Пуэрториканская литература 20-21 век

Валерий Орлов-Корф
Пуэрториканская литература (20-21 вв.) – Латинская Америка.
Литература этого народа написана на испанском языке. После завоевания испанцами индейцев (1508), страна подверглась разграблению, а население – уничтожено. Историческая культура народа почти вся исчезла. Историки отмечали, что на этой земле появилась новая народность – креолы и ввезенные для работ рабы, которые имели свою культуру и различные жанры народной поэзии. Только в 19 веке культурный процесс получил активизацию (появились учебные заведения, развивалось книгопечатание). Писатели этого времени выступали против испанских поработителей, которые покинули страну только в конце 19 века. Как и во всех странах Латинской Америки, 19 век в литературе находился под влиянием романтизма. Историки оставили нам имена первых писателей-романтиков: Сантьяго Видарте (поэт с патриотическими стихами);  А. Тапия – Ривера (автор исторических романсов о борьбе индейцев с испанцами, поэма «Сатаниада»,1878, ему принадлежит и исторический роман «Ладонь касика»,1852); Э. М.де Остос (1839-1903)  роман «Баоянское паломничество» (1863).
В 19 веке литературный процесс не ограничивался одним романтизмом, рядом с ним было литературное течение «креолизм», близкое к «костумбризму» (показывало черты своеобразного быта и нравов народа Пуэрто-Рико). Известные писатели этого направления: М. А. Алонсо, сборник «Хибаро»; Ф. Васильо-и- Кабрера и др. Эти писатели обращались к жанрам народной креольской поэзии – бомбе и куплету. Историки отмечают творчество М.Фернандеса Хункоса (1846-1928) – прозаик, его нравоописательные книги, народные легенды и предания («Типы и характеры», «Обычаи и традиции») имели большой успех.
Два литературных течения – креолизм и реализм были близки – они отражали жизнь народа. Писатели-реалисты: Ф. дель Валье Атилес (1847-1917), роман «Невинность»; С. Брау (1842-1912), роман «Грешница»; М. Фернандес Хункос, «Рассказы и повести» (1907) – они обличали социальные язвы общества.
В начале 20 века писатели-реалисты продолжали развивать эту тему: М. Сено Гандии (1855-1930), серия романов «Хроники большого мира»1925; М. Гонсалес Гарсиа (1866-1938), романы «Дела», «Эрнесто». Историки отмечают, что эти писатели в своем творчестве имели влияние «натурализма».
После 1898 года страна была захвачена США (испано-американская война). В литературе распространился «модернизм», которым в то время увлекались испано-американские писатели. Литература Коста-Рики попала под это влияние: Л.Льоренс Торрес (1878-1944), сборники стихов  «Симфонические сонеты» (1914), «Голоса большого колокола» (1935) и «Вершины Америки» (1940). В 1930-ые годы на смену «модернизма» приходят различные направления «левого авангардистского» искусства. Для этих течений характерна ломка классических форм стиха и отказ от национальной традиции: Э. Рибера Чевремонта (1896-), сборники «Храм из алебастра» (1919), «Кубок Гебы» (1922); Палес Матос (1899-1959), сборники «Ритмы негритянского и мулатского мира» (1937), «Поэзия 1915-1956» (1957). Критики отмечают, что Палес Матос обращается к афроантильской поэзии, которая изображает экзотические стороны жизни негров, используя негритянский фольклор.
Реалистические традиции  заметны в творчестве  М. Гонсалес Гарсиа; в его сборниках рассказов и повестей затронуты нравоописательные стороны жизни («Дела былых и наших дней» (1922)). Жизнь народа показал в своих произведениях  М. Мелендес Муньос (1884-) – «Противоборствующие силы» и «Сорняк» (1913). Природу родной страны воспевал в своих стихах  поэт-реалист В. Давила (1869-1943) – сборники «Запахи родной земли» и «Городок былых времен» (1917). Социальную тематику в середине 50-х гг. 20 века в пуэрториканской литературе раскрывают писатели Х. А. Корретхер (1908-) – сборники  стихов «Любовь к Пуэрто-Рико», «Родная земля» (1951); Ф. Манрике Кабрера (1908-) сборник «Стихи о моей земле-земле»; Х. Энаморадо Куэста (1892-) сборник «Красной кровью» (1950); Э. Лагерре (1906-) автор трилогии: «Пламя», «Соляр Монтойя», «Прибой» (1949); Х. Л. Гонсалес (1926-) сборники рассказов «Пять кровавых повестей» (1945), «Человек на улице» (1948), «На этой стороне» (1954).
Хусто Л.Гонсалес. История христианства. Том 1. От основания церкви до эпохи Реформации. «Библия для всех». Санкт-Петербург. 2001.
Предисловие.
Автор пишет: «Читатель, по-видимому, удивится прочитав, что эту книгу я в значительной мере считаю автобиографической. Но это именно так – ведь Ортега-и- Гассет сказал, что каждое новое поколение стоит  на плечах  своих предшественников, подобно акробатам в необъятной человеческой пирамиде. Следовательно, рассказ о жизни наших предков представляет собой не что иное, как предисловие к истории нашей собственной жизни.  Но книга автобиографична и в другом смысле – речь в ней идет о друзьях и товарищах, с которыми я провел последние три десятилетия…»
Адам Сильвера (1990-) – писатель, который считает себя и американцем, и пуэрториканцем (его мать пуэрториканка, но сам он родился в Нью-Йорке). Критики отметили его бестселлеры – «Они оба умирают в конце» (2017)  и «Сын бесконечности» (2020).
Мэрилин Батиста Маркес (1959-) – писатель работает в широком раскладе тем – решает и социальные вопросы и сексуальные. Первая книга рассказов увидела читателя в 2012 году, а вторая – в 2019 году. Награждена многими литературными наградами.
Гектор Варела (1940-) писатель, который считает себя и американским и пуэрториканским ( много жил и в Пуэрто-Рико и в США), его произведения носят детективный характер. У автора был большой опыт работы в американской полиции. Джанетт Бесерра (1965-) – писатель, преподаватель, философ. Известны ее пять произведений , в которых она решает различные жизненные вопросы.
Луис Палес Матос (1899-1959) – представитель афро-антильской поэзии, успешно разрабатывал богатую ритмику негритянского стиха. Особо критики отмечали его книгу «Негритянские импровизации». Отрывок из стихотворения «Импрессионистские эскизы»:
«…Земля воровства, земля страданья,
Рабочих, поэтов, недоеданья…
Антиллы – душистые, райские кущи,
Голодное брюхо по морю влекущие.
Вольер попугаев, как тропики, древних,
Политиканствующих на деревьях.
Несчастный остров, где я родился!
Тебя, словно кость, зарывает впрок
Инки, черный бульдог…»
Отрывок из стихотворения «Удовольствия»:
«Французский флаг заходит в гавань. Шлюхи,
Барделей лоно настежь распахните!
Британский стяг в порту. Пора притоны
От нищих завсегдатаев очистить!
Хоругвь американцев… Негритята
И пальмы – все должно быть наготове!
Ром, девки, черные мальчишки. Сладость
Трех главных сил, трех мощных воплощений
Антильских остовов…»

Литература:
1. Краткая литературная энциклопедия. М. 1966.
2. Латинская Америка – литературный альманах. М. 1986 г.
3. Поэзия Латинской Америки. М. 1975 г.
4. Журнал «Иностранная литература». М. 1980 г.