13. 1849-1860 годы

Алексей Чаус
    По прекращению боевых действий с венгерцами уланский Его Императорского высочества великого князя Николая Александровича полк, в составе восьми эскадронов в октябре 1849 года прибыл в Царство Польское и расположился в г. Ленчицы (Калишской губернии).
        28 сентября 1850 года штаб- и обер-офицерам резервных и запасных эскадронов определено числиться в штате полка.
       В следующем году вышло положение о резервной кавалерийской дивизии, в которой повелено иметь для полка: в постоянном резерве из людей, состоявших на действительный службе- запасный эскадрон № 9, а в запасных войсках собирать из бессрочно отпускного запасного эскадрона № 10; вместе с этим резервный и запасной кадры от полка упразднены.
        Для увеличения общего числа офицеров было разрешено в армейской кавалерии представлять для производства юнкеров и некоторых унтер-офицеров на особых льготных условиях.
        Обмундировка солдата и его вооружение с амуницией были красивы, но очень неудобны - солдат был точно связан по рукам и ногам, обвешан оружием со всех сторон, так что в новом мундире и в затянутых рейтузах с пикой в руках, саблей с боку и карабином на панталере он с трудом садился на лошадь; особенно бедствовали в этом отношении малорослые и молодые солдаты.
        Высочайшим приказом 21 октября 1850 года командир полка, полковник Ган был уволен от службы за ранами с производством в генерал-майоры. Эти же приказом командиром полка был назначен командир резервной бригады 3-й лёгкой кавалерийской дивизии уланского Его Императорского Величества ЭрцГерцога Австрийского Альберта полка, полковник Капитон Лукич Белевцев, который прибыл в полк только в феврале 1851 года.
         В мае месяце 1851 года полк был расположен в корпусном сборе при г. Лович, при чём эскадроны были размещены по квартирам. В июне полк выступил на травяное довольствие и затем на зимние квартиры в г. Грубешов Люблинской губернии.
          В царствование Николая Павловича каждый корпус имел свой постоянный район, центрами которых были города: Вильно, Варшава, Киев и Гомель. Чтобы войска не сживались с жителями и не утрачивали навыка к походной жизни, корпуса каждые три года передвигались из одного района в другой.
         Передвижениями корпусов, одинаково разорительными и для края, и для армии, тяготились все.
         Передвижения полка из одного места в другое большей частью производилось в осеннее время. Ранней же весной полк двигался в лагерные сборы, совершая при этом не менее значительные марши. Вообще, передвижения полка были невероятно часты.
         В конце августа 1851 года Белевцев уехал лечиться на Липецкие минеральные воды и в сентябре был зачислен по кавалерии.
           Его заместителем 30 августа был назначен полковник Николай Петрович Беклемишев, прибывший 23 сентября из Харьковского уланского полка.
          С первого же дня командования новым командиром было много вложено энергии как в дело воспитания и обучения нижних чинов, так и поддержания доблестного духа полка. Отличительной чертой его характера было самое широкое русское гостеприимство. Двери его дома всегда были открыты не только офицерам, но и юнкерам; при этом все офицеры полка, бывшие на лицо при штабе, были обязаны являться к нему на обед. За этими общими обедами он мог близко сойтись со всем составом офицеров.
         В марте 1852 года полк из места своего зимнего расположения выступил в корпусный сбор в Варшаву и расположился в окрестностях Мокотова. С первого дня прибытия на летний сбор полк начал готовиться к Высочайшим смотрам.
        В целом ряде смотров (20, 22, 27 и 30 мая) полк представился Государю Императору в блестящем виде. За эти смотры командир полка, полковник Беклемишев удостоился получит Высочайшее Благоволение.
         Зимние квартиры полку были назначены в Люблинской губернии, при чём штаб распологался в г. Хельм, а эскадроны в окрестностях, где и простояли до конца августа 1854 года, когда перешли на новую стоянку в г. Владимир-Волынский, откуда в 1855 году вернулись обратно.
        Составленная против России коалиция из Англии, Франции, Турции и Сардинии, поощряемая Австрией, вынудила Императора Николая Павловича объявить войну и озаботиться охраной нашего обширного отечества, что вызвало значительное напряжение наших боевых средств. Полки укомплектовывались по штатам военного времени, преимущественно, бессрочноотпускными.
        В конце февраля 1855 года полк был поражён горестной вестью о кончине Государя.
