Деньги и стоимость

Борис Владимирович Пустозеров
Людям надо дышать чистым воздухом, питаться съедобными и качественными продуктами, пить чистую воду, чтобы жить и быть способными к любой своей деятельности. При нарушении этих условий, – если воздух загрязнён, если продукты испорченные и вредные, или вода заражённая и грязная, – иммунная система человека может не справиться с очисткой, человек заболевает и может погибнуть. Ещё более вероятна смерть при нехватке воды или пищи, то есть от жажды или голода. Таким образом, воздух, вода и пища – главные поставщики энергии для человека. До настоящего времени человек еще дышит более-менее нормальным воздухом и пьёт более-менее нормальную воду, и, по крайней мере, может в случае необходимости сменить среду обитания на менее загрязнённую – например, из города уехать в деревню или вообще поселиться в лесу в шалаше. Так что основная проблема, в которую издавна и до сегодняшнего дня могла упираться не только нормальная жизнь человека, а даже его существование на планете, – это пища, его еда.

Пока люди жили в первобытных и кочевых условиях, перемещаясь племенами с места на место, им достаточно было «дикой» растительной и животной пищи. Но при стадном (племенном) образе жизни и неуклонном увеличении количества соплеменников иногда еды хватать переставало. И тогда «коллективное» сознание подсказало людям, что можно «растительную пищу» выращивать из собранных семян, копируя дикую природу, а «животную пищу» разводить, приручая диких животных. И постепенно, за тысячелетия люди научились выращивать столько зерна на хлеб и столько скота на молоко и мясо, сколько нужно племени уже не на год пропитания, а на несколько лет вперёд, то есть научились делать запасы излишней пищи.
Эти излишки еды позволили людям большого племени или племенного союза постепенно расслоиться по профессиям – какой-то части людей отойти от непосредственного сельскохозяйственного производства зерна и мяса и заняться многими другими делами, необходимыми для успешного существования племени. Начали появляться династии гончаров, портных, строителей, кузнецов и так далее вплоть до торговцев, которые стали служить «сообщающейся прослойкой» между теми же гончарами с портными и пахарями с животноводами, чтобы обеспечивать одних едой, других – посудой и одеждой.

Мерой стоимости любого товара – горшков, платьев, построенного жилища, выкованного меча, кувшина вина – изначально служила, естественно, еда, то есть определённое количество (например, пуд или килограмм) зерна, муки, овощей, рыбы или мяса, которые имелись у земледельцев, рыбаков и скотоводов в качестве излишков. Если не было особых проблем с погодой и неурожаями, то стоимость товаров годами оставалась практически постоянной, а вот при неурожаях или при падеже скота в результате каких-либо болезней стоимость любого товара падала, и за обычную меру крестьянин или торговец зерном мог получить уже намного больше товаров, чем до этого в благополучные «сытые» годы. По-иному не могло быть, потому что земледелец и животновод, выращивавший злаки или разводивший скот, прекрасно знал, сколько еды должно оставаться в его семье до сбора ближайшего урожая или до забоя скота, и при отсутствии у него излишков еды он не смел трогать этот запас, обменивая его на новую одежду или другие предметы быта, – он мог залатать дыры и ходить в старой одежде, но сытый. А значит, голодному ремесленнику – портному или гончару – оставалось предлагать крестьянину всё, что у него есть, чтобы купить хлеба и хоть как-то накормить свою семью. В итоге, общая стоимость всех произведённых ремесленниками товаров и услуг в обществе всегда была меньше или равнялась количеству имеющейся в наличии у пахарей и скотоводов еды. Ведь, грубо говоря, нельзя продать горшков больше, чем тебе за них дадут имеющейся еды, зато можно купить все горшки у ремесленника и дать ему ещё еду в долг, если хлеб и мясо у крестьянина есть в излишке, а горшки ему особо не нужны, так что их цена очень низкая.

