Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты

Алия Берш
Часть I. МАРИНА

Это был самый настоящий Ангел с небес, которого отправили на Землю с краткосрочной миссией. Всего лишь на 15 лет...

Мы познакомились с ней в 3-м классе. Веселая, добрая, отзывчивая и открытая всему миру девчонка просто покорила мое наглухо закрытое сердце с первой же минуты. Она была универсальным ключом, подходящим для всех замков. Необычайно красивая с этими непослушными завитушками, обрамлявшими ее вечно светящееся личико. Девочка - Мальвина с искорками в глазах...

Я была спокойным домашним ребенком, тогда как Маришка была девочкой-искрой, нашим непосредственным зачинщиком и вечным генератором идей. Часто втайне от родителей мы бегали с ней на ближайшую стройку, где строились частные дома из шпал, между которыми тут и там торчали разноцветные обрезки тканей, видимо, для изоляции от сквозняков. Мне категорически не разрешалось ходить туда, но Марина могла убедить любого. Когда рабочие уезжали на обед, мы втихаря вытаскивали как можно больше этих пестрых тряпочек, набивали ими свои карманы и бежали обратно домой. Дома, рассматривая ткани, делились обрезками и пытались сотворить из них новые наряды для своих несуществующих кукол...

В конце нашей улицы стоял старый заколоченный дом, мимо которого мы проходили каждый день по дороге в школу. Как-то Маринка сказала, что видела свет за закрытыми ставнями. Это было странно, учитывая тот факт, что в доме уже давно никто не жил. У нее вдруг возникла идея "последить" за домом. Я была только "ЗА". А что еще делать короткими зимними вечерами? Мы завели наш собственный дневник наблюдения, в котором старательно отмечали всё то, что казалось нам особенно странным. После продолжительного наблюдения мы пришли к выводу, что в доме обитает призрак. Только так можно было объяснить эту тусклую полоску света из-под заколоченного окна при отсутствии каких-либо следов на снегу и признаков жизни в целом. Мы пытались донести эту мысль до родителей, но от нас просто отмахнулись... Со временем игра в детективов нам наскучила. Мы забросили своё наблюдение, оставив старый дом с его призрачными обитателями в покое...

Каждый день после уроков мы бежали наперегонки на старые турники, стоявшие в самом конце школьного двора, чтобы успеть занять самое лучшее место. Нам нравилось взбираться как можно выше и часами сидеть там, свесив ноги и просто болтая ни о чем. После турников мы непременно шли к нашему излюбленному месту -  к огромной яме за старыми гаражами. Это было нашим тайным местом. Об этой яме никто не знал. Мы нашли ее случайно, однажды нарушив свой привычный маршрут. Яма была достаточно глубокой и ее, конечно, можно было обойти, но тогда какой в ней смысл? Мы на спор прыгали через нее по нескольку раз, засчитывая баллы за каждый удачный прыжок, стараясь при этом не упасть внутрь...

Однажды в яму угодила огромная свинья. Я не знаю, откуда она вообще там появилась. Она долго и отчаянно визжала, безуспешно пытаясь выбраться. Мы ничем не могли ей помочь. Взрослых рядом не было. Родители, как обычно, никак не отреагировали, возможно, даже не поверили. Весь оставшийся вечер мы с Маринкой придумывали план спасения свиньи, взвешивая все возможные варианты. На следующий день после школы мы тут же рванули к яме, волоча за собой огромную доску, которую слезно выпросили у нашего трудовика. Мы думали, что доска сыграет роль моста, по которому свинья сможет выбраться из своей ловушки. К сожалению, мы не успели. К тому времени свинья была уже мертва... С того дня мы перестали прыгать через яму, неожиданно ставшую чьей-то могилой... Зимой её полностью завалило снегом. Весной снег растаял, обнажив под собой то, что осталось от бедного животного - скелет, одиноко белеющий внизу. Мы присыпали его песком, а Маринка еще долгое время носила к яме букеты полевых цветов...