        Высочайшим приказом 19 февраля 1855 года полк был наименован Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича. Во время стоянки полка ококло г. Владимира-Волынского эскадроны были расположены на широких квартирах в окрестностях города.  Эскадрон занимал район, окружностью около 15-20 вёрст, и на взвод давалась целая деревня. Довольствие производилось от жителей, которым полагалось отдавать паёк – крупу и муку. Один нижний чин назначался на несколько домохозяев, которые по очереди его кормили. В большинстве случаев паёк оставался в пользу эскадронных сумм, благодаря эскадронным командирам, умевшим улаживать дело с крестьянами, выставив весной деревне ведро водки, после чего получали квитанцию о благополучном картировании. Караульный эскадрон и разные команды стояли при штабе полка. В апреле полк, для отбытия сбора, стягивался на тесные квартиры у своего штаба.
           В 1856 году полку был произведён инспекторский смотр начальником дивизии, генерал-лейтенантом Сталь-Гольштейном, который нашёл в полку хорошим: пешую выправку, посадку, выездку лошадей, фланкировку, знание офицерами своего дела и верховую езду, порядок службы и дисциплину, обращение с жителями, содержание лошадей и доброту ремонта; правильными:  седлание, мундштучение и вьючение; отчётливым: эскадронное и полковое учения; состояние оружия – исправное, конская амуниция в порядке, наружный вид людей бодрый, адъютанты, квартирмейстеры и казначей знают фронтовую службу.
         По окончанию восточной войны в организации кавалерии произошли большие перемены: резервная бригада 2-й лёгкой кавалерийской дивизии была расформирована.
        В каждой дивизии было положено иметь 6 полков: 2 драгунских, 2 уланских и 2 гусарских. При этом в состав 2-го армейского корпуса вошла 2-я лёгкая кавалерийская дивизия генерал-лейтенанта графа Нирода с полками 1-й бригады: драгунским Его Императорского Высочества Великого Князя Владимира Александровича (Новороссийский) и уланскими Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича (Смоленский) и Принца Фридриха Прусского (Харьковский); 2-й бригады гусарскими Ея Императорского Высочества Великой Княгини Ольги Николаевны (Елисаветградский) и Принца Фридриха Гессен-Кассельского (Мариупольский).
         Несколько позднее, в августе месяце 1857г. полку присвоены новые масти лошадей: гнедая, вороная, рыжая и серая с их оттенками. При этом не поставлялось непременным условием подбор лошадей мастями поэскадронно или повзводно, а предоставлялось ближайшему усмотрению полкового командира во фронте распределять лошадей поэскадронно в оттенок каждой масти, чтобы не было пестроты в ранжире и сохранялась бы прочность строя.
         По новым штатам 26 июня 1836 года полк переформирован из восьми эскадронов в шесть, резервные эскадроны №№ 9 и 10 переименованы в 7 и 8 резервные.
          В этом же году 18 сентября повелено привести полк к четырех эскадронному составу и к одному резервному эскадрону, а 1-го ноября назначено иметь полку в мирное время четыре действующих эскадрона в 15 конных рядов во взводе, а вместо одного резервного содержать на службе по два: а именно: резервные эскадроны № 5 и 6, каждый в 12 конных рядов во взводе, с тем, чтобы в мирное время они находились в составе своих полков в полном заведывании полкового командира. В военное же время резервные эскадроны отделяются от полка и служат для формирования из них дивизиона. На этом основании старшинство, отличие и штандарты третьего дивизиона переданы в 5 эскадрон, четвёртого дивизиона – в 6 эскадрон.
        В конце 1857 года переведено на укомплектование полка из резервных и запасных эскадронов 1, 2, 3, 4, 5 и 6 лёгких кав.дивизий:
штаб-офицеров                2
обер-офицеров                13
унтер-офицеров                10
музыкантов                9
рядовых                403
нестроевых                23
денщиков                8
строевых лошадей                43
        По прибытии этих воинских чинов нижние чины, числом 220 человек, прослужившие 13 и 14 лет были уволены в бессрочный отпуск.
        Высочайшим приказом 13 октября 1856 года командир полка, генерал-майор Беклемишев был назначен командиром 1-й бригады 2-й лёгкой кавалерийской дивизии.  Вместо него командиром полка, тем же Высочайшим приказом назначен Лейб-Гвардии Гродненского гусарского полка полковник граф Тулуз-де-Лотрек, который прибыл в полк 20 ноября и, вступив в командование, сразу внушил смоленцам о себе мнение, как о знатоке кавалерийского дела. Будучи сам в душе настоящим кавалеристом-рыцарем, он в каждом искал эти качества и, в ком их находил, теми увлекался. Благодаря появлению новых современных строевых требований, в таком инструкторе и руководителе чувствовалась необходимость. Граф сам сознавал это и с энергией, свойственной его натуре, немедленно принялся за введение новых уставных порядков. Ряд его последовательных приказов показали всё искусство и знание, которые он приложил к делу, и всё стремление поднять уровень строевого образования полка. Плоды деятельности его сказались весьма быстро: полк показал себя на всех последующих смотрах, в особенности же на Высочайшем смотре в 1860 году.
