Необходимо объединить центры лечения сердца

Замир Осоров
Калдарбек АБДРАМАНОВ, доктор медицинских наук:
"НЕОБХОДИМО ОБЪЕДИНИТЬ  ЦЕНТРЫ  КАРДИОЛОГИИ И КАРДИОХИРУРГИИ В ОДНО УЧРЕЖДЕНИЕ"
-Калдарбек  Алишерович в  средствах  массовой  информации много было  сказано о  вашем  центре и  о  вас, особенно в   последнее время. Давайте, начнем разговор с того, как был организован центр сердечной хирургии в Джалал-Абаде?
Как все начиналось
- Для этого следует заглянуть немного в прошлое. Я учился азам кардиохирургии 10 лет в Москве у известных кардиохирургов и мировых авторитетов в этой области. Со мной там были немало и других молодых людей из Средней Азии, Кавказа, России. В то время в Кыргызстане был только единственный кардиологический центр, организованный нашим учителем, академиком Мирсаидом Миррахимовым. И уже тогда меня волновали вопросы: «Почему в Кыргызстане нет своего кардиохирургического центра? Почему мы не можем готовить кардиохирургов у себя дома?
Закончив учебу, защитив докторскую диссертацию в Москве я вернулся в Кыргызстан и стал работать в отделе кардиохирургии при центре кардиологии.   К тому времени в республике уже работали восемь докторов наук и более десяти кандидатов наук  по  сердечно–сосудистой хирургии! Это профессора Сейтхан Джошибаев, Аскен Маралов, Усен Байзаков, Мамбет Намазбеков, Талгат Осмонов, Марат Дадабаев, Сергей Чыналиев и я. Так что время пришло, решил я, чтобы в стране родился самостоятельный центр кардиохирургии. Я эту мысль озвучил на административном совете и попросил Сейитхана Джошибаевича, чтобы он обратился к своему другу президенту Аскару Акаеву с такой просьбой.
Вот так благодаря дружбе С.Джошибаева и А.Акаева в Бишкеке был открыт центр сердечно-сосудистой хирургии. Естественно, С. Джошибаев был назначен временно исполняющим обязанности директора. Так начал работать самостоятельный центр, началась подготовка к выборам директора. В то время все положения устава работали, дисциплина и порядок строго соблюдались. Руководителей избирали на большом Ученом Совете из ведущих академиков медицины.
Поддержка академика  Миррахимова
Когда началась подготовка к выборам директора, академик Миррахимов вызвал меня к себе и сказал: «Вы инициатор этой идеи, вы и станете директором института!» Я был шокирован этими словами. Это было в 2005 году. У меня и в мыслях не было чтобы стать директором. Я был рад, что защитил докторскую диссертацию и работаю кардиохирургом. Я молча не согласился тогда с предложением Миррахимова. Я считал, что нельзя идти против своего руководителя, но закон требовал, чтобы выборы прошли на альтернативной основе и коллектив кардиологов и кардиохирургов института на Общем собрании рекомендовал меня участвовать на выборах.
В результате я пошел на выборы, и победил на них на альтернативных выборах, стал первым избранным директором НИИ хирургии сердца и трансплантации органов, проработав на этой должности с 2005 по 2011 год. Тогда и сегодня в Кыргызстане не то чтобы научный центр, даже небольшое отделение открыть очень сложно - все упирается в деньги. Тем не менее нам тогда это удалось.
Вот так я достиг своей мечты - создать условия для подготовки молодых кардиохирургов у себя. Став директором и основателем НИИХСТО, я превратил его в крупнейшее научно-практическое медицинское учреждение страны, организовал при нем ординатуру, аспирантуру, докторантуру и подготовил сотни молодых кардиологов и кардиохирургов. Организовал диссертационный совет и много других новых структур, необходимых для достижения статуса и поднятия престижа центра. Подготовленные мною кардиологи и кардиохирурги в настоящее время работают в десятках частных кардиологических клиниках Кыргызстана и за рубежом.
- Почему крупные кардиохирургические и кардиологические центры должны непременно открываться в Бишкеке? А как быть людям, проживающим в регионах?
