Вовка прогулял урок

Ока Бембеева
               
Ох уж эти главные и второстепенные члены предложения! Как они портят жизнь порядочным школьникам!
Вовка прогулял урок. Вовка прогулял урок из-за контрольной по этим самым членам предложения. Вовка прогулял урок, катаясь в парке на качелях. Весёлый Вовка катался на качелях весь день. Об этом узнала Марьиванна и поставила Вовке жирную двойку. Когда об этом узнал папа, то начал искать ремень. Когда об этом узнал весёлый Вовка, он стал грустный. А ремень вдруг исчез! Пропал, испарился, как сквозь землю провалился. Волшебство!
Не найдя ремень, папа сказал, чтобы Вовка сейчас же садился за уроки! И завтра, в воскресенье, никакого ему выходного, пока всё не выучит.
Вовка сидел за столом, пытался читать, но сон слипал глаза. Вверху, на полке, уютным клубком спал кот.  Вовка умостил голову на стол и сладко подумал: хорошо бы засыпать, а какой-нибудь волшебник засыпал бы в его голову знания. 
И снится ему сон, что у него вместо головы самовар. И сам он себе наливает в чашки чай и сам выпивает. Только чай несладкий какой-то. Вдруг распахнулось окно и в него влетел мудрец с седой бородой и в остроконечной шапке-чалме.  И прямо к Вовке! Поднял он крышку с самовара, т.е. с Вовки и засыпает туда волшебный порошок - знания. Налил Вовка, т.е. самовар, сам себе чаю, а чай уже сладкий! Хотел сказать старичку «спасибо», но тот опередил его. «Давай, - говорит – меняться, ты мне – целый год детства, а я тебе целый год знаний, т.е. пятёрок». Заманчивое предложение!
 Но тут спящий кот свалился со спинки дивана и разбудил Вовку.  Забавный сон!
На следующий день, делая уроки, Вовка потянулся за учебником на полку и оттуда вывалилась книжица. На обложке был сморщенный старичок в знакомой шапке и написано «Сказка о золотом петушке». Вовка признал в нем вчерашнего гостя! «Интересно-интересно», - пробормотал Вовка. На титульном листе витиеватая надпись А.С. Пушкин. 
Прочитав сказку, Вовке стало досадно.  Ощутил какой-то осадок на душе. «Да ну его к чёрту!» – пробормотал Вовка и принялся за уроки.  И так увлёкся, что сделал замечательное расследование!

               
          Расследование о Главных и Второстепенных членах предложения
   
Вовка прогулял урок.

(Подлежащее, друг мой, подчеркни одной чертой, а сказуемое, друзья, подчеркнём двумя).
Как найти Главный член предложения? Это тот, о ком идёт речь и что он сделал! Речь идёт о Вовке, что он прогулял.
Главные члены предложения это:
Подлежащее и Сказуемое. Это основа предложения.
Здесь подлежащее «Вовка» — это существительное, потому что он существует. Можно потыкать в него пальцем.
 Сказуемое сказало (сказует), что он «прогулял» — это глагол. Глагол — это когда объект нашего внимания что-то делает. Ну правильно, что входит в понятие «прогулял»? Катался (в парке), кушал (чипсы и мороженое), скакал (на лужайке). Всё время делал что-то полезное.
Главная основа — это что Вовка прогулял. Потом к этой основе лепятся второстепенные члены. Второстепенные члены предложения – это обстоятельства, определения и дополнения.
                Вот так сложились ОБСТОЯТЕЛЬСТВА   
Вовка прогулял урок из-за контрольной.
(Обстоятельство подчёркивается пунктиром с точкой) Почему же он прогулял? Что за обстоятельство его подвигло к этому? А вот какое! Кому ж хочется схватить двойку, не выучив урок?! Вопросы обстоятельства подсказывают: Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем и Как?

На то и обстоятельство, чтобы указать причину, место, время и способ случившегося. 
Вовка прогулял урок, катаясь в парке на качелях. Теперь, если бы мы были сыщиками, мы бы узнали сей важный факт, где проводил время прогульщик?!
Обстоятельство здесь – «в парке и на качелях».
Мог бы и на лиане, если б был в джунглях.
               

