Балет в Мариинке

Валерий Беляев
                Балет в Мариинке.
      В основу этого маленького рассказа легла довольно смешная история, рассказанная моей женой, которая специально поехала с дочкой в нашу культурную столицу смотреть балет «Баядерка» Л.Минкуса  в Мариинке.
       Я не балетоман. Честно сказать, мало понимаю в этих адажио, па-де-де и фуэте. К удивлению моей дочери, я равнодушно воспринял ее рассказ о либретто этого знаменитого балета, в основе которого индийский эпос. Жена то ли поняла, что мне неинтересны  дочкины восторги от балета, то ли просто решила поднять мне настроение. То, что это у нее это получилось, я описываю в своих дальнейших строчках с ее слов:
    «Мы  сидели на втором ярусе с краю, и мне, как на ладони, была видна не только сцена, но и оркестровая яма. Перед началом действа мои взоры были обращены в основном на партер. Любопытно было смотреть, кто пришел на спектакль, увидеть, кто как одет, ну и всякое другое. Иногда,  смотрела на оркестровую яму. Было интересно наблюдать, как музыканты рассаживаются, настраивают свои инструменты, раскладывают ноты, приветствуют друг друга.
    И вот погасили свет, открылся занавес, грянула музыка, и меня полностью поглотил балет.
     Действие спектакля разворачивается в Индии во времена глубокой древности. Главные герои – индийская танцовщица Никия и храбрый воин Солор были страстно влюблены друг в друга. Понятно, что где любовь там обязательно треугольник. Случайно оторвавшись от одного из любовных катетов балета, я случайно перевела свой взгляд на оркестровую яму. Меня заинтересовала огромная арфа, торчащая сбоку от бригады скрипачей. Невдалеке от арфы, сидела женщина средних лет, которая, к моему удивлению, не играла, а вы не поверите, вязала спицами. На фоне прекрасной музыки Минкуса и хорошо поставленной хореографии М.Петипа, дама со спицами выглядела, по крайне мере, нелепо. Она была уверена, что ее не видно со стороны зала.
     Однако это музыкантшу вовсе не смущало. Она изредка смотрела в нотную тетрадь, и когда надо было брынкнуть по струнам, откладывала мешочек с шерстью, грациозно подходила к своему инструменту и как балерина, плавно водила руками по струнам. Две, три минуты игры на арфе  и наша дама, невозмутимо отходит от арфы, и сидя на небольшой табуретке, снова увлеченно играет спицами. И так в течение почти 3 действий спектакля. Но где-то в середине 3-его действия, когда главный герой балета Солор оплакивает Никию и вдруг видит в воздухе тень любимой, наша арфистка вдруг исчезает из оркестра. Толи устала от  своей непосредственной работы, толи ее дома ждали неотложные дела. Но скорее всего Минкус не предусмотрел в партитуре арфу в моменте, когда боги разрушают храм и души главных героев спектакля соединяются, чтобы вечно быть на небесах.
   Однако спектакль в оркестровой яме был бы неполным, если бы там не существовал еще один герой, который на протяжении всего действа вызывал просто гомерический смех.  Вы знаете, как называются музыкальные инструменты типа металлического треугольника, бубна, трещотки, колокольчики, маракасы? Перкуссия. Оказывается перкуссия наравне с хлопаньем в ладоши, относится к древнейшим формам музицирования. Но это так, к слову. Вероятно, Минкусу очень важно было ввести в музыкальную партитуру удары по треугольнику.               
      Так вот наш перкуссионист (ну его так называют), вероятно, с высшим музыкальным образованием, перед началом своей партии чинно вставал со своего стула, расправлял плечи и брал одну из своих палочек. Внимательно смотря в нотную тетрадь, он с неописуемым изяществом ударял по треугольнику несколько раз  и довольный своей игрой садился на стул. Иногда, у нашего перкуссиониста (ну его так называют) в руках оказывался бубен. Можно предположить, что это был более сложный инструмент. По этой причине, музыкант после ударов по бубну делал многозначительную паузу, перед тем как сесть, ожидая вероятно внимания со стороны дирижера  и своих коллег по оркестру.
     Спектакль закончился бурными ударами в ладоши  и выкриками «браво» со стороны зрителей. Дирижер оркестра и музыканты, хлопая смычками по скрипкам, вместе с балетной группой кланялись публике. Лица оркестрантов и балетной труппы светились от счастья законченного спектакля и от длительных рукоплесканий.  Зрители были довольны, а мы с дочкой дважды».
  Я тоже стал доволен. Узнал новое  очень красивое слово Перкуссия.