- В принципе, в каждой области должны быть открыты кардиологические центры со своей кардиохирургией, и я об этом всегда говорил. С целью реализации этой идеи в 2009 году я разработал программу развития сердечной медицины в стране. http://proza.ru/2021/01/19/219 Даже в каждом городе или регионе, в котором проживает 200 тысяч человек, следует открывать такие службы и центры. В стране и мире отмечается устойчивый рост сердечно-сосудистых болезней. От 40 до 55% всех смертей наступает от сердечно-сосудистой патологии. Поэтому при возникновении острого сердечного приступа больные должны получить помощь в первые часы (правила «золотого часа») а иначе 50% из них умирают или становятся инвалидами.  Поскольку на юге проживает 65% процентов наших граждан, то, следовательно, 65 процентов всех больных были вынуждены приезжать в Бишкек, преодолевая 600 километров, а то и больше вдвое.
В связи с этим я занимался подготовкой кадров, чтобы со временем открыть кардиохирургический центр на юге страны. Сначала хотя бы один на весь регион и впоследствии, чтобы в каждом областной центре возникли такие службы. Я много раз предлагал эти идеи властям Кыргызстана. Но они весьма неохотно их принимали. Дело в том, чтобы открыть новую структуру или центр, требуются средства, оборудования, помещения.
Обращения к депутатам Жогорку Кенеша 
Тогда я решил обратиться к депутатам Жогорку Кенеша. Начал выходить на депутатов Зулхабиру Бекенову, Омурбека Текебаева, Камчыбека Ташиева, Дооронбека Садырбаева и спикеру, а также другим законодателям, которые были родом из южного региона. Обращался в комитет, занимающийся решением социальных вопросов. В конце концов я добился от тогдашнего торага ЖК КР А. Келдибекова принятия протокола ЖК об открытии филиала НИИ хирургии сердца в Джалал-Абаде и Южного регионального отделения сердечно-сосудистой хирургии на базе Ошской областной больницы.  Вначале мы хотели открыть филиал центра в городе Оше. С этой целью в 2008 году я даже провел первые в истории кардиохирургии страны 4 показательные операции на сердце в Ошской областной больнице, показав чиновникам, что это возможно. Но в 2010 году в стране произошла смена власти. Однако, руководство Розы Отунбаевой обещало, что выделит здание центра неонатологии в Оше для филиала кардиохирургического центра, но в конце концов это здание оставили на балансе департамента по борьбе с наркотиками.
Вот так нам пришлось открывать в 2010 году филиал центра кардиохирургии в Джалал-Абаде. На эти цели был Минздравом выделен пустующий тогда второй и третий этажи Центра переливания крови.
Первым директором филиала я назначил Кылыча Жоошова, но он не поехал а вместо него поехал директором Ильхам Бебезов. Коллектив состоял тогда из 32 человек. Эти ставки были ставки врачей и медсестер отделении коронарной хирургии НИИХСТО. Я их передал в филиал. Потому что у меня была только одна задача любой ценой открыть филиал, а потом все будет, докажем, покажем и добьемся всего.    Так и случилось. Я добился своего и   создал за 5 лет второй в стране крупный кардиохирургический центр -  филиал уже в городе Джалал-Абад.
Позорная история  травли профессора
А в 2010 году в НИИХСТО началась борьба за власть. Меня стали называть «бакиевским кадром» и политизированная часть моих коллег настойчиво просили, чтобы я тоже ушел со своей должности. Некоторые мои коллеги, которые помогали создавать НИИХСТО со мной вместе, решили выступить уже против меня, подогреваемые грязными политиками и интриганами во власти.  Против меня была развязана двухлетняя информационная кампания травли. Только в одной газете «Вечерний Бишкек» были опубликованы в общей сложности 42 клеветнические статьи, выступления против меня. http://proza.ru/2011/03/18/907
Сабырбек Жумабеков, который тогда был министром здравоохранения, попросил меня временно оставить должность директора, чтобы успокоить оппонентов, а потом, приняв участие на очередных выборах, снова вернуться на свою должность. Все, кто меня критиковали, хотели сесть на директорское кресло, были кандидатами наук и не имели на это право, согласно Устава центра, принимать участие на выборах. Так что у меня единственного оперирующего профессора кардиохирургии страны был 100-процентный шанс на победу. Хотя я сам чувствовал, что будут люди, которые и дальше будут тормозить развитие отрасли и центра. Это были люди, они и сегодня есть, которые в своей жизни не видели живого бьющегося сердца, не то чтобы оперировать, они   в    организации научно практической кардиохирургии и сегодня не видят дальше своего носа -  ими двигают другие потребительские мотивы и инстинкты.
