Студенческие байки

Валерий Беляев
Байка №3.

     Тот, кто в далекие студенческие годы жил в общежитии наверняка помнит, что главными заботами иногороднего студента было дотянуть, с божьей помощью, до следующей стипендии и умело сделанных шпаргалок сдать успешно сессию.
   Студенты – народ ушлый. Могут не только выжить в этих ситуациях, но и найти для себя определенные дивиденды. Хорошо запомнились варианты экономии денег на питание. Приезжая на Ярославский вокзал после лекций я со своими однокурсниками не спешили сесть в электричку. Мы шли на задворки Ленинградского вокзала и пробираясь между контейнерами, хилыми постройками и избегая суровых охранников, входили в вполне приличную железнодорожную столовую. Естественно, столовая была предназначена исключительно для работников железнодорожного транспорта, а не для студентов, имеющих в карманах не более 1 руб.
  Так вот, комплексный обед, состоящий из 3-х блюд, в Москве, в среднем стоил 1р.20к. В этой столовой примерно такой же обед стоил 80 коп. Вероятно, в столовой существовала дотация от профсоюза или министерства. Но для меня и моих двух друзей и эта цена была высокой. Прикидываясь, каждый раз работягами по разгрузке вагонов мы стали своими среди чужих. Каждый из нас скромно просил по две половинке первого, прекрасно соображая, что в этой половинке супа или борща будет ровно такой же кусочек мяса, что и в полной порции. И вообще мы поняли, что две половинки всегда больше одного целого, хотя это, по логике, противоречит математике. На второе мы брали только гарнир в виде пюре, макарон либо риса, которые просили полить подливкой. В подливке обязательно были частицы мяса. Компот, он и в Африке компот. Без него обед не обед. Итого на каждого выходило не более 35-40 коп. При этом, надо заметить, что хлеб бесплатно стоял на столе, а рядом стояла горчица и соль. Вероятно, повара смутно догадывались, что мы студенты, но сквозь пальцы смотрели на наши авантюрные прикиды.
     Из столовой всегда выходили довольные, с некоторым количеством кусков черного и белого хлеба в студенческих штанах. В общежитии это всегда пригодится. Мы строго держали в секрете данную точку общепита от своих соседей по общежитию. Для нас лишний рот больше забот.
    Обед обедом, а вечером кушать тоже хочется. Запасы картошки, всяких солений, которые давали нам родители на неделю, как-то  быстро заканчивались. Выход был очевидным, давно отработанный студентами нашей необъятной родины. Вечерами мы иногда шли на погрузо-разгрузочные работы. Особенно любили работать на железнодорожных станциях по разгрузке вагонов с продуктовыми товарами в картонной упаковке. Случайно упавшая коробка с макаронами, рисом или гречкой, не считалась большим ущербом для грузового вагона, и на это не обращалось ни какого внимания со стороны бригадира. Естественно помимо нескольких рублей, заработанных нами, прихватывались вовремя спрятанные «случайно упавшие» бакалейные изделия. К сожалению, данный способ иногда пресекался жестким способом со стороны надзирателя разгрузки вагона или машины. Но чаще нам все сходило с рук и довольные таким раскладом мы могли себе позволить некоторые шалости, разрешенные молодому поколению строителя светлого будущего.
  Тем временем учеба шла своим чередом. Шпаргалки делали под копирку. Лекции записывали также, помогая друзьям, которые по тем или иным причинам не ходили на лекции. Отдельные предметы любили и с удовольствием ходили на лекции и конечно успешно сдавали зачеты. Могу похвастаться. Ко мне неплохо относился директор политехникума Басилашвили Валериан. Да, да - это отец Олега Басилашвили. Я был  распасующим в сборной волейбольной  команде. А этот бородатый и удивительно обаятельный дяденька любил волейбол, ну и конечно благосклонно относился к нашим хвостам в процессе учебы.
    Вот так жили и учились мы в 60-десятые годы прошлого столетия. Было трудно, но вспоминается с удовольствием.