая сказка о любви». Бывает достойно удивления другое:  как не заметить многое, что их объединяет. Оба итальянских композитора -  почти ровесники: Пьетро Масканьи ( 1863-1945), Джакомо Пуччини ( 22.12.1858 – 1924), оба сочиняли в стиле веризм, оба создали почти  одинаковое число опер: первый – 15, второй – 12, оба  представили  свои произведения на конкурс одноактных опер и завоевали призовые места. Но  основное - обе оперы объединены одной главной темой: измена и предательство  должны  быть наказаны. И не так, как нынче: заявлением в полицию, иском в суд по алиментам. Как это мелко, убого, даже пошло! Нет, в этих маленьких операх, написанных 25-летними  композиторами – «Сельская честь» 1888, «Виллисы» 1883 – отзвуки античной трагедии и страстей шекспировских масштабов , несмотря на их  вполне земных  сельских героев. Веризм ведь пришел из литературы, одним из столпов его и был автор новеллы, по которой создано либретто «Сельской чести» - Джованни Верга. Возникла новелла, как  бывает вообще, а в веризме, пишущем о современной жизни обычных людей, часто – из газетной заметки. Лола и Туриддо любили друг друга, но парня забрали в армию, она его не дождалась. Придя после службы, он нашел Сантуццу, которая стала его невестой, но Лола опять на его пути – ведь все происходит в сицилийской деревне. Муж Лолы  Альфио – возчик, он все время в разъездах, с лошадьми. Наверное, отсюда и итальянское название оперы «Cavalleria rusticana», которое можно перевести как деревенский лошадник, возчик, кучер. Именно он станет мстителем за неверную жену, жестоко убив соперника. Но не торопитесь!  Сavalleria – это с фр. шевалье, то есть не пехота, а конница. О конники – благородное сословие. Так что  по сути  перевод верный: Сельское благородство. Здесь оно   присутствует, хотя действуют  простые   крестьяне. Но   чувство чести  у них есть!
Миланский газетный магнат Эдоардо Сонцоньо в 1888 году объявил очередной конкурс одноактных опер. Несколькими годами ранее жюри этого конкурса по разным причинам проигнорировало первую оперу Д. Пуччини. Неудачный опыт приятеля не остановил молодого композитора Пьетро Масканьи. Прошло уже три года, как он со скандалом покинул Миланскую консерваторию. Его семья настолько нуждалась, что он был не в состоянии купить себе даже нотную бумагу. Устроившись дирижером и педагогом в музыкальную школу в апулийском городе Чериньола, Масканьи безуспешно пытался писать оперы.
Либретто композитор заказал своему другу, Джованни Тарджони-Тоцетти, и писателю Гвидо Менаски. В его основу легла новелла, переделанная автором, Джованни Вергой,  в пьесу. Она успешно шла в драматическом театре. Еще бы: главную роль  играла величайшая актриса того времени итальянка Элеонора Дузе. Масканьи написал музыку в рекордные два месяца, но тянул с отправкой нот, поскольку сомневался в успешности своего сочинения. В последний момент рукопись на конкурс отправила его супруга Лина, решительному  поступку которой мы и должны быть  признательны. Жюри долго выбирало победителя из 73 представленных работ. «Сельская честь» удостоилась первой премии, а ее автор – двухлетнего содержания и контракта с издательством Сонцоньо. Сбылось все, о чем Масканьи прежде мог только мечтать! Скажу больше: на гонорары с постановок он жил всю жизнь. Не потому, что ленился! Ему хотелось развиваться, а не повторять найденные клише веризма. Он желал нового: декаданса, экспрессионизма, ориентализма, оперетты, но эта первая опера затмила всё. И по сей день она самая популярная. А тогда она давалась в среднем 21 раз в месяц 55 лет подряд во всех странах мира!