Я тогда сам написал заявление и ушел с этой должности. А Сабырбек через два месяца сам был снят с занимаемой должности министра, и все планы были забыты…
Полтора года я оставался практически без работы, хотя и числился заместителем директора НИИХСТО.
Но, я борец по своей природе и не мог сидеть без дела. Тогда же организовал свою частную медицинскую клинику «Кардиоцентр». Там сегодня работают мои дочери, зятья, сын которые получили медицинское образование. Сначала нам пришлось очень трудно. Не было у нашей семьи средств на организацию и развитие центра, хотя у меня был огромный опыт профессора кардиохирургии, доктора медицины со стажем. Мои дети тогда еще были молодыми врачами, студентами КГМА.  Пришлось продать почти все свое имущество, брать кредит в банке, приобретать необходимое здание и оборудование на лизинговой основе. Постепенно дела стали налаживаться. В конце концов стали проводить уже открытые операции на сердце. Так, впервые в истории кардиохирургии страны в Бишкеке я провел первую свою операцию на сердце в условиях частного центра.
Новое назначение
 Но, однажды Ж. Сатыбалдиев, только что назначенный премьер-министр, посетив министерство здравоохранения спросил у Динары Сагымбаевой: "Почему известный в стране единственный оперирующий профессор кардиохирургии Калдарбек Абдраманов остается безработным? Найдите профессора и обеспечьте его работой, пусть работает по специальности во благо народа».
 Сагынбаева вызвала меня к себе и попросила поехать на юг и возглавить мною же организованный кардиохирургический центр в Джалал-Абаде.
Я не согласился вначале, сказав, что у меня уже есть частная клиника, делаю все операции и спокойно работаю в комфортных условиях и пью кофе в свободное от работы время. Но она настояла, сказав, что само правительство в лице премьер-министра направляет вас и я прошу об этом. «Вы же сами организовали этот центр, как вы можете теперь отказаться?»
На следующий день я согласился поехать в Джалал-Абад. С другой стороны, и мои родители были уже очень старыми, а после смерти моего брата там не было никого, кто присматривал за ними.
В конце 2012- года я приехал туда и возглавил центр, с 13 января 2013 года я официально являюсь директором.
Об этой истории я невольно вспомнил, когда меня хотели уволить с этой должности. Когда Абдраманов был нужен, чтобы строить и организовывать новые государственные центры, правительство может направить его как в ссылку в регион, а когда уже все сделано и работа налажена, выбросить его на улицу как ненужную вещь? Это меня сильно задело.
Но все равно в любом случае я горжусь, что организовал на пустом месте дружный профессиональный коллектив, специализированный центр сердца, который никто  и  никогда не сможет  закрыть или  расформировать, даже если меня  снимут  с  должности. Потому что коллектив и центр нужны не одному человеку, а всему населению Юга страны, для больных сердечников.
- В каком состоянии вы приняли тогда центр?
 - Было много трудностей вначале. Приходилось быть одновременно и хирургом, и сторожем, и главврачом, и журналистом, и менеджером, чтобы центр заработал по-настоящему. Если в Бишкеке мне препятствовали некоторые мои коллеги, а в Джалал-Абаде главной проблемой стало равнодушие руководства. Мы работали как в полевых условиях, вы же помните тот случай, когда операция на сердце была завершена при свете сотовых телефонов. http://proza.ru/2018/08/10/1010 Условия работы были плохие. На два этажа был один туалет, которым пользовались как пациенты, так штатные работники и посетители. Это не отвечало элементарным санитарным нормам. Поэтому мы в первые годы делали всего по 40-50 операций в год - на старом оборудовании, привезенном из Бишкека. Не хватало коек для размещения – всего их было пятнадцать.
Я работал с утра до ночи, не покладая рук, не зная выходных, как если бы это было мое частное предприятие. И многие так и стали думать, как будто я строил центр для себя. Много было препятствий от недоброжелателей. Я не обижаюсь на них - все мы люди. Только люди, страдающие сердечными заболеваниями и их родные, знают цену этим двум мною организованным клиникам и тому, что удалось сделать мне и через что пройти ради этого. Спикер Жогорку Кенеша А.Келдибеков и профильный комитет выделили из бюджета сорок пять миллионов сомов из 100 млн. сом, которые я просил. На эти деньги мы получили только необходимое медицинское оборудование, постарались создать в центре хорошие условия. Некоторые незнающие люди поэтому называют этот центр частной «клиникой Абдраманова».
