Тайны портрета графа Томаша Потоцкого

Владимир Варнек
1. А.Г. Варнек. Портрет графа Томаша  Потоцкого. Х.м. 43х36,5. 1841. Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева.
2. Фото с портрета графа Томаша Потоцкого в зрелом возрасте. Автор портрета -   польский живописец и портретист еврейского происхождения Леопольд Горовиц (1836 -1917) [6].

Портрет, о котором пойдет речь в настоящей миниатюре, издавна (с 1959 года) находится в экспозиции Иркутского художественного музея имени В.П. Сукачева и атрибутирован специалистами музея как работа Александра Григорьевича Варнека (1782 – 1843).

Под названием «Портрет графа Томаша Потоцкого» он входит в Список произведений художника, приведенный в монографии В.С. Турчина. В аннотации к портрету сообщается: «Томаш Потоцкий (1809 –1861), польский экономист и публицист. 1841. 43х36,5. Собр.: А.В. Хомякова, поступил в 1959 г. из Министерства культуры РСФСР в Иркутский областной художественный музей [Ж-960].

Примеч.: холст дублирован. Подпись-монограмма АВ 1841 утрачена при реставрации. На старом подрамнике имелась надпись черной тушью: Съ правой стороны ниже уха, на линии подбородка монограмма АВ 1841. На обороте холста надпись черной краской: Александр Григорьевич Варнек. 1841. Поступил как «Мужской портрет», в инвентарной книге записан как портрет «Потоцкого», а в каталоге музея 1976 г. значится уже как «Портрет Томаша Потоцкого» (идентифицирован условно, по хронологии)» [1]».

Портрет был воспроизведен в двух альбомах Иркутского художественного музея. В первом из них, изданном к 245-летию Российской академии художеств, он приведен под названием «Мужской портрет. Потоцкий». В аннотации же к нему сообщается: «На портрете предположительно изображен польский экономист и публицист граф Томаш Потоцкий (1809 - 1861)» [2].

Во втором альбоме, выпущенном издательством «Белый город», портрет назван так же, как и в первом, но к фамилии портретируемого добавлен знак вопроса, а в сопроводительном тексте говорится: «В «Мужском портрете (Потоцкий?)» живописец раскрывает лучшие качества современника: благородство, ум, интенсивность духовного бытия. Изображен предположительно граф Томаш Потоцкий. Художник А.Г. Варнек неоднократно писал членов этого знаменитого семейства, получившего свою фамилию от деревни Поток близ Кракова» [3].

В 2015 году я уже рассказывал в своей  публикации  на сайте НГХМ об обсуждаемом  портрете  и его загадках [4]. Но вернуться сейчас к этой теме меня побудили две публикации хорошо знакомой мне любительницы портретной живописи из Москвы Е.В. Соловцовой, которая после ознакомления с моей статьей высказала в них свои соображения по трем важным вопросам. Два первых из них касаются даты исполнения портрета и имени запечатленного на нем лица [5], а третье соображение касается имени автора портрета [6].  Не буду цитировать здесь названные работы, т.к. читатель без проблем может ознакомиться с ними в интернете, но выражу к ним свое отношение.

Прежде всего, отмечу, что Елизавете Виленовне удалось отыскать редкую и весьма ценную публикацию, содержащую  довольно полную биографию графа Томаша Потоцкого, в которой приведены факты, касающиеся его участия в ноябрьском восстании 1831 года и полученного им при этом челюстно-лицевого ранения, оставившего «на лице графа Потоцкого шрамы на всю последующую жизнь». В результате автор статьи [5] пришла к заключению, что «при внимательном изучении имеющихся биографических данных, наиболее вероятным годом создания портрета становится  1830-й  год- год свадьбы Томаша» (свою точку зрения о такой формулировке выскажу позже--автор миниатюры).

В этой же статье Е.В., обнаружив в результате своих изысканий фото с портрета графа в зрелом возрасте (см. картинку, приложенную к миниатюре), пришла к заключению, что «в этом пожилом человеке на снимке можно найти черты того, молодого и красивого. Только на лице его видны следы пережитых разочарований и горестей, опыт целой прожитой жизни». (Согласен, т.к. на фото нахожу элементы сходства – автор миниатюры).

Обратимся теперь ко второй публикации Е.В. Соловцовой [6]. В ней была высказана неожиданная для меня точка зрения, согласно которой она усомнилась в том, что автором обсуждаемого портрета является А.Г. Варнек, предложив свою версию. Согласно ей, данный портрет написал в 1830-ом году известный  варшавский художник Антоний Станислав Бродовский (1784 – 1832). 

Основным аргументом такой атрибуции явилась монограмма художника на одном из его портретов, являющаяся наложением двух латинских с завитушками букв AB (первых букв имени и фамилии), находящихся одна внутри другой. Но художник Варнек на своих монограммах писал все-таки одну за другой русские буквы, указывая после них год исполнения портрета  (в нашем случае АВ -1841). 