Стоимость товара (предмета, услуги) – это надобность товара человеку, его «нужность», необходимость в нём в сравнении с едой. Если человек шатается от голода, он, имея возможность утолить голод, купит на свои средства хоть немного еды, а не станет покупать лишнюю игрушку, не пойдёт в парикмахерскую, где стригут за плату, или в театр на новый спектакль, он выберет именно пищу для желудка. Потому что умершему от голода всё равно, какая у него причёска, или чем закончится спектакль, на который он мечтал сходить, пока был жив. Так что и сегодня мера стоимости для любого человека (а у животных понятия «стоимость» нет) – это мера «нужности» ему какого-нибудь товара в его повседневной жизни, какой-то услуги, без которой этот человек себя хуже чувствует, и т.п., в сравнении с едой (в том числе, с необходимой для питья водой), без которой человек себя однозначно чувствует плохо. Поглощая еду – пищу и воду – мы обретаем энергию для любой своей деятельности, то есть, получаем и продлеваем свою способность к движению. Таким образом, еда выступает для человека эквивалентом энергии, ценой жизнедеятельности, и мы можем сравнивать цену – как меру стоимости (меру надобности) товара – с энергией (мерой способности), которую мы могли бы приобрести после принятия определённого количества пищи.

Стоимость и ценность, как субъективные (принятые или назначенные субъектом) качества товара, – это, практически, синонимы, поскольку выражения «ценный товар» и «стОящий товар», «товар ценится» и «товар стОит чего-то» и тому подобные имеют одинаковый смысл. Но вот меры у этих качеств всё же различаются. Мерой стоимости является либо непосредственно еда, либо цена в виде энергии, которую мы, возможно, приобретём сразу или будем приобретать постепенно при обладании этим товаром, следовательно, такая мера вполне объективна. А мерой ценности может тоже непосредственно служить еда, но чаще служит цена в виде товара, услуги или денег, означающих равнозначное количество еды, равноценный товар или равноценную услугу. Такая мера является субъективной, потому что она может меняться в зависимости от различных условий, сопровождающих обмен товарами между людьми (субъектами). Способов обмена товарами два – может быть бартерный обмен (товар на еду, товар на товар или товар на услугу) и денежный (деньги за еду, товар или услугу).

При втором способе товарообмена непосредственный обмен товарами и услугами заменяется оплатой деньгами, так что деньги – это средство оплаты товаров или услуг. Например, вы работаете на заводе, который выпускает автобусы и продаёт их министерству транспорта, и получаете за свою работу оплату в деньгах (денежных знаках). На эти деньги вы покупаете многое, в чём нуждаетесь, то есть, по существу, вы с другими работниками вашего предприятия обмениваете производимые вами автобусы на нужные вам товары, в том числе, на еду. Подобный обмен товарами – очень длинная «многоходовка», где одни товары через оплату деньгами меняются на другие. Но главное условие этого процесса – количество используемых в обменах средств оплаты, то есть денег, всегда находится в прямой зависимости от количества еды, имеющейся в наличии и достаточной для пропитания всех людей общества (например, государства), среди которых происходят обмены товарами и оплаты товаров и услуг. Если еды (продуктов питания) на всех недостаточно, то цены на продукты в денежном выражении будут постоянно расти, и если при этом государство периодически включает печатный станок, то цены растут быстрее. Если же еды хватает, и в государстве есть излишки продуктов, которые можно хранить или даже продавать (экспортировать), то цены на продукты и на большинство товаров и услуг будут стабильными.

Во всех государствах мира за последнюю сотню лет и сейчас, к сожалению, наблюдается первый вариант, об этом свидетельствует повсеместный и постоянный рост цен, то есть не прекращающаяся мировая инфляция – это означает, что мир постепенно приближается к «голодной» катастрофе. И самое печальное заключается в том, что накормить человечество не составляет для земледельцев и скотоводов всех стран никакой сложности, но производство еды специально тормозится определёнными олигархическими группами, в основном представителями английских и американских банков. Ведь человек, не занятый постоянными поисками пропитания и уверенный в своём завтрашнем дне, не нуждается в том, чтобы откладывать в банке средства на «чёрный» день, и для большинства людей банки станут не нужны.