          В 1854 году 2-я лёгкая кавалерийская дивизия вошла в состав отдельного резервного кавалерийского корпуса генерала от кавалерии барона Оффенберга; впоследствии эта часть получила наименование сводного кавалерийского корпуса.
          19 марта 1857 года, день, ознаменованный в русских боевых летописях взятием Парижа, - вся русская армия была обрадована Высочайшим приказом, в котором Государь Император повелел, для увековечивания памяти военных подвигов, оказанных полками с первоначальными их наименованиями, тем из них, кои носят имена своих шефов, возвратить и прежние коренные названия, сохраняя таковые впредь при назначении шефов.
         Вследствие этого полк с этого дня стал именоваться Смоленским уланским Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича.
         30 октября 1857 года в приказе военного министра была объявлена Высочайшая воля о том, чтобы в полках кавалерии оставить по одному штандарту, а прочие передать в арсеналы на хранение.
          Смоленский полк сдал в арсенал свой штандарт второго дивизиона с Андреевской юбилейной лентой, пожалованный в 1798 году, под сенью которого немало было пролито крови Смоленцев.
          Осенью 1856 года полк перешёл в г. Умань Киевской губернии. В городе расположился штаб, а в окрестностях эскадроны.
          Умань была некогда укреплённым городом. В 17 веке она с обширным округом была пожалована Речью Посполитой знаменитому польскому гетману Конецпольскому за его военные заслуги, а от него перешла к князьям Потоцким. Умань славится своим садом, известным под названием «Царицын сад». Он занимает пространство в 106 десятин и устроен владельцем в честь своей жены.
          В царствование Императора Николая Павловича вооружение улан состояло из штуцеров, пистолетов, карабинов, пик и сабель. В полку числилось 128 штуцеров, 129 пистолетов, 912 карабинов, 960 пик и 1217 сабель. Из этого числа утрачено Вов время сражений, бывших с венгерцами: карабинов 14, пистолетов 1, сабель 12; кроме этого, во время похода и сражений испорчено оружия, ставшего негодным к дальнейшему употреблению: карабинов – 235, сабель 40. Это оружие в 1850 году артиллерийским ведомством было пополнено и заменено исправным.
           Кремнёвый штуцер носился на широком ремне-панталере через левое плечо. С 1842 года стало вводиться нарезное оружие, ударные штуцера, которые кавалерия получила в небольшом количестве, калибром в 6 и ; линии с восемью нарезами. Сферическая пуля их весила 7,5 золотника и при заряжании предварительно обёртывалась пластырем, с целью более плотного вогнания в нарезы. В начале пятидесятых годов сферическая пуля была заменена цилиндроконической с двумя выступами. Всё это оружие имело существенные недостатки в применении к вооружению кавалерии: заряжание с дула на лошади было неудобно и особенно при пуле, форсированной шомполом; если же пуля входила в канал ствола с зазором, и кавалерист, зарядив ружьё, не стрелял и опускал его дулом вниз, то бывали случаи, что пули от толчков при езде на лошади легко сдвигались с места. Это указывало на то, что огнестрельное оружие, которым была вооружена кавалерия, должно быть заряжаемо с казённой части.
         Ударные пистолеты для полка (716 штук) в 1858 году были получены с Ижевского оружейного завода.
         17 апреля 1861 года было отменено наказание нижних чинов шпицрутенами; наказание розгами было оставлено, в виде исключения, для нижних чинов, состоявших в разряде штрафованных. Вместе с тем были уничтожены нашивки на погонах за побеги и существование отдельных «штрафных» столов. Следствие о проступках нижних чинов производилось комиссией из 1 штаб и 2-х обер-офицеров, а разбор дела производился в «сокращённом» военном суде (полковом), который состоял из презуса (председателя), двух асессоров (членов) и аудитора (делопроизводителя). Наказания, наложенные по суду или властью командира полка, приводились в исполнение в присутствии всех наличных чинов полка.
        В этом же году были прекращены вычеты с нижних чинов в артельные суммы, и было установлено впредь из содержания, получаемого нижними чинами никаких вычетов не делать.