Некоторые другие аргументы в пользу А.С. Бродовского,  писавшего свои портреты темными красками, также не выглядят убедительными. Но если бы польский художник и выполнил такой портрет, пришлось бы придумывать версию о том, почему и как он оказался в руках российских коллекционеров и искусствоведов. 

Замечу, что основным курьезом является то, что с целью атрибуции данного портрета  его  имело бы смысл подвергнуть технико-технологическому исследованию, как это было сделано однажды для группы портретов, считающихся произведениями А.Г. Варнека [7], но не развивается у нас почему-то этот метод диагностики портретов, тем более, что непросто, по-видимому, доставить портрет из Иркутска в Москву.

Поэтому приходится придумывать как специалистам, так и любителям живописи свои версии.  Рискну и я, как представитель второй группы, предложить еще одну версию исполнения портрета художником А.Г. Варнеком, в котором один из аргументов Е.В. Соловцовой  будет учтен. 

С этой целью процитирую начало известной статьи  художественного критика П.П. Каменского 1839 г., рассказавшей в ней о посещении мастерских трех известных русских художников, в том числе и А.Г. Варнека:

«Было время, когда г. Варнек своим талантом и многочисленными произведениями привлекал к себе всеобщее внимание знатоков и любителей: кто не видел и не любовался его Трубадуром, его Итальянской крестьянкой, десятками, сотнями его других картин и портретов? Теперь ни время, ни другие служебные занятия не позволяют почтенному художнику обнаруживать талант свой в прежнем блеске и с прежней деятельностью. Но и при этих невыгодных обстоятельствах – любовь к искусству волнует еще душу почтенного артиста: созданья мятутся перед ним, и кисть, повинуясь труду урывочному и   разделенному между другими занятиями, творит еще произведения, достойные предшествующих. 

Множество портретов, начатых и неконченых, представились глазам нашим, когда мы вошли в мастерскую г. Варнека, но и в этих началах видно уже самое естественное расположение, необыкновенная меткость кисти и верно уловленное сходство. Ни в одном произведении г. Варнека, ни настоящей, ни прошлой эпохи его художественной деятельности не видно рабского подражания классическим портретистам, если можно так выразиться <…>..  Спешим познакомить читателей с предшествовавшими произведениями А. Г. Варнека и укажем места, где они находятся [8].

Как следует из вышеизложенного, в 1839 году в мастерской художника, примерно за три года до его смерти,  находилось множество начатых и неоконченных портретов.  Не исключено, что российский подданный граф Томаш Потоцкий хотя бы раз в Санкт- Петербурге побывал, и это могло случиться незадолго до его свадьбы в 1830-ом году, когда он был еще гражданским человеком и двух орденов еще не имел. 

И нельзя исключить, что он, зная портреты графов Северина Потоцкого (1802 г.) и  Яна  Потоцкого (1810 г.), выполненные А.Г. Варнеком, также обратился к нему и заказал свой собственный портрет, который художник стал писать. Но по какой-то причине, возможно, из-за тревожной обстановки на родине, Томаш покинул Россию и уехал домой, так и не вернувшись в Санкт-Петербург за портретом, который художник Варнек смог окончить лишь в 1841 году, не дождавшись заказчика и написавшего на холсте монограмму АВ 1841….

ПРИМЕЧАНИЯ
1.  Турчин В.С. Александр Григорьевич Варнек, 1782-1843. - М. : Искусство. 1985.
2.  Российские академики XVIII – XX вв. в собрании Иркутского художественного музея имени В.П. Сукачева : Альбом-каталог. – Иркутск : ООО «Артиздат», 2002.
3.  Иркутский художественный музей имени В.П. Сукачева : Альбом-каталог // автор текста Л.Н. Снытко. - М. : Белый город. 2005.
4. В.А. Варнек. «К атрибуции одного мужского портрета».  10.07.2015. Сайт Новосибирского государственного художественного музея.
5. Е.В. Соловцова.«Граф Томаш Потоцкий: судьба и образ». 12.10.2015. Сайт Новосибирского государственного художественного музея.
6. Е.В. Соловцова.« Кто был автором портрета графа Томаша Потоцкого». 12.07.2017. Сайт Новосибирского государственного художественного музея.
7. Виктурина М.П. Погодина А.А. Изучение творчества А.Г. Варнека. Комплексный анализ его картин из собрания  ГТГ. Материалы II научной конференции «Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного искусства». 1996. С.83 – 86
8. Каменский П.П. Мастерские русских художников. Отечественные записки. 1839. С.12–19. См. статью также в книге П.П. Каменского Труды по истории изобразительного искусства. Художественная критика / сост., авт. предисл. И примеч. Н.С. Беляев; СПб.: БАН, 2017. – 217 с. 
   
27.04.2022