«К сожалению, я написал эту оперу  первой. Я был коронован прежде, чем стал королем» -  так горько Масканьи  оценил  феноменальный успех своего дебюта. «Сельская честь» осталась  его единственным шедевром. Подобное проклятие постигло и другого выдающегося вериста, Руджеро Леонкавалло, чья одноактная опера «Паяцы»  всегда идет, и шла в нашем театре, в паре к «Сельской чести». Простые персонажи веристских опер с яркими, но низменными страстями оказались не слишком вдохновляющими даже для их авторов. Однако опера пленяет каждого нового слушателя  изумительно красивой музыкой и впечатляющими драматическими сценами.  По сценарию первую арию Туриддо поет один, вспоминая недавнее  свидание с любимой, но в  новой постановке она идет на авансцене в объятьях Лолы. По-моему, Владимир Орфеев, ( это не псевдоним!) справился со своей большой трудной ролью вполне достойно. Он красив, артистичен, а главное, он молод, в отличие от знаменитого, эталонного фильма Франко Дзеффирелли, где Елене Образцовой, по сценарию «юной невесте Туриддо» - 43, Пласидо Доминго, Туриддо -41, Ренато Брусону, Альфио - 46. Великолепна Любовь Буторина  - Сантуцца, сопрано. Без заламывания  рук, без падений в обмороки она только взглядом больших выразительных глаз может выразить всю глубину страдания. Органична в роли Лолы прелестная Назгуль Ибрагимова, меццо-сопрано. Она уверена в себе, в своей неотразимости. Кокетство в ней сочетается с победной наглостью. Меньше подходит  к роли сицилийца Салават Киекбаев, баритон. Он прекрасно поет, двигается на сцене, просто фактура его не та. Ну, и несравненная Светлана Аргинбаева, контральто, которую помню только вернувшейся из длительной стажировки в Италии, где она и ее сын прекрасно выучили язык, так что опера, исполняемая в нашем театре на языке оригинала, для нее не проблема.
  Что не понравилось. Прежде всего, оформление. Нынче почти исчезает профессия театрального художника, заменившись сначала сценографом, а с появлением электроники -  компьютерными проекциями. Но ведь даже их  - эту убогую замену декорациям – можно сделать по-разному. 47-летний  (не новичок, уже делал постановки в Сибайском театре, в Башкирской драме, в татарском театре Нур) художник Даян Тувалев в стиле ученика ДХШ нарисовал двух девушек, дружно взявшихся за руки, что никак не соотносится с содержанием оперы, где Сантуцца и Лола – соперницы. Далее все время на заднике выплывают какие-то рыбы и русалки, хотя ни в первой, ни во второй опере никто не утонул. Ну, лес уж, понятно, теперь изображают компьютерной графикой, не делая никаких макетов деревьев. Равно как дома –  их вообще нет. Вся опера  в чистом поле. Еще один момент не понятен.  Действие происходит на Пасху, даже одна опера на тот же сюжет той же весьма популярной тогда новеллы Верги называлась «Злая пасха», автором ее был ныне забытый композитор – его имя даже не упоминается в музыкальной энциклопедии 1966 года издания -- Станислао Гастальдони. Стало быть, на дворе апрель. Откуда же взялся виноград, который крестьянин и Туриддо весело давят в бочках ногами? Видимо, по воспоминаниям о фильме с Адриано Челентано в главной роли.  Слава богу, главное в опере – музыка и пение, (например, эту оперу слушала в концертном исполнении  в одном из оперных  театров Лиссабона), а они в Башкирском  театре оперы и балета на высоте. Скажу еще об одном моменте. Как в старой живописи существовали каноны: злодей всегда изображался в профиль, повернутый влево, а герой смотрел зрителю честным взглядом анфас, так в опере, как в античной трагедии, героиня обычно – лирическое или колоратурное сопрано, а ее соперница – меццо-сопрано: вспомним Кармен и скромную милую невесту Хозе Микаэлу ( которую в Геликон опере заставили стать убийцей Кармен!?). И тут мы подходим к важному моменту. Главный герой Туриддо, изменяющий невесте с бывшей возлюбленной, тем не менее по замыслу композитора – тенор. Что же в нем привлекает? Ведь, строго говоря, не он главный изменник, а не дождавшаяся его из армии Лола! Он попал опять в ее сети! Он при всех вызывает Альфио на честный  поединок, кусая его, по старому сицилийскому обычаю, в ухо. А тот, лишь услышав от Сантуццы весть об измене жены с бывшим возлюбленным, немедля хватается за нож. Он бы и так убил Туриддо, можно не сомневаться, без всякого поединка. Туриддо, понимая, что его ждет, просит свою мать Лючию ( Светлана Аргинбаева) позаботиться о Сантуцце, бедной сироте.  Он полон раскаяния. Сцена убийства происходит за кулисами. Зрители узнают о ней по страшному крику: Убили Туриддо! Так заканчивается первая опера этого вечера премьер.