За всё время нашей дружбы мы ни разу не ссорились за исключением одного трагического случая... Однажды Маришкина собака ощенилась тремя маленькими щенятами. Три белых пушистых комочка счастья! Одного я выпросила себе, клятвенно обещая беречь и заботиться о нем изо всех сил. Мне не верилось, что теперь и у меня есть свое маленькое живое чудо, о котором я не могла даже мечтать! Это был самый счастливый день! Ночью щенок долго и надрывно скулил в поисках своей матери. Отец, разозлившись, отнес его в гараж, несмотря на все мои мольбы и слезы. Он был просто неумолим! В ту ночь бедный щенок не выдержал мороза... Утром я беззвучно плакала над его уже холодным безжизненным телом. Я тщетно пыталась расшевелить и вернуть его к жизни, уверяя себя, что он просто крепко уснул. Мне было 10, я просто никак не могла принять эту смерть. Я была так зла на отца и ненавидела себя за то, что не смогла настоять, не смогла защитить и уберечь свое маленькое кратковременное счастье. Огромное чувство вины давило так сильно,  что хотелось поменяться с ним местами и просто замерзнуть там вместо него...

Я несколько дней избегала встречи с Мариной, потому что не знала, что ей сказать. Нет, я и не думала оправдываться. Я понимала, что не справилась с ответственностью и принимала всю вину на себя. Трагическая гибель щенка стала слишком сильным потрясением для меня. Настолько сильным, что с того самого дня я твердо решила, что больше никогда не заведу себе питомца...

Марина не была бы Ангелом, если бы не умела прощать. Я всё еще продолжала винить себя, а она пыталась успокоить, повторяя: "Я простила и отпустила, ты тоже... отпусти"... Общая беда всегда сближает.  Она умела находить нужные слова. С ней было легко и просто. Со временем мы сблизились настолько, что уже просто не могли быть порознь. Мы понимали друг друга с полуслова. Казалось, наша дружба продлится ВЕЧНО, но... через пару лет мои родители решили продать дом, чтобы переехать в новый район. Мне пришлось перейти в другую школу, а потом и вовсе уехать из города... В 15 лет я вернулась обратно. Родители долгое время скрывали от меня правду и не хотели говорить, но потом всё-таки решились. Они сказали, что Марины больше нет... ОНА УШЛА...

Тем жарким днем она отдыхала с родителями на природе, отмечая первую неделю школьных каникул, когда вдруг ее маленькое доброе сердце внезапно остановилось прямо там, в воде... Они поделили ее между собой: река забрала ее жизнь, земля тело, а небо душу...
Иногда мне кажется, что она знала, чувствовала, что у нее не так много времени, поэтому так сильно любила жизнь. Любила ее в мельчайших деталях, проживая каждую секунду, как в последний раз. Она замечала вещи, которые не замечал никто, удивлялась мелочам, до которых другим не было дела, радовалась каждому дню, встречая его с улыбкой на лице. Она была маленьким солнцем, от которого исходили теплые лучики радости и добра. Ее просто невозможно было не любить. Она была открытой книгой, полной незабываемых приключений и волшебства. Самый настоящий магнит, притягивающий всё вокруг. Наверное, такие люди нужны не только на Земле, поэтому они и не задерживаются здесь надолго. Приходят внезапно, чтобы прожить короткую, но яркую жизнь, оставив за собой глубокий след...

Я благодарна Марине за то, что она ворвалась в мою жизнь маленьким метеоритом и раскололась в ней на тысячу разноцветных обрезков, чтобы изолировать мою душу от сквозняков и украсить её всеми цветами радуги! Она пришла, чтобы остаться в памяти уже навсегда. Неземная девочка - Мальвина с искорками в глазах, которая так сильно любила жизнь...