В 2017 году государство национализировало имущество К. Батырова. И нашему центру было передано здание завода КСД. Но до сих пор нам не удалось добиться выделения достаточных средств от государства на завершения ремонта и реконструкции здания. Только в 2020 году правительство Жеенбекова выделило для области на борьбу с коронавирусом 20 млн. сом и оно было решением тогдашнего губернатора Мирзахмедова передано нам.
Вот так постепенно мы становились на ноги и развивались и сегодня мы уже проводим около 400 сложных открытых операций на сердце и более 500 малых операций и инвазивных вмешательств в год. Всего мы проводим около тысячи операций в год.
- Вы проводите операции за оплату? Ваша клиника ведь государственное предприятие?
- Да, многие пациенты так или иначе платят сооплату. Детей до 2-х лет оперируем бесплатно за счет государства, а для   пенсионеров есть льготы. К сожалению, сегодня в государственных кардиологических центрах за основные расходные материалы часто приходиться платить самим пациентам. Почему так происходит? Несмотря на то, что мы государственная клиника, государство не может обновить нам оборудование и полностью обеспечить всеми необходимыми дорогостоящими расходными материалами для проведения операции на сердце всем пациентам.  Руководители всех уровней знают об этом.
И есть только две государственные кардиохирургические центры: одно в Бишкеке и другое в Джалал-Абаде. Еще одно отделение сердечно-сосудистой хирургии при Ошской областной больнице. Раньше этим центрам выделяли около 40-50 миллионов сомов по фонду высоких технологий. Мы подавали заявку на закупку расходных материалов ежегодно. Но, не всегда мы получаем из этого фонда средства или расходные материалы. Поэтому нашим больным самим приходится дорого  покупать  расходные материалы в  аптеках.
Тогда как, к примеру, в России и Казакстане своим гражданам операции на сердце проводят практически бесплатно, так как по квоте кардиохирургическим центрам выделяют средства или централизованно покупают дорогостоящие расходные материалы. Больные сами не покупают, как у нас стенты или клапана в аптеках.   
Нам тоже надо переходить на такую систему оплаты или обеспечения сердечных операций своим гражданам.
 - Некоторые ваши коллеги из столицы предлагают превратить кардиохирургический центр в Джалал-Абаде обратно в филиал центра в Бишкеке.
- Это глупость или  провокация. Я бы спросил этих людей, кто вам надоумил на такое предложение? Двенадцать лет назад я организовал центр как филиал потом превратил это учреждение в самостоятельное учреждение, объединил кардиохирургию и кардиологию в одном центре. По всем показателем развития центр интенсивно развивается.  Почему вы хотите теперь поломать естественное развитие клиники? И чего добиваетесь этим? Скажите честно о своих мотивах? Если вы лично против меня, то есть другие методы борьбы со мной. Работайте честно и докажите, что вы сильнее, умнее, нужнее, чем я нашим больным и сделайте больше, чем я пользы своему государству народу, медицине. Постройте хоть одну больницу своими силами и авторитетом. Но, ЮРНЦССХ не трогайте. Этот центр должен оставаться Южным региональным кардиологическим центром головной кардиологической больницей 4 миллионного населения юга страны. Все знают, что более 65 процентов населения Кыргызстана проживает в трех южных областях. Здесь больше сердечных больных, чем где-либо еще.  Сейчас у нас 86 коек и более 190 сотрудников. Мы принимаем более десяти тысяч больных в год! Мы лечим в стационаре более 5 тысячи и оперируем более тысячи человек.
Я могу ответить этим моим коллегам, которые хотят сделать нас филиалом. Будет правильным если объединитесь два государственных кардиологических учреждения в Бишкеке НЦКиТ и НИИХСТО – ведь они и находятся на одной территории. Вот это будет настоящая структурная реформа. Тогда и экономия средств будет достигнута и эффективность работы служб в разы возрастет, преемственность наладится, коллеги будут работать вместе, лучше понимать друг друга. А главное, больные будут получать лечение в одном учреждении, а не выписываться для того чтобы просто перевестись в другое отделение. Деньги будут выделяться не двум учреждениям, а одному центру, больные не будут платить дважды если им надо оперироваться в юридически разных учреждениях и.т.д.  Так что будет большая польза для всех.   