   Опера Джакомо Пуччини «Виллисы» никогда не ставилась в Башкирском театре. Тем интереснее  познакомиться с новым для нас произведением. Написанная в 1883, поставленная в мае 1884, она была первой в оперном творчестве композитора, знаменитого впоследствии своими «Манон Леско», 1892, «Богемой», 1895, «Тоской», 1899,  «Мадам Баттерфляй»,(«Чио-чио-сан»),1904, «Девушкой с Запада», 1910, «Турандот», 1926.
Сюжет ее тоже довольно обычен и привязан к простым людям с их простыми и обычными искушениями. Это сюжет Одиссея, заманиваемого сиренами, это сюжет маленькой повести И.С.Тургенева «Вешние воды». И здесь, в «Виллисах» по либретто Фердинандо Фонтана, Роберто, простой деревенский парень, бедняк, неожиданно получает наследство от тетки, умершей в Майнце ( действие происходит  в знаменитом Шварцвальде -Черном лесе, области на юге Германии). Он уезжает на несколько дней, так он обещает своей невесте Анне  и сам в это верит. Однако она полна нехороших предчувствий   о близкой смерти. А вот тут другой мотив, происходящий из первоисточника – новеллы «Виллисы» Жана Батиста Карра, французского писателя,  родившегося в 1808 и, конечно, не избегшего влияния первого поэта Франции романтика Виктора Гюго ( 1802-1885) и влияния своего отца,  родом из Баварии. Потому к простому сюжету добавлен мотив  отмщения с того света  от умершей от горя невесты. Роберто  получает наследство и попадает в жадные руки коварной соблазнительницы. Он тоже в глубоком раскаянии, он тоже, как и Туриддо, погибает. Но смерть приходит от таинственных существ – виллис, обманутых и погибших от несчастной любви девушек, обитающих в мрачном Черном лесе, Шварцвальде. Повелительницей их стала умершая от горя Анна. И хотя сравнивают «Виллис» с их балетной сценой и знаменитую «Жизель» Адана, но смысл этих двух похожих по сюжету опусов совершенно разный. Несчастная потерявшая от горя рассудок Жизель  спасает не любящего ее Ганса, а предателя Альберта. Она не дает его закружить в смертельном танце мстительницам – виллисам и их повелительнице Мирте. А вот Анна не прощает даже раскаявшегося Роберто. Страшная сцена смерти в танце-кружении поставлена Ириной Николаевной Филипповой, приглашенным балетмейстером. О ней надо сказать особо. Когда –то, в 70-е годы, она окончила балетную студию при нашем театре, затем училась в Ленинградском институте культуры, стала балетмейстером. Теперь она профессор театрального института имени Бориса Щукина ( учебное заведение при театре Вахтангова), лауреат премии Салавата Юлаева. Это совсем другие виллисы, с горящими мщением глазами, с хищно загнутыми пальцами, готовыми растерзать. Но, главное, они направляются не кем-нибудь, а бывшей невестой Роберто  Анной! Повелением рук она беспощадно гонит их на несчастного. Он уже заранее, только попав в лес, понимает, что его ждет здесь смерть. Замечательно поставленная сцена, заставляющая забыть об условностях театра. Теперь о певцах. Партию Роберто исполняет Азамат Даутов, тенор. Сначала он кажется немного неуверенным ( все-таки премьера!), но потом входит  в роль и достойно ее ведет. Анна – Олеся Хуснутдинова, сопрано поражает своей не кончающейся молодостью, хотя на следующий год она отметит полувековой юбилей. В роли молоденькой простодушной девушки, дочери лесника Гульельмо, она абсолютно на своем месте. А сколько выразительности в ее глазах и прекрасных жестах! И какой же безжалостной она становится в сцене с виллисами. Ее страшно бледное лицо, скорее посмертная маска, пугающе. Она не прощает, как Жизель, предавшего ее жениха. Впрочем, Жизель по сюжету сошла с ума. Анна с ума не сошла, она только умерла. От горя, но  в полном рассудке. Владимир Копытов, баритон, перешедший в возрастные роли ( его ария «Я стар, но еще крепко стою на ногах»), великолепен. В начале   оперы он весел, даже игрив, но далее он сломлен смертью единственной дочери и предательством человека, которого они с Анной полюбили простым бедняком, не помышляя, что он когда-нибудь получит богатство. 
Остается добавить, что в зале аншлаг, публика принимала постановку, артистов, оркестр с большим энтузиазмом и долго не отпускала со сцены.