____________________________________

Часть II. АНЮТА

В 6-й класс я перешла уже в новой школе, приятно пахнущей краской и свежей побелкой. Новым было всё: само здание школы, классы, парты, директор, учителя, учащиеся. На линейке в честь первого дня знаний мама неожиданно встретила свою давнюю знакомую, которая, как оказалось, тоже привела свою дочь. Нас определили в один и тот же класс, чему моя мама обрадовалась больше всех, успокоившись, что мне не придется ходить в школу одной. Она уже заранее всё определила за нас. "Познакомься, это Аня, теперь вы будете дружить", - она легонько подтолкнула меня вперед. Я не знаю, о чем в тот момент думала девочка Аня, глядя на моё каменное лицо, стянутое до предела тугими косичками с широченными бантами. Прекрасно зная мой замкнутый характер, мама то и дело подталкивала меня всё ближе к моей новой однокласснице, тихо приговаривая: "Пожалуйста, сделай лицо попроще хотя бы раз в жизни!" Она так хотела, чтобы у меня были друзья, поэтому при любой возможности пыталась "подружить" меня с детьми всех своих знакомых. Девочка Аня не стала исключением. Домой мы шли молча. Пока наши мамы весело и непринужденно разговаривали между собой, мы просто шли рядом и молчали... Уже возле дома мама попросила мою новую знакомую "забирать" меня по утрам в школу.

Аня оказалась исключительно ответственным человеком, держащим слово, поэтому с того дня она взяла в привычку каждое утро заходить за мной по дороге в школу. Ей было совсем не лень подниматься на 4-й этаж без лифта, чтобы полчаса прождать меня на пороге, пока я наконец-то выползу из квартиры. До сих пор удивляюсь ее вселенскому терпению. Наверное, только благодаря ему мы смогли подружиться. Со мной не всегда было легко, но она мужественно и снисходительно терпела все мои закидоны, ловко управляясь со строптивым характером хронического бирюка. Мы ходили друг к другу в гости, иногда оставаясь с ночевкой, болтая в темноте до отупения и засыпая уже на рассвете. На выходных вместе ходили в старый город, чтобы навестить ее деда, а заодно и мою бабушку, наматывая километры пешком. Прячась за тонкой занавеской, мы поочередно смотрели в старенький бинокль, наблюдая, как ее любимый мальчик с параллельного класса играет в футбол, а на большой перемене пытались подкинуть любовную записку в рюкзак тому, кто нравился мне. Мы тайно смотрели ужастики в отсутствие родителей, чтобы на следующий день поделиться ночными кошмарами. Мы обменивались библиотечными книжками и одинаково тихо ненавидели классуху...

Так продолжалось до тех пор, пока ее семья не приняла решение переехать в другую страну. Перед отъездом мы символично поделили старую денежную купюру на две части, чтобы соединить их, как только мы встретимся снова. Мы клятвенно обещали не забывать и писать друг другу письма, обмениваясь даже самыми незначительными новостями... Она уехала, а мне пришлось снова привыкать жить без нее, проходя знакомый до боли маршрут уже в гордом одиночестве. Мы очень часто писали друг друга письма, посылая фотки и открытки. Из ее писем я узнала, что она наконец-то встретила свою любовь...

Я ждала лето, когда Аня вновь приедет в родной город в гости к деду, чтобы мы могли увидеться. Это были лучшие дни! Мы просто не могли наговориться, болтая обо всем подряд. Нам просто необходимо было поделиться друг с другом секретами, скопившимися за год. Мы гуляли в компашке моих новых знакомых, практически встречая рассвет под звуки гитары. Мне так хотелось, чтобы это продолжалось вечно, но... в конце лета она снова уезжала и с каждым разом приезжала все реже и реже...

Потом я закончила школу и уехала поступать в другой город. Началась новая студенческая жизнь. Связь между мной и Аней как-то резко оборвалась. Спустя несколько лет мы встретились уже будучи достаточно взрослыми и с тех пор всё еще общаемся, проживая в разных странах. И пусть видимся мы не так часто, как хотелось бы, но сама мысль о том, что мы всё еще есть друг у друга - этого достаточно. Наша дружба прошла все испытания, так что расстояние - уже не помеха! Спасибо тебе, Анюта, за то, что ты смогла вытащить меня из моих душевных катакомб, преодолев со мной множество препятствий и став моим неизменным будильником, который регулярно вырывал меня из глубокого сна навстречу новому дню...