Да, в далекие 2000 годы у нас были другие времена и обстоятельства, и мы отделили кардиохирургию от центра кардиологии Миррахимова. Это в свою очередь, привело к самостоятельному развитию от одноцентрового  к многоцентровому развитию кардиохирургии. С тех пор многое изменилось, требуется реформы. Сегодня уже функционируют в стране более 20 самостоятельных кардиологических и кардиохирургических центров.   Теперь их надо объединять. Поэтому и новые частные центры уже открываются как одно кардиологическое и кардиохирургическое учреждение. Такая сегодня практическая и теоретическая если хотите экономическая потребность. Сегодня нет и не может быть современной кардиологии без своей кардиохирургической поддержки. В развитых странах до сих пор не было и нет такого разделения кардиологии и кардиохирургии. В принципе, это правильно: кардиология и кардиохирургия одна отрасль. Поэтому было бы здорово, как я уже сказал выше, если бы Национальный центр кардиологии объединили с институтом кардиохирургии.
С этого надо начинать реформы в кардиологии и кардиохирургии, а не превращать крупный научно практический региональный кардиоцентра в филиал. Я эту идею и раньше озвучивал. А теперь об этом буду часто говорить и напоминать, тем более после таких некомпетентных высказываний отдельных моих коллег из Бишкека, о желании превратить созданный  мною с нуля успешно работающий уже  кардиологический центр -ЮРНЦССХ  в городе  Джалал-Абад в филиал института  кардиохирургии. 
- Что вы считаете вашими главными достижениями за эти годы  и чего еще не добились?
- Я сделал для медицины страны все, что было в моих силах – создал два крупных специализированных государственных кардиологических центра в Бишкеке и Жалал Абаде! Создал современную школу кардиохирургов Кыргызстана – наладил непрерывную систему подготовки кадров. Кардиохирургию страны от одноцентового развития перевел на путь многоцентрового развития. Раньше если у человека случался сердечный приступ, его приходилось везти в Бишкек, и он не доезжал даже до Токтогула как все уже было кончено.  Еще труднее было жителям Баткена, даже добраться до Оша не успевали. А надо было ехать через всю страну в Бишкек. Вот это, пожалуй, и есть одно из моих главных достижений, что мне удалось сократить пути спасения для 65 процентов наших граждан из юга страны. Я этим горжусь! Готов и есть силы и ясность ума, чтобы и дальше приносить пользу своему отечеству!
О недостатках. Хотя в настоящее время во всех палатах есть туалеты, я десять лет сидел в маленьком кабинете, и кабинетом это назвать можно с большой натяжкой. Медицинское оборудование, приобретенное ранее эксплуатируется уже более десяти лет, и оно устарело. Мы можем выполнять два-три операции в день. Но не больше.   Когда надо делать 5-10 операций в день. Но то что, новые корпуса нашего центра превратились в долгострой - это и есть наш главный недостаток. Именно потому я сегодня не могу оперировать новорожденных, проводить операции по трансплантации почек и сердца и другие, ставшие обыденными для медицинских клиник в мире.
На ремонт наших зданий в 2020 году выделено всего 20 миллионов сомов. На эти средства мы отремонтировали меньше половины нового здания.  А требуются еще около 100 миллион сом для завершения ремонта и реконструкции и приобретения оборудования.
- Какие краткосрочные проблемы имеются у центра, которые надо решать?
- Закончить ремонт и реконструкцию зданий нового корпуса. Построить помещение для детского отделения на 20 коек для размещения больных детей раннего возраста и новорожденных. Провести ремонт и реконструкцию операционного блока и реанимации, поликлиники, административного этажа и лаборатории в новом здании, чтобы мы могли наконец переехать полностью туда. А так, сейчас наши основные структуры такие как отделение детской кардиологии и кардиохирургии, операционный блок и отделение реанимация находятся на 2, 3-м этажах здании Центра крови. Все это создает большие трудности в работе двух центров Центра крови и особенно нашего центра.
Но, я уверен, что наша страна, даст Бог, будет экономически благополучной и процветающей. Наша медицина тоже будет процветать тогда. Пусть мой народ будет здоров, и пусть ни один гражданин не будет болен.
-Спасибо за интервью. Дай Бог вам сил, чтобы продолжать служить народу.
Интервью брал Нурмамат ажы Сапарбаев.