                ОПРЕДЕЛЕНИЯ (Ну очень простые!
Отвечают на вопросы: Какой? Какая? Какие?)
Весёлый Вовка катался на качелях весь день.
(Определение, друг мой, подчеркни такой волной).

Определение определяет, поэтому его так и назвали. Что определяет? - Признак предмета. Какой был Вовка? Весёлый! Вправду, почему же Вовке не быть весёлым, когда все усердно пашут на контрольной, а он катается, веселится?! А вот завтра, когда об этом узнает папа, возможно, Вовка будет грустный. Что тоже будет являться определением.
2-ое определение – «весь» …день. Ведь несведущие люди могут подумать, что он покатался 5 минут, а потом побежал на урок.
Об этом узнала строгая Марьиванна и поставила Вовке жирную двойку. Мдааа..  Что Марьиванна строгая — это тоже определение! Поставила не худосочную двойку, а жирную. Вот, например, двойки, они такие жирные и наглые. Иногда учителя жалеют ученика и вместо наглой двойки ставят робкую тройку. А какими, интересно, могут быть четвёрки и пятёрки, а единицы? Сможете дать им определение!

                ДОПОЛНЕНИЕ (ищем в последнюю очередь!)
Потому что, то, что осталось, то обычно и бывает дополнением
Весёлый Вовка катался на качелях весь день. Гл.члены предложения (или основа предложения) – Вовка катался.
Определения – «весёлый» и «весь».
Обстоятельства - «на качелях».
А вот что катался весь «день» — это дополнение.
Ясно, что не ночь, да?

Предложения бывают простые и сложные.
Также они бывают повествовательные (повествуют о чём-то) – в конце ставится точка (.)
Вопросительные (спрашивают) – в конце ставится знак вопроса (?)
 Восклицательные (восклицают) – в конце ставится восклицательный знак (!)

***
О cоперниках Антонимах, певцах Синонимах и актёрах Омонимах.
 Вовка прогулял урок Простое предложение, проще некуда.  Кстати, слово «урок» — это дополнение. Дополняют, чтобы было понятно, что не аквапарк.
Когда об этом узнал папа, то начал искать
ремень. Когда об этом узнал весёлый Вовка, он стал грустный. Даа, сложно... Сложное предложение, состоит из двух частей. Грусть и веселье – это слова с противоположным смыслом. Приставка «анти» - обозначает «против, противоположность, противоборство». Весёлый – грустный, белый – чёрный, ну вы поняли да? Соперники, драчуны, вечный бой - вот что такое АНТОНИМЫ.
 

А ремень исчез! Пропал, испарился, как сквозь землю провалился. Догадались о чём идет речь?      О синонимах.
  Слова СИНОНИМЫ – имеют значение одно, а пишутся по-разному. «Исчез» и «пропал» - одно и то же.
Это как одну и ту же песню: «Сиии...» - поёт хор разных людей.
Волшебство! Простое предложение. Только один главный член предложения.
Вовка умостил голову на стол и сладко подумал: хорошо бы засыпать, а какой-нибудь волшебник засыпал бы в его голову знания. Два раза слово «засыпать», воскликнет кто-то! ОМОНИМ – это одно слово, имеющее несколько значений. «Омоним» дословно переводится как «одинаковое имя». Это как один актёр может сыграть нам разные роли.
Один учёный хотел изобрести машину, чтобы заменить корову. Чтобы в аппарат засыпали разную траву, а выходило бы из нее молоко. Но, к сожалению, ничего не вышло.
Так и со знаниями - только глазами, ушами и головой можно их добывать.
Прочитав сказку, Вовке стало досадно. «Да ну его к чёрту!» – пробормотал Вовка и принялся за уроки.       
          Почему ему стало досадно? Почему «бесплатный сыр бывает только в мышеловке»?
Многие вещи, кажутся сначала трудными. На самом деле же, если их хорошенько помучить, они оказываются простыми.               

Вскоре Вовка победил в викторине по русскому языку! Ну всё! Теперь я беспокоюсь за вас, получите большую пятёрку и тяжело будет проходить с ней в двери.